(no subject)

Dec 29, 2011 14:02

Иногда история из жизни выглядит необычней, чем легенда, основанная на этой истории.


Одним из немногих сооружений, которое могло бы похвастаться, что выполняет сегодня примерно ту же функцию, что и тысячи лет назад, является арена во французском городе Ним. Её построили при Домициане в свежеоснованной римской колонии Немаусус и до падения империи основной функцией выступающих на ней людей было рисковать в бою с себе подобными или животными на потребу жаждущим зрелищ собравшимся. К V веку империя распалась, гладиаторские бои вышли из моды, местные жители были вынуждены найти ненужной для боев арене другое применение: огромное каменное пустое внутри сооружение, стоило заложить арки и пристроить башни, превратилось в замечательную крепость. Это правда, не помогло - визиготы город взяли, на арене вновь убивали людей.

Потом, когда в регионе по протяжении столетий опять восстанавливался порядок, бывшая арена/крепость стала заселяться людьми и к VI веку приняла вот такой примерно вид:
Около шестисот человек жило в/на арене. Так продолжалось до конца XVIII века, когда Наполеон решил, что сооружение времен великой империи должно быть памятником, а не шанхаем, и повелел всех из арены выселить, а саму её реконструировать.
Пока народ выселяли, Наполеона из императоров погнали, и идея с реконструкцией осталась нереализованной до середины XIX века, когда племянник Наполеона I-го - Наполеон III стал реализовывать многие из замыслов своего великого дядюшки.

Хоть жить в арене и запретили, но народ пытался приспособить её под свои нужды. Вначале стихийно использовали под пикники и гулянье, а затем, по мере приведения её в божеский вид - прежде всего под корриду, самом популярном в Ниме тогда (да, похоже, и сейчас) виде спорта. Конечно, корридой всё не ограничивалось - тут и скачки, и самодеятельность с танцами и песнями, и даже опера в декорациях:









Обратите внимание, насколько та же коррида популярнее той же оперы. При этом в XIX веке совершенно нормально прийти на корриду, например, всей семьёй, включая маленького ребёнка.
На самом деле, вся эта история про арену - это длинная преамбула короткой истории одного памятника. Расположен он на большой площади возле арены, и поскольку в остальном площадь практически пуста, не заметить и не сфотографировать его праздношатающийся турист не может (см.заглавное фото поста). Идея подобная пришла в голову не только нам, и подойдя к памятнику, пришлось какое-то время ждать, пока другая пара оставит у себя фотопамять о присутствии тут. В ожидании, глаз зацепляется за буквы, выбитые в каменном основании памятника "Кри-ста... сти-ан Мон-ке-... те... ко-..." Читаю вслух, но сразу прочесть не могу, и не помощь приходит глава преходящего мимо нас местного семейства "Кристиан Монтекукколь!!! Это наш герой!!! Герой Нима!!! Знаете ли вы его историю?" Историю мы не знаем, французский у нас очень слабенький, но с помощью жестов и звукоподражаний история рассказана в таком примерно виде:

Тореадор Кристиан Монтекукколь, известный во всем мире как Нимено II, родился и жил всю жизнь здесь. Он был величайшим из всех тореадоров, кумиром города и стал бы ещё более велик и известен, если бы бык, прозвище которого было Немезис, "рок", "судьба", не сломал ему шею во время выступления в соседнем городе Арль. Он этой травмы Нимено умер, о чём до сих пор сожалеют и помнят его земляки.


Это легенда, но будучи неуверенным в том, что я правильно всё понял, вернувшись домой, я поинтересовался, что же было на самом деле.

А на самом деле Кристиан Монтекукколь родился в 1954м году в западной Германии, только через несколько лет его родители переехали в Ним. Семья, как и все жители Нима, была без ума от корриды, и старший брат Кристиана, Ален, стал тореадором, не так чтоб широко известным, но город им гордился. Тем более, что выступал он под псевдонимом Нимено, "человек из Нима". Естественно, что Кристиан, начав выступления, объявил себя "вторым человеком из Нима", Нимено II.
Сложно оказалось что-то понять определённое про специалиста в деятельности, в которой сам мало что понимаешь. Однако до сих пор, с 1967 года (он начал участвовать в корриде с 13ти лет!), когда Нимено II начал выступления, никто не сомневается, что он лучший из тореадоров французского происхождения. Сложно сравнить его популярность в Ниме с популярностью какого-либо другого персонажа. Ну представьте, что в вашем городе есть всеобщее хобби, зрелище, способное регулярно собирать вместе до половины взрослого населения города; при этом в вашей стране относятся к вашему хобби, мягко говоря, недоуменно, зато у соседей - и уровень развития, и отношение, и организация - на порядки выше. И вдруг появляется мальчик с лицом ангела и именем вашего города, который мало того, что бесспорно первый дома, но и соседями признаётся за лучшего.



Обложки испанских журналов о корриде с Нимено II на обложке.
Приведу эпизод, который рассматривается как высшее достижение Нимено II. Чтобы было понятно - маленькое отступление в правила корриды:
в стандартном представлении участвуют, как правило, последовательно три тореадора, назовём их условно "новичок", "прогрессирующий","мастер". Все зрители знают, кто из них кто, соответственно и требования к ним разные, каждый из них должен сразиться с двумя быками, и соревнуется только с быками, но не со своими коллегами. Иногда, не часто, в случае если тореадор показывает себя в бою с наилучшей стороны, он может быть награжден (от простого круга почёта после боя, до вручения ему хвоста и обоих бычачьих ушей с торжественным выносом тореадора с арены зрителями). Два быка - экспериментально установленная норма, при которой тореадор и его помощники ещё не настолько устают, чтобы риск дальнейшего боя был бы для них неприемлемо велик.
Однако ж от соревновательности никуда не уйти, всегда хочется сравнить бойцов между собой и, редко, но происходят бои по другой схеме - mano-a-mano, "человек против человека", "мужчина против мужчины", если угодно. В этих боях участвуют два тореадора, каждый примерно одного класса, и, несмотря на то, что формально они не противостоят друг другу и кодекс поведения предписывает даже выходить на арену помогать коллеге, по сути происходит прямое соревнование. Участвуют в таком только опытные бойцы, поэтому считается что каждый из них способен справиться не с двумя, а с тремя быками.



Выступление с мулетой; атака бандерильями.
Так вот к эпизоду - в июне 1989 года на местной арене Нимено II участвовал в подобном соревновании. Первым выпало выступать его коллеге, который в самом начале боя был травмирован быком и продолжать не смог. Нимено II выходит на арену и побеждает и этого быка, и двух других быков, доставшихся его сопернику, и затем, трех своих быков. Более того, за каждый из шести бой он был награжден, что говорит о том, что он не просто убивал быков, а сделал это особенно искусно.




Собственно, после этого в Ниме ему могли бы уже поставить памятник при жизни, но не успели. Через несколько месяцев, во время выступления в соседнем Арле, бык поднял его на рога.(Быка, кстати, звали вовсе не Судьба или Возмездие, а просто Паналеро, "грузчик") Кристиан упал неудачно и сломал шею. Тут и начитается главное и существенное отличие легенды от жизни. Версия жителя Нима гласит, что от травмы этой тореадор через несколько дней умер. На самом же деле, он, конечно, должен был умереть, так считали и врачи в марсельском госпитале, куда его привезли, полностью парализованного. Неделя, максимум, что ему давали.
Однако умирать он не собирался. Теперь никто не давал ни шанса на то, что Кристиан вернется к нормальной жизни, однако постепенно, с помощью упражнений, он стал восстанавливать способность двигаться. Через год он смог самостоятельно стоять, затем ходить, пользоваться руками. Была, правда, одна небольшая, как кажется, неприятность: левая рука, хоть и позволяла нормально пользоваться ей в бытовых условиях, не могла держать хоть что-то тяжелое, и были ограничены движения кисти. Это значило, что будучи во всех остальных отношениях нормальным человеком, везунчиком, вернувшимся практически с того света, для корриды Нимено II был потерян - он не мог держать мулету.

Не будучи способным заниматься тем, чем занимался всю жизнь, и без чего жить не мог, Кристиан Монтекукколь повесился в собственном гараже в деревне недалеко от Нима 25 ноября 1991 года.




Слева: местная газета "Прощай, Нимено"
Справа: "А мулету нужно держать ближе к корпусу, вот так!"







старые фотки, франция, архитектура

Previous post Next post
Up