Ну, вот, и настало время одного из самых любимых и уважаемых калининградцами праздников - Дня рыбака, традиционно отмечаемого во второе воскресенье июля. Куда же лучше всего отправиться в этот день? Конечно же, на борт среднего рыболовецкого траулера СРТ-129, относящегося к уникальному и единственному в России Музею Мирового океана, за многие годы, собравшего у своих стен самую настоящую флотилию из различных судов. СРТ-129 - это единственное в стране рыболовное судно такого типа, на борту которого создана уникальная экспозиция, посвященная истории рыбопромыслового флота России и рыболовецкой истории нашего региона.
Суда этого типа в послевоенный период сыграли выдающуюся роль в добыче рыбных ресурсов и развития рыбной отрасли. Именно на них впервые вышли калининградские рыбаки в середине 50-х годов в открытый океан и обнаружили новые районы промысла. На этих же судах сформировалась знаменитая калининградская рыболовная школа, что позволило в лучшие годы давать до 11% рыбных запасов всей страны.
02.
03.
04.
Калининградский траулер, единственный сохранившийся на Северо-Западе России, как и остальные рыболовные суда этого проекта (тип "логгер"), был заложен еще в 1939-1944 годах на верфях Германии и передан Советскому Союзу в счет репараций.
05.
06.
07.
08. Эти суда предназначались для промысла сельди в Северной Атлантике дрифтерными сетями и донным тралом по схеме бортового траления с обоих бортов.
Выставки на борту судна постоянно меняются, и сегодня мне удалось попасть на фотовыставку под названием "Корабли и капитаны", на фотографиях которой запечатлены рыбопромысловые суда, для которых портом приписки был Калининград, и их отважные капитаны.
09.
10.
11.
12.
Осмотр судна начинается с носового отсека, где расположена большая часть экспозиций. Здесь можно также посидеть в кают-компании, посмотреть каюту капитана и экипажа, камбуз и другие помещения.
13. Носовая часть судна.
14. Лебедка.
15.
16. Помещение трюма.
Ходить на подобных крохотных суденышках в суровую штормовую Балтику и Атлантику было сродни настоящему подвигу. Ведь по-другому в послевоенное время было нельзя. Приходилось восстанавливать промышленность и подымать экономику Союза.
17.
18.
19. Одежда - спецовка.
20.
21. Морские узлы.
22. Конечно, не все рыбаки возвращались к родным берегам… Калининградцы помнят очень много трагедий, навсегда оставшихся в душах не одного поколения.
Например, 28 февраля 1967 года в проливе Скагеррак во время десятибалльного шторма затонул калининградский рыболовный траулер "Тукан". Эта трагедия стала самой масштабной по количеству жертв за всю историю калининградского флота - в ту ночь погибло 57 человек.
23.
В постоянной экспозиции "Пионеры океанического лова" ярко представлены история рыболовного промысла в России и в Калининградской области, работа средних рыболовных траулеров в океане, жизнь и труд рыбаков.
24.
25. Стеклянный буй.
Среди экспонатов - макеты тралов, фрагменты разноячеистых сетей, из которых делались различные орудия лова, канаты, кухтыли, карты основных районов промыслов.
26.
27. Кают-компания.
28.
29.
30. Азбука Морзе и телеграф - единственная связь с домом.
Суда этого типа стали образцами и для строительства 60 научно-исследовательских судов, многие из которых внесли выдающийся вклад в изучение Мирового океана ("Александр А. Ковалевский", "Академик Берг", "Миклухо-Маклай", "Шельф" и другие). Об этом тоже упоминается в экспозиции на борту.
31.
32. Столовая.
33.
34. Каюта капитана.
35. Далее мы отправляемся на корму судна, где расположена ходовая и штурманская рубки, а также шлюпочная палуба.
В ходовой рубке установлены приборы и устройства управления судном - основной прибор гирокомпаса "Амур", рулевая колонка со штурвалом, индикатор радиолокационной станции "Донец-2", машинный телеграф, репитер гирокомпаса, индикатор поискового эхолота "Лещ", пульт радиостанции "Корабль-3".
36. Рубка.
37.
38. Вид из рубки на палубу.
В штурманской рубке - радиопеленгатор "Рыбка" и индикатор навигационного эхолота "НЭЛ-5"; в радиорубке - радиоприемник "Волна-К", передатчики различной модификации и назначения, пульт управления сигнальными огнями; на верхнем мостике - рамочная антенна радиопеленгатора, плоская антенна радиолокационной станции, нактоуз главного путевого компаса.
39.
40.
41. Эхолот и машинный телеграф.
Среди палубного оборудования наибольший интерес представляют паруса. На судах типа СРТ поднимали паруса, используя их для увеличения скорости судна на переходе из одного района промысла в другой. Носовой парус (кливер) поднимался на фок-мачте, кормовой парус (трисель-грот) - на грот-мачте.
42. Косой парус.
43. Шлюпка.
44. Рында с ТР "Ленинские горы".
45. Страшный зверь на палубе. ))
Тактико-технические характеристики СРТ-129:
- наибольшая длина - 38,5 м;
- ширина по грузовой ватерлинии - 7,8 м;
- общая высота рангоута - 17,35 м;
- осадка с полными запасами - 5,86 м;
- водоизмещение - 410 тонн;
- автономность плавания - 8140 миль;
- мощность главного двигателя - 300 л. с.;
- скорость хода - 9 узлов;
- грузоподъемность 110 тонн;
- экипаж - 26 человек.
46.
47. Машинное отделение.
Музею Мирового океана СРТ-129 был передан в 2007 году. За 10 лет музейной работы на борту СРТ побывали тысячи посетителей, открылись десятки интересных выставок. Сегодня судно стало любимым местом встречи для ветеранов рыбной отрасли.
Кстати, только в День рыбака, у всех посетителей СРТ-129, появится уникальный шанс подняться на палубу нового музейного судна - единственного в мире сохранившегося плавмаяка "Ирбенский". О нем я расскажу подробно в следующий раз.
48.
-----------------
Вам понравился мой блог?
Подписывайтесь! Все самые последние новости и публикации также можно найти на моих страничках в
Facebook,
ВКонтакте и
Инстаграм. Буду рад всем!