#Музей имени Андрея
#Рублева. 14/27 ноября - св. Апостола Филиппа († 80).
Апостол Филипп, вмч. Феодор Тирон и вмч. Димитрий Солунский. Фрагмент эпистилия темплона.Начало XII в. 41 х 50 х 5, 5 см.Государственный Эрмитаж. Инв. I 186.
В апокрифические Деяния Филиппа времени Евсевия Кесарийского включен раздел о его мученичестве в малоазийском городе Иераполис Фригийский во время правления римского императора Тита. Согласно этому источнику, св. Апостол Филипп благодаря дару чудесного исцеления и проповеди привел к вере жену проконсула города. Это привело в ярость проконсула, который приказал подвергнуть Филиппа, Варфоломея и Мириам жестоким пыткам.
Оригинал взят у
expertmus в:
https://expertmus.livejournal.com/234432.html Филипп и Варфоломей были распяты вниз головой, и Филипп проповедовал прямо с креста. В результате его проповеди толпа освободила Варфоломея от мучительной казни распятием, но Филипп настоял, чтобы его не снимали и умер на кресте.
Menologium of Basil II. Vat.gr.1613. fol. 182v. Constantinople. 1000 AD.
На месте казни последователи святого построили гробницу восьмиугольной формы и упокоили там останки святого. Летом 2011 г. при проведении раскопок в Иераполисе (Турция, область Денизли), среди развалин древней церкви нач. V в. итальянскими археологами под руководством Франческо Андриа было обнаружено захоронение св. Апостола Филиппа прямо в центре храма. О том, что данная гробница действительно принадлежит св.Апостолу Филиппу, говорит и её конструкция, и граффити, найденные на ней. По мнению Франческо Андриа, св. мощи Апостола Филиппа в конце VI в. были перенесены из Иераполиса в Константинополь (упоминаются еще в XII в.) и Рим, где торжественно помещены в церкви свв. Филиппа и Иоанна (ныне церкви Святых Апостолов).
На византийской печати для просфор VI в. (Музей изобразительных искусств, Вирджиния) изображены две церкви в Иераполисе - справа куполообразный Мартириум, а слева гробница св. Апостола Филиппа в базиликальной церкви.
Открытие в Турции часовни-гробницы святого апостола Филиппа является ключом к решению старой загадки. На византийской печати для просфор VI в. (Музей изобразительных искусств, Вирджиния - Museum of Richmond, USA) изображены (см. фото) две церкви в Иераполисе - справа куполообразный Мартириум, а слева гробница св. Апостола Филиппа в базиликальной церкви.
Проведенные археологические исследования теперь позволяют собрать множество накопленных за долгие годы разрозненных фактов в единое целое. Гробница святого апостола Филиппа в базилике - это точка опоры. Это святыня. Это место небывалого по масштабу паломничества верующих христиан в I-VII вв. н.э. было расположено в долине реки Лукос, между Колоссами (упомянутыми в письмах Апостола Павла) и Лаодикеей, где была расположена одна из семи церквей Апокалипсиса, упомянутых в Откровении св. Иоанна Богослова.
Прорыв в поисках могилы апостола Филиппа произошел в 2010-2016 гг. когда с разрешения Министерства культуры Турции итальянская археологическая миссия в Иераполисе (MAIER) начала широкомасштабные углубленные раскопки недалеко от лестницы, ведущей в мартириону. Слегка углубившись в грунт, археологи обнаружили огромное скопление хорошо обработанных камней из травертина и мрамора. Расчистив завалы, исследователи обнаружили верхнюю часть фронтона гробницы или часовни базилики. Однако едва ли это вызвало большой интерес в 2010 г. Действительно, вся территория склона горы, окружающей город Иераполис на востоке, является до сих пор громадным некрополем!
В 2016 г. археологические раскопки были продолжены под руководством Пьера Каггия (Piera Caggia, Ibam-Cnr) и привели к совершенно неожиданному результату. Тщательнейшая расчистка территории позволила обнаружить остатки большой базилики с тремя нефами. На ее руинах найдены мраморные колонны с изысканным декором I в. н.э., кресты, барьеры с орнаментами, декоративные элементы в виде пальм, установленные в нишах. Кроме того, пол нефа выполнен из инкрустированного мрамора. Архитрав базилики украшен монограммой Императора Феодосия (Theodosius), что отражает особую связь сооружения с византийским императором.
Но еще более необычным является тот факт, что это трехнефная базилика была построена вокруг часовни-гробницы римского периода. Оба сооружения имеют общий фундамент, а вход в часовню возможен по мраморной лестнице. Паломники, поднимаясь вверх, входят в притвор гробницы, чтобы рассмотреть лампы, иконы и мощи святого Филиппа. Пройдя через гробницу, верующие спускаются с другой стороны и выходят из базилики по коридору, украшенному изысканной мозаикой, изображающей рыб. Травертин над низким входом в гробницу заполирован так, как будто вымазан алебастром. По-видимому, сотни тысяч голов людей склонялись здесь в поклоне, чтобы войти в часовню. Мраморные плиты пола у входа в гробницу также предельно истерты.
Для справки: уже в 1957 г. основатель итальянской археологической миссии в Иераполисе (Турция) - Паоло Верзоне (профессор Политехнического института в Турине), поставил вопрос о проведении раскопок на высоком восточном холме, за пределами городских стен. Восьмиугольная церковь, шедевр византийской архитектуры пятого века, была построена из местного золотистого травертина и основывалась на знаниях архитекторов, тесно связанных с императорским двором в Константинополе. Паоло обнаружил и раскопал восьмиугольный мартирион святого апостола Филиппа и долгое время безуспешно искал его могилу.
В 2001 г. археологические работы были возобновлены, в частности геофизические исследования, но они не принесли новых результатов. Тем не менее, нельзя не вспомнить о деятельности Джузеппе Скардози (Giuseppe Scardozzi) - научного сотрудника Национального исследовательского совета Института археологии и монументальных памятников(IBAM), расположенного в городе Лечче (Италия). В ходе изучения снимков, полученных со спутников Земли и топографических съемок, был обнаружен и откопан новый, короткий путь к мартириону апостола Филиппа, правда, нарушающий прямоугольную сетку улиц Иераполиса. Паломники, пройдя через северные византийские ворота, некоторое время двигались по центральной улице до базилики, а затем поворачивали на восток. Перейдя через деревянный мост, верующие омывались в восьмиугольных термах, чтобы на следующее утро прийти к святилищу чистым. Практика ритуального очищения применялась в те времена повсеместно. Кроме того, омовение выполнялось и в фонтане, рядом с лестницей, ведущей к матририону. Предполагалось, что верующие оставались на ночь в простых жилищах, вырубленных прямо в скалах. Такая «инкубационная» практика была повсеместно, в том числе вокруг церкви свв. Космы и Дамиана в Константинополе.
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество - сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва:
http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html #МузейРублева #МузейАндреяРублева #музей_имени_Рублева #МузейноеЕдинство #rublevmuseum #МузейимениРублева #Филипп #апостол #пост @ Музей Андрея Рублева