Кое-кто любит поэзию…

Mar 31, 2011 19:42



О поэзии написано много. Аристотель написал в свое время книгу «Поэтика», где рассматривалась сама поэзия и ее виды, говорилось об их значении. Философ видел задачу поэта в том, что тот должен «говорить о не происшедшем, а о том, что могло бы случиться, о возможном по вероятности или необходимости». В этом и заключается отличие историка и поэта. Последний создает фиктивный мир, основываясь на законах метра. Если прочитать книгу, то можно понять, что у Аристотеля не затронута тема прозаической речи. Но это понятно. Необходимость подразделения литературы на поэзию и прозу началось с появления прозы.   С тех пор и принято разделять прозу от поэзии. В своей статье «Поэт и проза» Иосиф Бродский задается вопросом: «Чему научается прозаик у поэзии? Чему научается у прозы поэт?». И на самом деле, вопрос неоднозначный. Каждый прозаик в начале пути экспериментирует с языком, обращая большое внимание на поэтическую речь. Он узнает значимость каждого слова, постигает смысл опускания само собой разумеющегося, дыханию. В то же самое время поэт у прозы учится вниманию к деталям. Многое же он знает без него, ибо у поэзии больше опыта.

Сегодня поэзия не актуальна. И, хотя 21-го марта был всемирным днем поэзии, мала вероятность, что найдутся люди, которые праздновали и отмечали этот день. Повседневная жизнь приземленная, потому обыкновенным читателям больше всего интересует то произведение, в котором он находит для себя более приемлемый язык, а таковых, в большей части, является проза. Поэтам живется нелегко. Каждый поэт старается написать прозаическое произведение, чтобы заработать какие-либо деньги. Речь идет не об Армении, о состоянии культурных деятелей которой лучше промолчать. Во всем мире поэты экспериментируют с музыкой. Так поступает, для примера, Дмитрий Воденников, выступающий с группой «Пластинка мсье Ф.», читающих стихи под аккомпанемент. Слава, все его аудио произведения звучат очень красиво. Большое внимание уделяется видеопоэзии, то есть поэтическим видеоклипам. Метод совмещения стихов с визуальным рядом практикуется во всем мире. Среди поэтов, увлекающихся видео, можно выделить Эрика Энгельбрахта, Артура Пунте, Жоржа Уаллика. Все поэты сегодня стараются сделать все возможное, чтобы выжить. Кому-то удается, кто-то находится на грани бедствия.

Еще недавно, в 1996-м году польская поэтесса Вислава Шимборская была удостоена Нобелевской премии по литературе «за поэзию, которая с предельной точностью описывает исторические и биологические явления в контексте человеческой реальности». Удостоена премий Гете (1991), имени Гердера (1995) и Польского Пен-Клуба (1996). Почетный доктор университета Познани. Родилась она 2 июля 1923-го года. С восьми лет она живет в Кракове. Первые ее стихи публиковались в краковских газетах в 1945-м году, а первые два сборника стихов появились в 1952 и 1954 годах. Стихи она посвящала войне, армии, родине. Считается, что для ее творчества характерны философские и морально-нравственные проблемы, поэтика исповеди, связь между вечным и мгновенным, существующим и несуществующим, ирония, близкая к гротеску, лаконичная метафора, рациональная конструкция стихотворения. В своей Нобелевской лекции она затронула тему о том, почему современному поэту стыдно говорить, что он поэт. Ответила, по-своему, на вопрос чего он стыдится. А также сказала следующее: «И поэт, если он настоящий поэт, должен неустанно повторять про себя: «не знаю». Каждым своим стихотворением он пытается что-то объяснить, но едва ставит точку, как его начинают одолевать сомнения, он начинает понимать, что объяснение это недолговечное и неисчерпывающее. И тогда он делает ещё одну попытку и ещё одну, а потом все эти доказательства его недовольства собой историки литературы скрепят огромной скрепкой и назовут «творческим багажом». Ее отношение к поэтам и стихотворениям хорошо показано в стихотворении «Кое-кто любит поэзию». В ней она поднимает эту болезненную для себя и для других поэтов тему. Вот она в переводе Глеба Ходорковского:

Кое-кто любит поэзию

кое-кто -

следовательно, не все,

даже не большинство, а меньшинство.

Не считая школ, где читать приходится,

и самих поэтов,

таких людей наберётся от силы на тысячу - двое.

Любят -

но можно любить и суп с макаронами,

можно любить комплименты и цвет голубой,

можно любить старый шарфик,

можно стоять на своём,

и любить поглаживать пса.

Поэзия -

но всё-таки, что же такое поэзия?

Не один туманный ответ

давали на этот вопрос.

А я не знаю, не знаю, не знаю - и это

мой спасательный круг.

Слог поэтессы лишен приемов и каких-либо заумностей. Отстутсвует стилистическая усложненность или избыточность барочной образности  (когда по одному из признаков сравниваются предметы несхожие). И, тем не менее, Вислава Шимборская - поэт XX века. Ее творчество охватывает промежуток с 1940-х годов по сегодняшний день. Для поэзии этого периода существуют свои характеристики, которая в любом случае охватывает всю культурную жизнь. Послевоенные годы многие деятели отрекались от классики, создавая новые течения. Зародились авангардизм, модернизм и постмодернизм. Пришло также время отказаться от любых «-измов». И, хотя на творчество Виславы Шимборской это мало отразилось, все равно эпоха не могла пройти мимо нее. В ее стихах можно уловить ту же эстетическую неоднозначность, рожденная из самого сообщения. Поэт  намекает на многие движения и чувства, среди которых читатель может выбрать те, что наилучшим образом позволяют ему принять участие в переживании описанного.

Не знать живую классику Вислава Шимборскую считается стыдно. Читать ее необходимо. Благодаря ее стихам можно попутешествовать во времени и пространстве.
Previous post Next post
Up