Почти все иллюстрированные издания середины 40-х годов включали в себя рисунки В.Ф.Тимма, прекрасного жанриста, одного из первых русских художников, посвятившего свое творчество исключительно книжной иллюстрации.
Работавший в разных техниках, Тимм наиболее известен как создатель жанровых рисунков-иллюстраций к описаниям быта и нравов своих современников, созданных торцовой ксилографией. К его наиболее известным работам относятся "Сенсации и замечания госпожи Курдюковой" (Т. 1-3; 1840-1841), "Картинки русских нравов" (Кн. 1-6; 1842-1843), "Физиология Петербурга" (Ч. 1; 1844), "Наши, списанные с натуры русскими" (1841-1842)
и др.
Последнее издание было признано тогдашней критикой "первым русским истинно роскошным изданием". Рисунки к альбому были созданы помимо Тимма художниками И.С.Щедровским, Т.Г.Шевченко и Е.И.Ковригиным и гравированы К.Клодтом, О.Неттельгорстом, Г.Дерикером и И.Менком. Издание было предпринято Я.А.Исаковым и выходило из печати отдельными выпусками (всего их было 14).
Вторая половина того же десятилетия выдвинула таких прекрасных мастеров книги, как А.А.Агин
и гравер Е.Е.Бернардский, известных прежде всего как непревзойденные иллюстраторы произведений Н.В.Гоголя. Ими была создана серия рисунков к "Мертвым душам" Н.В.Гоголя
. Автор, однако, не соглашался на иллюстрированное издание своего произведения, и полностью 104 гравюры А.А.Агина и Е.Е.Бернардского были выпущены в свет только в 1892 году уже после смерти художников. Мастерство Агина проявилось и в создании реалистических рисунков для инициалов "Тарантаса" В.А.Соллогуба (1845), одного из лучших русских изданий 40-х годов, по поводу которого В.Г.Белинский писал: "Бумага, печать и вообще возможная в России типографская роскошь, соединенная со вкусом, не оставляет ничего желать. Вглядитесь в эти лица мужиков, баб, купцов, купчих, помещиков, лакеев, чиновников, татар, цыган - и вы согласитесь, что рисовавший их не только мастер рисовать, но и великий художник и знает Россию"
.
В 40-е годы в иллюстрировании русской книги применяется также гравюра на стали, которая, однако, не получила широкого распространения в России и печаталась преимущественно за границей. В этой технике были созданы иллюстрации роскошного издания А.Ф.Смирдина "100 русских литераторов" (Т. 1-3; 1839-1845), гравюры которого были исполнены в Лондоне с портретов, написанных К.П.Брюлловым, В.Ф.Тиммом, Ф.П.Толстым и другими художниками; "Картин русской живописи" Н.В.Кукольника (1846), гравюры которых также печатались в Англии. В России ряд гравюр на стали создал Н.Менцов, в том числе серию медальонов Ф.П.Толстого, посвященную войне 1812-1815 годов (1838), "Собрание русских медалей" (1840-1846).
Во второй половине XIX века делаются попытки дифференцировать художественное оформление книги в зависимости от вида и типа издания, его целевого и читательского назначения: складываются особенности переплета научной, учебной, художественной и детской книги, определяются основные способы воспроизведения иллюстративного материала. Так, например, для детских книжек, изданий альбомного характера, так называемых изданий для народа применялись преимущественно литография и хромолитография; для изданий художественной литературы - торцовая ксилография. Научная и учебная книга этого периода часто вообще лишена иллюстраций.
Многие русские издатели выпускали книги с иллюстрациями, выполненными в определенной, любимой ими технике. Для М.О.Вольфа, одного из крупнейших книгоиздателей XIX века, излюбленной техникой была торцовая гравюра на дереве, которой выполнены иллюстрации большинства его изданий, в том числе таких монументальных и многотомных, как "Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении" в 12 томах, 20 книгах (СПб.; М., 1881-1901)
, "Библия в картинах знаменитых авторов" в 25 выпусках (СПб.; М., 1879-1880), включающая 400 иллюстраций, "Картинные галереи Европы. Собрание замечательных произведений живописи школ Европы" в 12 выпусках (СПб., 1862) и др.
Русских художников-иллюстраторов М.О.Вольф редко привлекал к оформлению своих изданий. Исключением являются художники Н.Н.Каразин и Н.С.Самокиш; последний сделал рисунки для переплета
и титульного листа "Живописной России".
Оценив по достоинству талант французского иллюстратора Г.Доре
, с именем которого связан расцвет гравюры на дереве во Франции во второй половине XIX века, Вольф издал множество книг с его иллюстрациями. С этой целью он приобретал за границей уже использованные деревянные гравюры - клише, которые с успехом применял в своих изданиях. Так, для "Волшебных сказок" Шарля Перро в переводе И.С.Тургенева (1867) Вольф купил в Париже подлинные деревянные доски иллюстраций Г.Доре, изготовленные во всемирно известной парижской мастерской А.Паннемакера.