Немного о наболевшем, или трудно ли вести бизнес в России. Часть 2.

Sep 09, 2019 10:18

Добрый день, дорогие подписчики и гости моего блога. Сегодня я в Питере. Вечер, за окном льет дождь, делать особо нечего, и самое время продолжить рассказ о том, легко ли вести бизнес в России.
В прошлый раз я рассказывал о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, и о том, какое понимание свободного рынка существует у этого государственного учреждения. Если кто не читал - см.предыдущий пост. Следующим на очереди у нас ФТС - российская таможня. У этой могучей организации есть общая со ФСТЭК черта - это страсть к лицензиям.
Судите сами. Вот получил я лицензию на импорт, заплатил за нее 7,5 тысяч рублей. Думаете этого достаточно для ввоза товара? Наивные, нет, конечно! Чтобы лицензия начала действовать, ее надо зарегистрировать на той таможне, где ты будешь проводить таможенную очистку для выпуска в обращение, или проще говоря растаможивать товар. Причем, вместе с оригиналом лицензии ты должен выслать: а) заверенную копию этой лицензии, так называемую оборотку, потому что у нее на обратной стороне должна быть особым образом оформленная табулька с указанием наименований и количества товара (написано должно быть все точь в точь как лицензии, и не вздумайте ошибиться - не примут); б) сопровождающее письмо, в котором вы ПРОСИТЕ (чуть не вырвалось слово "смиренно") зарегистрировать лицензию. Возникает простой вопрос: а почему нельзя сделать эту регистрацию (коль уж чиновники считают, что она нужна), например, по каналам межведомственного взаимодействия? Ведь лицензия предназначена исключительно для целей ввоза, то есть для таможни. Ну пошлите друг другу файл со сведениями или положите информацию куда-нибудь на общий административный сервер, на дворе же 2019 год, в конце концов! Сейчас получается, я плачу 7,5 тысяч рублей, трачу свой труд и время для того, чтобы одно ведомство напечатало красивую бумажку, а другое ее у себя положило.
Но это еще не все. Градус веселья повышается, если МАПП, то есть точка пересечения границы, находится в ведении одного регионального таможенного управления, а пункт где проводится растаможка - у другого. На МАППе ты обязан предоставить бумажные копии обороток, заверенные таможней! И не дай бог, у тебя их не будет - не пустят через границу! Получается, что база данных зарегистрированных лицензий у каждого управления своя, и чиновник соседнего управления не может в нее посмотреть? Или не хочет? Или вообще - процедура регистрации не несет в себе никакого смысла и представляет просто проставление печати на бумажке? А перевозчики и собственники товара теряют из-за этого время и деньги, простаивая на МАППах! Господа таможенники, это по-вашему нормально??

Теперь поговорим о нашей любимой Федеральной налоговой службе. Я знаю, о ней можно рассказывать очень долго. Я же расскажу о двух моментах, один из которых похож на анекдот, а второй причиняет натуральную головную боль.
Реальный головняк для любой фирмы, занимающейся импортом - это НДС. Оговорюсь сразу, речь идет о честных плательщиках, всякие серые схемы - не для нас. Мы платим абсолютно все суммы, которые нам насчитывают, и платим вперед, при оформлении таможенной декларации, то есть еще до реализации товара. Но беда в том, что платим-то мы этот НДС - в таможню. И тут начинаются проблемы. После каждой сдачи декларации по НДС я получаю письма из налоговой, общий смысл которых - вы неправильно начислили НДС! И каждый раз приходится доказывать, что ты не верблюд, предоставлять таможенные декларации, договора с перевозчиками, и так далее. Господа налоговые инспектора, а, может, вам лучше позвонить в таможню и между собой решить эти вопросы? Нет, они предпочитают заваливать грозными бумагами налогоплательщика.

Вообще, с начала этого года я насчитал 9 писем из налоговой с различными требованиями. Не многовато ли? Об одном из них расскажу поподробнее, уж очень оно напоминает дурной анекдот.
Как я уже упоминал, российская фирма, в которой я работаю директором, полностью принадлежит чешской фирме, а та, в свою очередь, на 100% принадлежит австрийской фирме, а та - американской. Холдинг, короче. И вот в феврале ко мне приходит письмо, в котором написано, что по сведениям налоговой инспекции, я ОБЛАДАЮ ДОЛЯМИ В ЧЕШСКОЙ И АВСТРИЙСКОЙ ФИРМАХ, и предлагается дать пояснения касаемо этих долей. Причем, пояснения должны быть подкреплены документами типа выписок из торгового реестра соответствующей страны, переведенные на русский язык и нотариально заверенные! После того, как у меня прошел первый шок, я набрал телефон исполнителя, и между нами состоялся примерно такой диалог:
- Покажите пожалуйста мне тот палец, из которого вы высосали информацию о том, что у меня есть эти доли!
- Мы не имеем права, это палец для служебного пользования!
После чего чиновница стала настаивать, чтобы я дал письменные пояснения с приложением переводов. Я ей популярно объяснил, что стоимость выписки только из австрийского реестра составляет 5 Евро, плюс пару тысяч рублей за перевод и тысячу за нотариальное удостоверение. Если ФНС России готова оплатить мне эти расходы, так и быть я выписки сделаю. В любом ином случае, сказал я ей, существует такое понятие как презумпция невиновности, и подобного рода высосанные из пальца сведения не вызовут на суде никакой реакции кроме смеха. После этого попросил больше не беспокоить с подобной чепухой и повесил трубку. Пока молчат.

Продолжение следует...

Бизнес в России

Previous post Next post
Up