ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА В ФИЛЯХ / АРХИТЕКТУРА

Jun 10, 2013 16:28



Строительство каменного храма на территории боярской вотчины в конце XVII века было важным событием для ее владельца. Церковь сразу же становилась основной доминантой усадьбы, была видна издалека, заявляя о своем хозяине на всю округу. Усадебные храмы этого времени отличаются необычной высотой, сложной объемно-пространственной композицией и пышным белокаменным убранством фасадов. Новый архитектурный стиль как нельзя лучше подходил для подобных построек, свидетельствуя о знатном происхождении, родовитости владельцев, подчеркивая их богатство и добродетели.

Пожар, случившийся в московском доме Нарышкиных в 1712 году, уничтожил все документы, связанные с возведением церкви Покрова в Филях. Остается неизвестным, как и у кого родился замысел ее необычного облика, что послужило для нее конкретным образцом, как звали строивших ее мастеров.

По изысканности силуэта, гармоничным пропорциям объемов и качеству исполнения белокаменных деталей церковь Покрова в Филях является одной из лучших среди усадебных храмов своего времени. Она представляет собой центрическое сооружение, в котором объединены нижняя зимняя (теплая) церковь, верхний летний (холодный) храм и колокольня, попасть на которую можно по внутристенной лестнице. Постройка имеет крестообразный план. К основному четверику с четырех сторон примыкают полукруглые притворы и алтарь. Северный и южный притворы несколько меньше по размеру, чем западный и алтарная часть. Храм окружен открытой галереей-гульбищем на аркадах. Первоначально нижние марши лестниц были лишены парапетов и имели в плане девятигранную форму.

В верхний храм можно попасть с галереи, на которую ведут три лестницы - с северной, западной и южной сторон. Отсутствие четвертой лестницы с востока вносит легкую асимметрию в объемно-пространственное решение. В восточном полукруглом выступе, внешне ничем не отличающемся от остальных, помещается алтарь. Престол в алтаре верхнего храма расположен непосредственно над престолом нижнего, что не характерно для древнерусской традиции: при освящении церкви в подклете ее алтарную апсиду выносили к востоку, дабы не ходить ногами над престолом.

Основной объем верхнего храма представляет собой композицию «восьмерик на четверике»: восьмигранник, поставленный на кубическое основание. Четверик окружен меньшими по высоте «лепестками» алтаря и притворов и завершен тремя ярусами восьмериков. В двух верхних восьмериках устроена колокольня. Храм увенчан пятью главами.

Сложную объемно-пространственную композицию, имеющую отчетливо выраженный пирамидальный характер, прекрасно дополняет пышное белокаменное убранство. Все фасады оформлены одинаково. Отличия в формах декора наблюдаются по вертикали от яруса к ярусу. Белокаменные детали отмечают все грани и акцентируют узловые моменты композиции, выявляя структуру здания и выделяя каждый ярус. Фронтоны наличников окон каждого яруса имеют разную форму, которая усложняется сверху вниз. Нижний ярус зрительно разделен по горизонтали на две части галереей, парапеты которой украшены декоративными вазонами-фиалами. Все ярусы завершены фигурными белокаменными парапетами-аттиками - так называемыми «петушьими гребнями», рисунок которых в каждом уровне имеет свои индивидуальные особенности.

Внутри площадь церкви невелика, но верхний храм имеет значительную высоту. Переход от четверика к восьмерику в нем осуществлен с помощью ступенчатых арок-тромпов, пространство нижнего храма перекрыто простым сомкнутым сводом, обычным для русского зодчества XVII века. Невысокие своды позволяли хорошо обогревать нижнюю Покровскую церковь и проводить службы в ней в зимнее время.

Архитектура церкви Покрова в Филях гармонично соединяет в себе разнообразные западные новации с хорошо известными русскому зодчеству формами. В ней в равной степени ярко проявились все особенности, характерные для нарышкинского стиля: центрический лепестковый план, ярусное объемно-пространственное построение с использованием конструкции «восьмерик на четверике» и новый по формам белокаменный резной декор.

Центрический план четырехлепестковой формы (так называемый тетраконх или квадрифолий) был популярен в Европе в эпоху Возрождения. В русской архитектуре появление храмов с четырехлепестковым планом и ориентированным по сторонам света пятиглавием относится к началу 1680-х годов и непосредственно связано с украинским влиянием. Первой постройкой с украинизирующими формами в Москве должна была стать церковь Воскресения на государевом дворе на Пресне, возведение которой началась по указу царя Федора Алексеевича в 1681 года, в связи с чем на Украину «для описания церковных чертежей» был послан живописец Карп Иванов Золотарев. Из-за преждевременной кончины государя строительство было остановлено, но привезенные Карпом Золотаревым чертежи были использованы при возведении нового собора в Донском монастыре в середине 1680-х годов.

В числе «украинизмов» церкви Покрова в Филях, помимо крестообразного плана и постановки глав по сторонам света, необходимо отметить также характерное для украинского зодчества господство граненых форм (восьмерики в верхних ярусах, граненые барабаны глав и восьмигранные окна на фасадах).

Идея частного домового храма, рассчитанного на моление представителей одной семьи, в западноевропейской архитектурной традиции воплощалась в фамильных капеллах, стоявших отдельно или примыкавших к городскому собору. Композиция «восьмерик на четверике» была очень популярна в эпоху Ренессанса в капеллах-«каплицах» Польши рубежа XVI-XVII веков. Не исключено, что они оказали прямое или опосредованное воздействие на композиционное решение нарышкинских храмов.
Композиция «восьмерик на четверике» была известна в русской архитектуре задолго до строительства церкви Покрова в Филях. В не столь явно выраженной форме она уже использовалась в шатровых храмах последней четверти XVI - первой трети XVII века. Новую редакцию эта композиция обрела в 1680-х годах, когда ее стали использовать в некоторых усадебных храмах, имевших традиционное нелепестковое решение плана (церкви Рождества Богородицы в Рождественском Погосте 1685-1686 гг. и Бориса и Глеба в Зюзине (начата в 1687 г.)).

Новаторский по формам резной белокаменный декор - важнейшая составляющая нарышкинского стиля. Он сформировался в русском зодчестве конца XVII века независимо от сложения центрических ярусных композиций и мог украшать совершенно разные по типу постройки. В отличие от памятников «узорочья» предшествовавшего времени, где декор был неразрывно связан с кирпичной кладкой, белокаменная резьба нарышкинских храмов накладывалась на ровную гладь стены, подчеркивая конструктивные узлы и основные архитектурные линии. Заимствованный из разных источников, новый декор впитал ренессансные, маньеристические и барочные черты. Важную роль в его формировании сыграли белорусские резчики по дереву, работавшие в Москве с середины XVII века. Многие мотивы нарышкинского декора появились сначала в выполненном ими резном убранстве деревянного царского дворца в Коломенском, а затем перешли в каменные постройки. Другим его источником были издававшиеся в Северной Европе иллюстрированные руководства для архитекторов и декораторов, откуда заимствовались как собственно архитектурные (колонки, балюстрады, фиалы, пальметты-раковины и т.д.), так и чисто орнаментальные формы (картуши, гирлянды с цветами и фруктами и пр.).

На протяжении всего своего существования нарышкинский стиль оставался столичным явлением. Заказчиками столь дорогих храмов могли быть только представители царского дома, очень знатные вельможи, приближенные к двору высшие церковные иерархи, а также богатейшие купцы. Члены семьи Нарышкиных были строителями целого ряда таких храмов. Лев Кириллович кроме филевского храма выстроил в своей городской усадьбе церковь Знамения на Шереметевом дворе, декоративное убранство которой имеет много общего с церковью Покрова в Филях.

Церковь Покрова в Филях произвела сильное впечатление на современников и стала образцом для многих вотчинных храмов рубежа XVII - XVIII веков, когда в Подмосковье началось массовое усадебное строительство.

Изостудия, Спасо-Андроников монастырь, Рублев, Музей, Троица, Попов, Икона

Previous post Next post
Up