После первого же вылета наших летчиков начались слухи про сбитые российские самолеты и даже стали появляться видео.
Понятно, что все это фейки, но давайте разберемся какая на самом деле вероятность потерь среди наших ВВС?
Давайте отталкиваться от потерь армии Асада. По данным журнала "Военное обозрение", расклад сил в Сирии выглядит так:
Однако я усомнюсь в ее точности. Во-первых, танков у Асада еще до начала войны было всего около 5 тысяч, во-вторых, летательных аппаратов у ВВС Сирии до начала войны было 784 штуки. Это, конечно, включая вертолеты, но все же усомнюсь в то, что от сирийских ВВС осталось около 10%.
Посчитать потери ВВС Асада простым вычитанием не получится. Поэтому стоит просуммировать известные нам случаи и постараться сделать какие-то выводы на основании этой узкой и не самой репрезентативной выборки.
Click to view
Попробуем понять, что как и чем сбивалось в Сирии в последнее время. И, исходя из зафиксированных фактов потерь, ПВО повстанцев, "Нусры" и Халифата сейчас находится, судя по всему, в весьма плачевном состоянии: за этот квартал у них вместе взятых нет ни одного достоверного сбития, пуск ПЗРК с начала года зафиксирован только один, и тот безрезультатный. Старенький Су-22 ушел от ракеты.
Последние успешные действия террористов относятся к ситуации с трофейным ЗРК ОСА в 2013-2014 году.
Боевую машину ЗРК "Оса-АК" захватила "Лива аль-Ислам" в декабре 2012 года на одной из баз ПВО в Восточной Гуте:
Click to view
Вертолёт лишился лопастей и хвостовой балки, после чего камнем упал вниз.
С тех пор про ОСУ тишина.
Последние ДОСТОВЕРНЫЕ данные о успешном использование ПЗРК террористами относятся к лету 2013 года:
Click to view
- 26 июня 2013 года вертолёт Ми-17 б/н 2975, выполнявший рейс в шиитский анклав Нубболь северо-западнее Алеппо, на высоте около 1,5 км был поражён ракетой ПЗРК в правый двигатель. Несмотря на начавшийся пожар двигателя, перекинувшийся и на грузовую кабину, экипаж успешно посадил вертолёт на окраине Нубболя. Никто из находившихся на борту, как утверждается, не пострадал, пожар был потушен уже на земле при помощи местных жителей.
Click to view
- через четыре дня, 30 июня 2013 года, над Нубболем был обстрелян из ПЗРК ещё один транспортный вертолёт ВВС САР, который оказался не столь удачливым.
Достоверных видео с успешным применением ПЗРК сирийскими террористами, вообще не так много:
Click to view
Например, данное видео получило широкую известность из-за того, что в нём повстанцы используют самодельный источник питания для ПЗРК "Стрела-2". Думаю, однако, что "Стрела" в данном случае промазала, а вертолёт на самом деле сбил другой оператор - возможно, тот, который на 1:50 вылазит из пикапчика с "Иглой-1".
Если резюмировать все это, ВВС САР потеряли до 90% транспортных вертолетов, но большую часть из них захватили на земле, вовремя начального этапа войны, сбили ПТУРами при посадке и сожгли артиллерийскими обстрелами на земле.
Например, на осажденном аэродроме в Тафтаназе было потеряно 28 машин:
Click to view
Поэтому, если отбросить случаи поражения на взлете или на посадке. То, ответ однозначен, ПВО сирийских террористов практически не боеспособны.