Одесса, Октябрь 26 (
Новый Регион, Константин Зельфанов) - Скандал, возникший в связи с заливкой бетоном двух участков на территории уникального памятника средневекового крепостного зодчества XV в. - Белгород-Днестровской крепости, получил международный резонанс. Как сообщает известный исследователь крепости, кандидат исторических наук, Андрей Красножон, заливка осуществлена в рамках запланированного строительства двух «новоделов» в непосредственном окружении средневековых стен.
Инициатором работ выступило КП «Фортеця» (при согласовании работ Управлением охраны объектов культурного наследия Одесской области), в введении которого памятник находится вот уже больше года. Историком было проведено целое расследование, в ходе которого выяснилось, что стройплощадки заложены без предусмотренного законом предварительного археологического исследования участков, а «экспертное заключение» по факту якобы проведенных работ, заведующий Отделом археологии Северо-Западного Причерноморья Института археологии НАН Украины, Татьяна Самойлова, осуществила задним числом.
От редакции. Еще недавно в музейном блоге шла речь о том, что в 2012 г. псковский журналист Лев Шлосберг, которого хорошо знал
Савва Ямщиков, стал накануне праздника Успения свидетелем, как прямо в центре Изборской крепости, охраняемой Законом как объект культурного наследия федерального значения, был снесен старинный флигель и заложена опалубка, точно также как и в Белгород-Днестровской крепости. В происходящем эксперты нашего Музея имени Андрея Рублева увидели знакомый почерк нынешних вандалов, которые при полном попустительстве ответственных чиновников Минкультуры и правоохранительных органов учинили подобный «беспредел» на территории древнейшей московской обители, надругавшись над захоронениями предков! Напомним, что 5 июля 2010 г. на заповедной территории московского Спасо-Андроникова монастыря близ древнейшего в Москве Спасского собора была учинена чудовищная провокация с кощунственным вскрытием захоронений под предлогом устройства … «могилы великого иконописца прп. Андрея Рублева». К этому напрямую причастны сообщники из членов администрации Музея имени Андрея Рублева, в числе которых директор ЦМиАР Геннадий Викторович Попов и два его зама - Игорь Львович Громов и Мария Николаевна Иващук, о чем шла речь в статье «Провокация вокруг могилы прп. Андрея Рублева»:
http://expertmus.livejournal.com/56533.htmlБолее того, прямо на месте древнего кладбища, где погребен великий Рублев, ими был незаконно построен без всякой разрешительной документации (!) ...
кабак «Хлебный домъ в Андрониках», являющийся частью семейного бизнеса директора Музея имени Андрея Рублева
Геннадия Попова. Причем было
задокументировано, что при самовольном строительство этого
кабака были варварски уничтожен культурный слой и несколько погребений, в частности, выворочено надгробие младенца Николая, почившего о Господе в 1880 г., а его прах был варварски разнесен и выброшен в коробку с надписью «останки»:
http://expertmus.livejournal.com/76418.htmlПодобный волюнтаризм к археологическому наследию со стороны музейной администрации в лице Г.В. Попова, И.Л. Громова и М.Н. Иващук был бы немыслим, если бы ранее с ними не вступили в преступный сговор сотрудники Института археологии РАН, в частности завсектором археологии Москвы Л.А. Беляев. По договору № 600-2000 от 25.07.2000 г., который предусматривал «архивные изыскания и общее археологическое обследование территории бывш. Андроникова монастыря» (п. 1.1) группе Л.А. Беляева было выплачено … 299689 руб. 00 коп. (двести девяносто девять тысяч шестьсот восемьдесят девять рублей 00 коп.!) без учета НДС (п. 3.1):
http://expertmus.livejournal.com/9705.html Однако никаких археологических исследований на территории Спасо-Андроникова монастыря на самом деле Л.А. Беляев не проводил, а лишь залез в старый шурф 1993 г. в алтаре Спасского собора и для видимости поставил землекопов на зачистку канавы теплотрассы у «покойницкой», даже не докопав до «материка»! И за эту «показуху» он положил себе в карман $ 10 тыс.! Зато у директора-коррупционера ЦМиАР Г.В. Попова оказались полностью развязаны руки для самовольного строительства туалета, кабака и проч. коммерческих «объектов» (см. фото ниже), а также варварского рытья могил на территории объекта культурного наследия федерального значения без всяких археологических изысканий. Более того,
Геннадий Попов даже натравил вневедомственную охрану Музея имени Андрея Рублева на музейных археологов, которых не раз пытались скрутить при попытках провести археологический надзор за уничтожением культурного слоя …
Нужно также заметить, что Г.В. Попов, придя в ЦМиАР в 1994 г., категорически отказался финансировать археологические исследования музейных специалистов, в т.ч. те, за которые Музей им. Андрея Рублева уже принял на себя финансовые обязательства по Открытым листам перед Институтом археологии РАН. Фактически Г.В. Попов обрек археологическую службу ЦМиАР на вымирание и прекращение существования. Тем не менее, многие ранее начатые археологические исследования были успешно проведены на безвозмездной основе благодаря участию добровольных помощников реставраторов («Реставросъ» и др.). Благодаря этому, в Музее образовался полноценный фонд археологии и накопился ценнейший архивный материал. Правда, Г.В. Попов неоднократно предпринимал попытки избавиться от всего этого массива находок по истории Андроникова монастыря, объявив его «непрофильным» для ЦМиАР ?!
См. по данной теме статьи-
ВАРВАРЫ: Музей имени Андрея Рублева - Изборск:
http://rublev-museum.livejournal.com/344291.html Разрушение научного центра изучения древнерусской культуры:
http://expertmus.livejournal.com/20957.html Леонид Андреевич Беляев получил от Г.В. Попова 30 сребреников за клевету и воровство:
http://expertmus.livejournal.com/9705.html Леонид Андреевич Беляев и Андрей Леонидович Баталов - пособники разгрома научного коллектива ЦМиАР:
http://expertmus.livejournal.com/5494.html Очередная ЛОЖЬ протоиерея Александра Салтыкова, Г.В. Попова, С.В. Гнутовой, Л.А. Беляева:
http://expertmus.livejournal.com/15340.html Разоблачены коррупционеры в руководстве заповедника Херсонес Таврический:
http://rublev-museum.livejournal.com/315773.html
Встык с главными крепостными воротами Белгород-Днестровской крепости, выстроенными в 1476 г., планируется соорудить … общественный туалет. На примыкающей территории, на фоне исторических фасадов башен, в охранной зоне памятника археологии, залита вторая бетонная площадка - якобы, под информационный павильон. И снова без всяких предварительных археологических изысканий. По статусу, этот уникальный памятник средневекового зодчества, является коммунальным предприятием областного подчинения, что вызывает неоднозначную оценку общественности и ученых.
Уверенность в том, что это недоразумение будет в скором времени исправлено, выражает в своем письме президенту Украины, доктор архитектуры, глава ICOMOS Moldova, Серджиус Чиокану: «Начатые на территории крепости строительные работы создают угрозу ее целостности и сохранности. Согласно международным нормам по охране культурно-исторического наследия, размещение в комплексе древнего архитектурного ансамбля современного здания нанесет ущерб его облику и аутентичности. Крепость, как объект научных исследований, как один из лучших образцов средневекового военного зодчества на восточноевропейском пространстве принадлежит не только коммунальному предприятию «Фортеця» и Управлению охраны объектов культурного наследия Одесской области. Это всеобщее мировое научное и культурное наследие, во всестороннем исследовании и бережном отношении к которому, заинтересовано мировое ученое сообщество».
Недвусмысленную позицию в отношении варварской застройки памятника средневекового зодчества заняла Вице-президент Академии наук Республики Молдова, автор первой фундаментальной монографии по истории Белгородской крепости, Марьяна Шлапак: «В 2011 г. на территории крепости было создано КП «Фортеця». Из украинской прессы я узнала, что средства от билетов не больше не будут поступать в городскую казну, а пойдут на восстановление памятника, на поддержание его в должном виде, на раскопки и организацию научных форумов. Все это вносило уверенность в то, что положение дел в крепости, наконец, изменится к лучшему... Однако через год, в 2012 г., я посетила крепость вновь и, к своему ужасу, обнаружила ее в плачевном состоянии. Памятник фортификации превратился в площадку для незаконного строительства. Вероятно, сотрудники КП «Фортеця», получив крепость в свои руки, позабыли о всех международных правилах защиты культурного наследия. К сожалению, сегодня начальник управления охраны культурного наследия Одесской области, Наталья Штербуль, в интервью средствам массовой информации оправдывает все акты вандализма в отношении крепости, доказывая их законность. Но почему в 21-м веке интересы некоторых групп приводят к варварскому разрушению уникального памятника архитектуры? Крепость Белгорода в опасности и она заслуживает более достойной участи» (Спасите Четатя-Албэ! // Literatura şi arta. № 43. 25 октября 2012 г.).
На территории двух указанных строительных площадок никаких предварительных археологических работ Татьяной Самойловой сделано не было. Это подтверждается как материалами натурных наблюдений за ходом строительных работ, выполненными сотрудниками мэрии Белгород-Днестровского и исследователями крепости, а также предоставленными КП «Фортеця» документами. На озвученные в прессе просьбы Андрея Красножона обнародовать эти материалы, Самойлова отреагировала весьма непрофессионально: «Что касается требования Красножона опубликовать в прессе результаты моих работ - для того, чтобы снять с меня какие-то подозрения, - то я не собираюсь этого делать, так как слишком мало его уважаю как специалиста и человека».
Скорее всего, за этой фразой скрывается банальное отсутствие полевой документации по фактам якобы проведенных исследовательницей археологических экспертиз под скандальные стройки. Данные события лишний раз доказывают необходимость создания на территории крепости историко-архитектурного заповедника Национального значения. Такая структура позволит вывести уникальный памятник на другой уровень отношения к нему, как со стороны государства, так и научного сообщества.
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.