ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОРМА КНИГИ (продлолжение)

Mar 17, 2011 23:08



Широкое распространение в книге XVIII века получает виньетка (франц. vignette) - небольшое, композиционно завершенное графическое изображение орнаментального, предметного или сюжетно-тематического характера

(часто с символическим или аллегорическим значением
), помещаемое обычно на титульных элементах книги
, ее начальных или последних страницах
(например, в изданиях Петровского времени чаще всего встречалась в разных вариантах виньетка с видом на Неву, Петропавловскую крепость и церковь Троицы). Однако главным элементом художественного оформления книги XVIII века, определяющим весь стиль издания, является титульный лист, который в зависимости от характера и способа украшения может быть шрифтовым
или "виньеточным"
, наборным
или целиком гравированным
.

В конце XVIII века широкое распространение получает раскрашивание гравюр от руки акварельными или гуашевыми красками. В отличие от предшествующего периода оно носит издательский, то есть тиражный характер, а не распространяется лишь на подносные экземпляры, что объясняется не столько декоративными целями, сколько стремлением издателя к уточнению содержания книги. Этот прием обычно использовался при оформлении географических карт, атласов, планов и т.п. К лучшим изданиям подобного рода относится "Описание российских произрастаний" академика С.П.Палласа (СПб., 1786) - атлас растений с изображениями цветов и трав, выполненный в технике офорта и раскрашенный от руки.

В конце XVIII столетия в России появляется двухцветная глубокая печать. Этим способом были выполнены иллюстрации к "Басням и сказкам" И.И.Хемницера (1799).

Художественное оформление русских книг XVIII века еще не знает дифференциации по видам изданий: научные издания, учебники и беллетристика часто оформляются с применением одинаковых декоративных элементов и художественных средств.

Важная особенность оформления русской книги XVIII века состоит в том, что к ее иллюстрированию почти не привлекаются крупные художники, как это происходит в последующий исторический период.

XIX век современники называли "веком иллюстрированной книги". На первое место в оформлении изданий постепенно выдвигается не декоративное убранство, а иллюстрация - реалистическая картинка, тесно связанная с текстом.

Стремление к удешевлению иллюстраций и к выпуску более крупных тиражей выдвигает на первый план литографию, расцвет которой наблюдается во второй половине века. Первоначально в этой технике печатались многочисленные издания военной тематики, выполненные по заказу правительства, нотные издания, географические карты, модные картинки. Начиная с 30-х годов вводится иллюстрирование обложек литографиями
.

Одной из первых иллюстраций, отпечатанных литографским способом, считается виньетка с изображением Минервы на титульном листе издания "Об общественном призрении в России" (СПб., 1818), нарисованная художником А.Г.Венециановым. Развитию русской литографии способствовало возникшее в 1821 году в Петербурге "Общество поощрения художников", видевшее свою основную цель в развитии в народе "вкуса к изящному" и начавшее целенаправленный выпуск изданий по искусству. Первым по времени и одним из лучших изданий Общества является альбом "Собрание видов Санкт-Петербурга и его окрестностей" (СПб., 1821-1824). Тираж альбома - 350 экземпляров, в его рисовании принимали участие К.П. и А.П.Брюлловы, К.П.Беггров, С.Ф.Галактионов и другие; некоторые иллюстрации раскрашены от руки. В числе известных русских художников книги, работавших в технике литографии, - В.Ф.Тимм, издатель "Русского художественного листка" (1851-1862), почти сплошь иллюстрировавшегося литографиями, который по замыслу и превосходному исполнению не знал себе равных в Европе. Им же созданы рисунки к изданию "Очерки русских нравов" Ф.В.Булгарина (1843). В 1857 году в Петербурге вышел альбом рисунков русского живописца и рисовальщика П.А.Федотова "Сцены из повседневной жизни", литографированный П.П.Семечкиным, а в 1858 году в Москве - альбом рисунков художника П.М.Боклевского "Галерея гоголевских типов", литографированный В.Пуговишниковым. В 1867 году вышел в свет "Альбом видов и сцен из русской жизни. Автографы московских художников" с иллюстрациями А.К.Саврасова, В.Г.Перова, В.Е.Маковского. Большое количество литографий - иллюстраций к произведениям русской классики (М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.А.Некрасова и др.) - создал художник А.И.Лебедев. В технике литографии, черно-белой или раскрашенной от руки, выпускались многочисленные альбомы, альманахи, детские книжки, журналы (особенно сатирические), народные лубочные картинки.

Во второй половине XIX века в России получает распространение техника многоцветной литографии - хромолитография. Первым русским хромолитографическим изображением считается репродукция книжной миниатюры из Изборника Святослава 1073 года (портрет князя Святослава с семьей), изготовленная московским палеографом и художником К.Я.Тромониным для "Трудов и летописей Общества истории и древностей российских" (1833). В последующие годы К.Я.Тромонин применил хромолитографию для иллюстрирования изданий "Достопамятности Москвы" (1842) и "Художественный литографический альбом" (1846), в который он поместил тринадцатикрасочную литографию.

Начиная с 1870-х годов хромолитография с одинаковым успехом использовалась как для дорогих, роскошных, так и для самых дешевых изданий. Так, 508 хромолитографированных таблиц, исполненных по рисункам художника и архитектора Ф.Г.Солнцева, украшают фундаментальное издание "Древностей Российского Государства" (1849-1853), одно из самых редких и ценных художественных изданий XIX века; рисунками-хромолитографиями художника М.А.Зичи украшена "Охота в Беловежской пуще" (год издания обозначен только на рисунках - 1861), роскошное издание, которое никогда не поступало в продажу, а раздавалось только избранным; в этой же технике сделаны иллюстрации и к "Истории и памятникам византийской эмали" (1892), одной из самых дорогих и роскошных русских книг. Этот метод иллюстрирования книг широко применял И.Д.Сытин. Хромолитография активно использовалась для изготовления листовых изданий (настенных картин).

В 40-х годах XIX века широкое распространение в русской книге получает торцовая гравюра, обладающая богатейшими изобразительными возможностями передачи светотени, фактуры и штриха художественного оригинала независимо от техники его исполнения и дающая возможность одновременно печатать текст и иллюстрации. Ее появление и развитие способствовали расцвету русской реалистической иллюстрации, связанной с деятельностью выдающихся художников и граверов XIX века А.А.Агина, В.Ф.Тимма, П.А.Федотова, И.С.Щедровского, Е.Е.Бернардского и других, создавших замечательные произведения книжного искусства.















В конце XVIII столетия в России появляется двухцветная глубокая печать. Этим способом были выполнены иллюстрации к "Басням и сказкам" И.И.Хемницера (1799).

Художественное оформление русских книг XVIII века еще не знает дифференциации по видам изданий: научные издания, учебники и беллетристика часто оформляются с применением одинаковых декоративных элементов и художественных средств.

Важная особенность оформления русской книги XVIII века состоит в том, что к ее иллюстрированию почти не привлекаются крупные художники, как это происходит в последующий исторический период.

XIX век современники называли "веком иллюстрированной книги". На первое место в оформлении изданий постепенно выдвигается не декоративное убранство, а иллюстрация - реалистическая картинка, тесно связанная с текстом.

Стремление к удешевлению иллюстраций и к выпуску более крупных тиражей выдвигает на первый план литографию, расцвет которой наблюдается во второй половине века. Первоначально в этой технике печатались многочисленные издания военной тематики, выполненные по заказу правительства, нотные издания, географические карты, модные картинки. Начиная с 30-х годов вводится иллюстрирование обложек литографиями
.

Одной из первых иллюстраций, отпечатанных литографским способом, считается виньетка с изображением Минервы на титульном листе издания "Об общественном призрении в России" (СПб., 1818), нарисованная художником А.Г.Венециановым. Развитию русской литографии способствовало возникшее в 1821 году в Петербурге "Общество поощрения художников", видевшее свою основную цель в развитии в народе "вкуса к изящному" и начавшее целенаправленный выпуск изданий по искусству. Первым по времени и одним из лучших изданий Общества является альбом "Собрание видов Санкт-Петербурга и его окрестностей" (СПб., 1821-1824). Тираж альбома - 350 экземпляров, в его рисовании принимали участие К.П. и А.П.Брюлловы, К.П.Беггров, С.Ф.Галактионов и другие; некоторые иллюстрации раскрашены от руки. В числе известных русских художников книги, работавших в технике литографии, - В.Ф.Тимм, издатель "Русского художественного листка" (1851-1862), почти сплошь иллюстрировавшегося литографиями, который по замыслу и превосходному исполнению не знал себе равных в Европе. Им же созданы рисунки к изданию "Очерки русских нравов" Ф.В.Булгарина (1843). В 1857 году в Петербурге вышел альбом рисунков русского живописца и рисовальщика П.А.Федотова "Сцены из повседневной жизни", литографированный П.П.Семечкиным, а в 1858 году в Москве - альбом рисунков художника П.М.Боклевского "Галерея гоголевских типов", литографированный В.Пуговишниковым. В 1867 году вышел в свет "Альбом видов и сцен из русской жизни. Автографы московских художников" с иллюстрациями А.К.Саврасова, В.Г.Перова, В.Е.Маковского. Большое количество литографий - иллюстраций к произведениям русской классики (М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.А.Некрасова и др.) - создал художник А.И.Лебедев. В технике литографии, черно-белой или раскрашенной от руки, выпускались многочисленные альбомы, альманахи, детские книжки, журналы (особенно сатирические), народные лубочные картинки.

Во второй половине XIX века в России получает распространение техника многоцветной литографии - хромолитография. Первым русским хромолитографическим изображением считается репродукция книжной миниатюры из Изборника Святослава 1073 года (портрет князя Святослава с семьей), изготовленная московским палеографом и художником К.Я.Тромониным для "Трудов и летописей Общества истории и древностей российских" (1833). В последующие годы К.Я.Тромонин применил хромолитографию для иллюстрирования изданий "Достопамятности Москвы" (1842) и "Художественный литографический альбом" (1846), в который он поместил тринадцатикрасочную литографию.

Начиная с 1870-х годов хромолитография с одинаковым успехом использовалась как для дорогих, роскошных, так и для самых дешевых изданий. Так, 508 хромолитографированных таблиц, исполненных по рисункам художника и архитектора Ф.Г.Солнцева, украшают фундаментальное издание "Древностей Российского Государства" (1849-1853), одно из самых редких и ценных художественных изданий XIX века; рисунками-хромолитографиями художника М.А.Зичи украшена "Охота в Беловежской пуще" (год издания обозначен только на рисунках - 1861), роскошное издание, которое никогда не поступало в продажу, а раздавалось только избранным; в этой же технике сделаны иллюстрации и к "Истории и памятникам византийской эмали" (1892), одной из самых дорогих и роскошных русских книг. Этот метод иллюстрирования книг широко применял И.Д.Сытин. Хромолитография активно использовалась для изготовления листовых изданий (настенных картин).

В 40-х годах XIX века широкое распространение в русской книге получает торцовая гравюра, обладающая богатейшими изобразительными возможностями передачи светотени, фактуры и штриха художественного оригинала независимо от техники его исполнения и дающая возможность одновременно печатать текст и иллюстрации. Ее появление и развитие способствовали расцвету русской реалистической иллюстрации, связанной с деятельностью выдающихся художников и граверов XIX века А.А.Агина, В.Ф.Тимма, П.А.Федотова, И.С.Щедровского, Е.Е.Бернардского и других, создавших замечательные произведения книжного искусства.

Одним из первых изданий, иллюстрации и другие элементы украшения которого были выполнены торцовой гравюрой, являются "Пестрые сказки" В.Ф. Одоевского (СПб., 1833).

Previous post Next post
Up