Надежда на Китай: как прибалтийские экспортеры пытаются завоевать КНР?

Mar 20, 2017 18:24




Прибалтийские экспортеры медленно покоряют далекий и экзотический китайский рынок. Латвийские молочники уже строят в Поднебесной заводы, продают в Шанхае мороженое, их литовские коллеги шлют в КНР моцареллу и лактозу. Небольшие, пусть пока единичные, успехи на китайском направлении показывают, каких результатов может достичь Прибалтика, выстраивая нормальные, неполитизированные торговые отношения даже со сложным, специфическим партнером. И местные политики, как оказалось, могут не только мешать экспортной деятельности своих предпринимателей, но и способствовать ей.


Растущий рынок Поднебесной маячит для прибалтов звездой надежды. Рассказами о китайской перспективе маскируется вся тяжесть экономических последствий недальновидной внешней политики Латвии, Эстонии, Литвы. Китай компенсирует экспортные потери на российском направлении, успокаивали местные функционеры страдающих от санкций молочников; китайцы купят рижские шпроты, рассказывали латвийским консервопроизводителям чиновники.

Россию Китай не заменит: расположился далековато, а география - штука всё-таки упрямая. Тем не менее грамотные экономические отношения с Поднебесной способны дать положительный, вполне ощутимый импульс экономикам стран Балтии.

В начале 2017 года наиболее активно на китайском треке себя проявила Литва. В январе из прибалтийской республики в КНР отправился
морской контейнер с 20‑тонной партией литовской моцареллы. Ее производитель - молокоперерабатывающая компания Vilkyskiu pienine - стал первым молочником Литвы, продавшим свою продукцию китайцам. В марте число литовских молочных экспортеров в Поднебесную выросло до двух: компания Rokiskio suris направила в КНР лактозу.


Далюс Трумпа

«18 марта первые 100 тонн нашей лактозы отправляются из Клайпедского порта в китайский порт Далянь. У нас есть договор с непосредственным покупателем, который будет использовать наш продукт в своем производстве как ингредиент. Это будут продукты, предназначенные для их местного рынка. Мы договорились о том, что в общей сложности за 2 месяца должны отправить 300 тонн лактозы», - рассказывает
глава правления Rokiskio suris Далюс Трумпа. Теперь Литва надеется
получить от Поднебесной разрешение на экспорт зерна и говядины.

Китай является одним из самых привлекательных рынков для латвийских товаров и услуг, говорила председатель Сейма Латвии Инара Мурниеце на встрече с вице-спикером парламента КНР Цзи Бинсюанем в мае прошлого года.



Инара Мурниеце

Наиболее предприимчивые местные бизнесмены уже сумели воспользоваться этой привлекательностью. В настоящее время рижский молокоперерабатывающий концерн АО Food Union строит
в Китае два завода, на которых уже в 2018 году планируется дать старт производству молочных продуктов. «Это инвестиции размером в несколько сотен миллионов», - сообщил вице-президент компании Нормунд Станевич. Планы Food Union весьма амбициозны: производить в Поднебесной сыры, йогурты, десерты, детское питание, творожные сырки.


Нормунд Станевич

Компания смогла дебютировать на китайском направлении еще в мае 2015 года, отправив
в Шанхай 10 тонн мороженого. Год спустя в шанхайских магазинах регулярно стало появляться молоко Food Union брендов Limbažu piens и Rasa. Молокоперерабатывающий концерн намерен ввести КНР в список из пяти крупнейших экспортных направлений, что позволило бы компании хоть частично возместить убытки от потери российского рынка.

А вот с сакральными шпротами дела пока обстоят менее гладко. Китайские гурманы не оценили латвийского деликатеса, не признали кильку за рыбу. Цены на «рижское золото» в масле опустились
ниже себестоимости. Латвийские шпротопроизводители вынуждены идти на серьезный демпинг, воюя между собой за место на резко сузившемся рынке сбыта.

Достижения Эстонии на ниве продовольственных отношений с Китаем пока отстают от результатов прибалтийских соседей. Реальный экспорт молочных товаров в Поднебесную может начаться не раньше следующего года, сообщает
Аграрно-торговая палата республики, а пока эстонским предприятиям требуется решить ряд технических вопросов.

Сегодня рынок молочной продукции КНР оценивается в 45 млрд евро. Как минимум половина этого объема приходится на молоко и йогурт. Лакомый кусок, часть которого Прибалтийские республики настойчиво пытаются ухватить.

И тем не менее китайское направление остается направлением символическим. Даже при гиперпродуктивном сотрудничестве доля Поднебесной в структуре экспорта Прибалтийских республик в обозримом будущем не поднимется выше 3%: молочку покупать будут, шпроты есть не станут.

Ценность пока небольшого опыта торгово-экономического взаимодействия стран Балтии с КНР не в номинальных показателях. Подвижки на китайском направлении; пусть пока небольшие, но всё же успехи в работе со сложным, очень специфическим партнером - всё это показывает, чего может достичь Прибалтика, выстраивая нормальные, неполитизированные торговые отношения. Да и местные политики, как оказалось, способны не только мешать экспортной деятельности своих предпринимателей, но и поддерживать ее.
Источник

Прибалтика, Латвия

Previous post Next post
Up