СССР. Шпионские игры в небе.

Dec 01, 2012 01:21

Начало пятидесятых, корейская война. Первая серьезная схватка между армиями СССР и США - и первые попытки «украсть» друг у друга образцы новейших истребителей. В конце 1950 года летчики США, безраздельно хозяйничавшие в небе Кореи, впервые встретились со стрелообразными самолетами МиГ-15. С высоты 10000 метров наши истребители из пике атаковали бомбардировщиков и истребителей США. Командующий американскими войсками Макартур вынужден был доложить комитету начальников штабов: наши пилоты впервые столкнулись с боевой техникой, значительно превосходящей американскую, боевой дух их падает, а полеты не приносят прежнего эффекта, не помогают и «Сейбры».

9 апреля 1951 года американцы предпринимают мощную атаку на железнодорожный мост через реку Ялудзян, по которому из Советского Союза через Китай шло основное снабжение корейской армии. 48 бомбардировщиков В-29 и свыше ста истребителей F-84 «Тандерджет» участвовало в ней. Итог: с американской стороны сбито 12 бомбардировщиков и 4 истребителя, с советской - ни одного. Командованию США ничего не оставалось, как на прикрытие бросить новейшие истребители F-86. И опять неудача. Американцы поняли: им противостоит современнейшая советская воздушная машина. Ее надо добыть любой ценой.

По основным летно-техническим данным истребители МиГ-15 и F-86 «Сейбр» были равны, но МиГ превосходил своего конкурента в скороподъемности и в вооружении: две пушки 23-мм калибра и одна 37-мм отличались высокой скорострельностью, а снаряды пробивали любую броню. Шесть крупнокалиберных «сейбровских» пулеметов «кольт браунинг» не давали такого эффекта.

И вот американцы приняли решение посадить МиГ-15. Тактику избрали следующую: повредить самолет и уже плохо управляемый вывести на свой аэродром. Первое нападение осуществили на капитана Сергея Крамаренко - нашего аса, на счету которого к тому моменту было 13 сбитых самолетов, 149 боевых вылетов. Его пыталась взять «в клещи» тройка «Сейбров». Но Крамаренко сумел уйти под защиту наших установок ПВО, которые чуть его самого не сбили, приняв за «Сейбр».

Вскоре в аналогичный переплет попал Александр Москвичев, тоже опытный летчик. В бою его МиГ-15 зажала восьмерка «Сейбров» и «повела» на свой аэродром. При малейшем отклонении вправо или влево рядом проносились огненные трассы. Сам пилот рассказывал: «Не вырваться, думаю, остается одно - резкий маневр и таран. Вот один «Сейбр» зашел вперед, видимо, для показа, куда дальше следовать. Я открыл огонь, подбив «Сейбр». По мне тут же пустили несколько очередей. Я получил тяжелое ранение в руку, но смог резко спикировать и катапультировался. Благо, меня подобрали корейские крестьяне«…

Поняв, что «украсть» МиГ-15 - дело малоперспективное, американцы начинали разбрасывать листовки, в которых обещали сначала 100 тысяч долларов, а потом и миллион тому, кто доставит им целехонький МиГ. Рассчитаны посулы были на советских летчиков, корейских военнослужащих и крестьян. Правда, как последние могли добыть и доставить самолет, известно, видимо, одним авторам листовок.

Словом, американцы решили «купить» МиГ-15. А в это время в главном штабе советских ВВС разрабатывали операцию по посадке «Сейбра». Из Москвы в Аньдун, где дислоцировались наши авиачасти, выехала группа летчиков во главе с генерал-лейтенантом авиации Героем Советского Союза Алексеем Благовещенским, занимавшимся тогда испытательной работой. Прибыли, собрали командиров полков и объявили: всю информацию о воздушной обстановке предоставлять нам - будем брать «Сейбр». Пилоты переглянулись: вы для начала подбить попробуйте, а уж затем сажайте. На совещании сказали «москвичам»: посадить «Сейбр» - безумная идея. На что последовал ответ: мы сами с усами, ваше дело - снабжать нас информацией.

И вот первый вылет, первый бой. Если судить по результатам, то американские летчики «расколошматили» группу. Один МиГ был сбит, два других получили серьезные повреждения. Прибывшие для захвата «Сейбра» задумались. Последовал восьмидневный перерыв в полетах. В группе Благовещенского приступили к изучению тактики действий противника. Не чурались теперь послушать простых летчиков. И вот новая попытка захвата. Закончилась она опять безрезультатно. Причем при посадке погиб полковник Дзюбенко - перевернулся самолет. После этого генерал-лейтенант Благовещенский (кстати, летчик от Бога, но что было, то было) со своей группой убыл в Москву.

И все же захват «Сейбра» состоялся. Помог осуществить его в сентябре 1951 года полковник Евгений Пепеляев, впоследствии герой Советского Союза - на его счету 19 сбитых американских самолетов. Рассказывает сам летчик.

- Я столкнулся с «Сейбром» неожиданно, когда уже выходил из боя с другими самолетами. Тут же открыл огонь. «Сейбр» стал падать. Как оказалось, я ему повредил двигатель и катапульту. Пилоту «Сейбра» ничего не оставалось как посадить самолет. Планируя, он дотянул до Желтого моря и сел на гальку, как раз в тот момент, когда начинался отлив. Летчика тут же подобрала служба спасения - она у американцев действовала безупречно. А самолет остался…

Дальнейшие события, по свидетельству очевидцев, развивались так. Часа через два-три появились американские штурмовики и стали сыпать на район посадки «Сейбра» бомбы. Однако уже начался прилив, и пенистая морская вода надежно укрыла самолет. Наступила ночь. Нашим авиаторам поставили задачу - достать истребитель из воды и доставить на аэродром Аньдун. За ночь не управились.

Первоначально оттащили на приличное расстояние от берега в поле и замаскировали под стог сена. Там он простоял целый день. С побережья до аэродрома - дорога с тоннелями, крылатую машину не провезешь. С наступлением темноты истребителю обрезали крылья.

Утром «Сейбр» был уже на нашем аэродроме. «Пленника» упаковали по частям в ящики и отправили в Москву. Так был добыт этот ценный трофей.

А чуть позже и еще один.

Второй «Сейбр» был пленен благодаря «ювелирной» работе летчиков 16-го истребительного авиаполка, подбивших его. «Сейбр» совершил вынужденную посадку на территорию, которая контролировалась северокорейскими войсками, а пилот, американский ас, был взят в плен. F-86 оперативно доставили на аэродром Аньдун.

К концу войны американцы применили «Сейбры» с радиолокаторами. Нашим летчикам была поставлена задача добыть и эту модификацию.

http://back-in-ussr.info/2012/03/shpionskie-igry-v-nebe/#more-1645

КГБ, ЦРУ, СССР, США

Previous post Next post
Up