Борхерсдорфская кирха (Kirche Borchersdorf), пос. Зеленополье, Калининградская область.

Oct 17, 2015 21:58


Всего в восьми километрах от поселка Чехово, известного руинами кирхи Удервангена XIV века (я о ней рассказывал в предыдущем посте), находится поселок Зеленополье, бывший немецкий Борхерсдорф (нем. Borchersdorf). Здесь также находятся остатки еще одной лютеранской кирхи с одноименным названием. В отличие от многих других руинированных кирх по области, кирха Борхерсдорфа считается довольно известной, во многом благодаря уникальной, чудом сохранившейся, смальтовой мозаике.

Первая кирха в этих местах упоминается в документах Тевтонского ордена от 1481 года. Тогда это было простенькое строение из дерева и кирпича, довольно быстро пришедшее в ветхое состояние и, по этой причине, перестроенное в начале XVI века. Однако и эта кирха просуществовала, относительно, недолго. Новая кирха была возведена в 1718-1735 годах, по личному приказу короля Фридриха Вильгельма I. За образец была взята кирха Dorfkirche (?), расположенная в пригороде Берлина - Вустерхаузене (нем. Königs Wusterhausen).



Само по себе здание кирхи было довольно простым со стенами из кирпича и гранита. С западной стороны кирхи находилась невысокая башня с колоколом, а с восточной - ризница. Внутри кирхи уже имелась красивая кафедра (1734) с подножием в виде фигуры Моисея. Чуть позже, в 1784 году, Кёнигсбергским купцом Кенкелем кирхе была подарена крестильная купель, а в 1787 году, в ризнице появилась печь с кафельной облицовкой, на которой был изображен герб барона фон Колласа и алтарь работы известного Кёнигсбергского скульптора Исаака Риги (нем. Isaak Riga).

02.



К 1807 году Борхерсдорфская кирха имени святой Катарины вновь пришла в аварийное состояние и была в очередной раз отреставрирована к 1814 году. Спустя 47 лет, в кирхе появляется орган.

03.



04.



В 1910 году население Борхерсдорфа составляло 506 жителей. Начавшаяся Первая мировая война унесла множество жизней прихожан кирхи и спустя два года после ее окончания, жители поселка на восточной стене кирхи установили мемориальную плиту с фамилиями павших земляков и названиями населенных пунктов церковного прихода. На памятнике имелась надпись "ES STARBEN FUR IHR VATERLAND IM WELTKRIEGE 1914-1918" ("Они погибли за своё Отечество в великой войне 1914-1918").

05.



Над плитой располагалось уникальное мозаичное панно размером 3,0 на 2,3 м, выполненное неизвестным автором в технике смальты и чудом сохранившееся до наших дней. Панно изображает крестьянина-сеятеля, засевающего поля сражений. Из земли, в которой покоятся немецкие воины в стальных касках, прорывается молодой росток, олицетворяющий начавшуюся мирную жизнь после окончания войны. За основу изображения был взят Евангельская притча о сеятеле.

06.



07.



Бытует мнение, что панно было выполнено на пожертвования графа Августа Карла фон Дёнхоф-Фридрихштайн (нем. August Karl Graf von Dönhoff-Friedrichstein), отца знаменитой графини Марион фон Дёнхоф (нем. Marion Hedda Ilse Gräfin Dönhoff) из близлежащего поместья Фридрихштайн (совр. пос. Каменка).

08.



Во время боёв 27 января 1945 года кирха получила серьезные повреждения. Артиллерийским огнем был частично разрушен шпиль башни и часть стен. В 1946 году Борхерсдорф переименован в поселок Зеленополье муниципального образования Луговского сельского поселения Гурьевского района Калининградской области. Кирха превратилась в еще один овощной склад… Для подъезда поселковой грузовой техники была разобрана южная стена с ризницей, а также южный притвор. Один из двух, чудом сохранившийся колокол был вывезен в Германию и установлен на колокольне кирхи в баварском городе Тростберг (нем. Trostberg).

09.



10.



В 1999 году обрушилась восточная стена, мозаика же сохранилась чудом. Вскоре прогнившие перекрытия привели к обрушению крыши.

11.



Постановлением Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года № 132 кирха получила статус объекта культурного наследия регионального значения.

А в 2010 году она была передана РПЦ. В честь такого события, 12 ноября этого же года, силами школьников, неравнодушных граждан и участников Багратионовского военно-исторического клуба, в кирхе был проведен субботник, расчищены заросли кустарника и убраны остатки кровли. Священником о. Павлом из прихода в пос. Нивенское был отслужен молебен.

12.



Кстати, возвращаясь к мозаичному панно, хочется сказать, что евангельский сюжет этой мозаики послужил основой для целого цикла гравюр "Вечно живые" известного литовского художника Стасиса Красаускаса, за который он в 1976 году был удостоен звания Лауреата Государственной премии СССР. Красаускас адаптировал образ погибшего немецкого солдата для советской аудитории, заменив германский стальной шлем М-16 на советский СШ-40…

Сегодня состояние кирхи аварийное, стены продолжают разрушаться, никаких ремонтно-реставрационных работ не проводится и не предвидится, а уникальное панно стало предметом ожесточенных споров.

13.



Известный в области протоиерей и историк Георгий Бирюков, настоятель храма Святого Духа города Нестерова Калининградской Епархии утверждает, что данное панно не имеет ничего общего с евангельской притчей о Сеятеле. По его словам, крестьянин в пиджаке никак не может ассоциироваться с Иисусом Христом, а следовательно образ нельзя считать церковным и имеющим какую-либо ценность.

14.



Отец Георгий утверждает, что на панно изображен ни кто иной, как Хорст Вессель (нем. Horst Ludwig Wessel) - один из героев нацизма, автор официального гимна Национал-социалистической рабочей партии Германии (НСДАП) и Третьего рейха, застреленный в 1930 году членом компартии в ходе уличных потасовок. С подачи Йозефа Геббельса, его фигура превратилась в "символ борьбы и мученичества за идеи национал-социализма", он стал павшим героем нацистского движения.

15.



"Немецкие христиане" активно пропагандировали образы героев, павших от рук врагов за торжество нацизма, уподобляя их Христу. Пропаганда шла не только на словах, но и в искусстве: скульптуре, живописи, резьбе…

По словам Георгия Бирюкова, содержание гимна НСДАП объясняет подлинный смысл панно в Зеленополье:

"Die Fahne hoch! Die Reihen fest geschlossen!
SA marschiert Mit ruhig festem Schritt
Kam’raden, die Rotfront Und Reaktion erschossen,
Marschier’n im Geist In unser’n Reihen mit."

"Знамена вверх!
В шеренгах, плотно слитых,
СА идут, спокойны и тверды.
Друзей, Ротфронтом и реакцией убитых,
Шагают души, в наши встав ряды!"

16.



Семя, попавшее в добрую почву, даст урожай в тридцать, шестьдесят или в сто крат больший. То есть, по трактовке "немецких христиан", каждый, погибший за дело нацизма, принесет плод в тридцать, шестьдесят или в сто раз больше последователей. На панно изображены убитые немцы в военной форме и стальных шлемах, напоминающих в профиль скорее М-35, а не М-16. На их место встанут десятки и сотни новых бойцов.

С этим мнением не согласны местные краеведы и историки, называющие слова отца Георгия не иначе, как бредом.

17.



Кстати, с Борхерсдорфской кирхой связан еще один неприятный факт. На официальной бумаге "Перечня объектов культурного наследия регионального значения" значится, что зеленопольский объект официально находится в Храбровском сельском поселении, а не в Луговском. Всему виной еще один поселок с таким же названием - Зеленополье, вот только кирхи там никакой нет… Возможно в другом ее тоже скоро не будет, как и уникального мозаичного панно…

18.



Зеленополье, краеведение, #словокалининграду, Восточная Пруссия, Ostpreußen, сеятель, кирхи, панно, Борхерсдорф, пмв, ПМВ, canon eos 6d, Königs Wusterhausen, Хорст Вессель, trostberg, Marion Dönhoff, Георгий Бирюков, borchersdorf, Стасис Красаускас, Калининградская область, 2015, kirche, история, horst wessel, isaak riga

Previous post Next post
Up