В Латвии закончилась
избирательная кампания по выборам в Сейм - уже идёт досрочное голосование, а 4 октября избирательные участки откроются по всей стране. Главной темой нынешней избирательной кампании у правящих партий была безопасность: национальная оборона, финансирование армии, угроза военной агрессии России. Однако именно внешняя политика правящих партий создаёт безопасности Латвии самую большую угрозу.
На финишной прямой избирательной кампании в латвийских СМИ появилось сообщение о том, что Латвия вступила в создаваемую США коалицию государств для борьбы с ИГИЛ - Исламским государством Ирака и Леванта. Новость породила закономерные подозрения, что теперь латвийских военных пошлют воевать за светлое будущее арабского феллаха - чистое небо над его головой и избавление от произвола исламистских фанатиков.
Эти подозрения пришлось опровергать лично премьер-министру Латвии и первому номеру в избирательном списке правящего «Единства» Лаймдоте Страуюме: в эфире LTV Страуюма лично пообещала населению, что своих солдат Латвия посылать на войну не будет, а ограничится, самое большее, отправкой гуманитарных грузов.
Почему подозрения были (и остаются) закономерными? Потому что страны Балтии уже доказали свою способность отправлять своих граждан в самые горячие «горячие точки» мира: в Афганистан, в Ирак, - помогая Соединённым Штатам в их «малых войнах» ради высоких фраз о союзническом долге. Большинство европейских стран, включая и не такие малочисленные, как Латвия или Литва, отказывались даже обсуждать подобные предложения: отдавать своих солдат союзникам по НАТО на войну за «торжество демократии» где-то на краю географии. В Прибалтике это было в порядке вещей: «Мы обязаны продемонстрировать нашим союзникам, что обязательства, взятые нами при вступлении в НАТО, для нас не пустой звук».
Латвия наряду с другими балтийскими государствами всегда демонстрировала готовность пренебречь своими национальными интересами вплоть до самого главного - жизни и здоровья своих граждан - ради абстрактных ценностей «демократической солидарности» и «союзнического долга». Ярче всего за последнее время это показал украинский кризис.
Латвийское правительство с марта этого года и по сей день было в ЕС одним из самых горячих сторонников санкций против России. Руководство страны куда активнее многих других помогало раскручивать санкционную спираль, хотя с самого начала было понятно, чем это грозит Латвии и её экономике. Тем не менее правительство Латвии на внеочередном заседании месяц назад одобрило новый пакет санкций Евросоюза в отношении России. По словам премьер-министра Лаймдоты Страуюмы, в целом санкции идут в прежнем направлении, но они будут углублены. «Новый пакет санкций Евросоюза в отношении России не окажет существенного влияния на экономику Латвии», - заявила тогда Лаймдота Страуюма, отметив при этом, что уже введённое Россией эмбарго на импорт продовольствия из Евросоюза нанесёт Латвии ущерб в размере 55 млн. евро.
То есть спустя месяц после ответных российских мер с запретом импорта продовольствия, пагубность которых для латвийской экономики правительство отрицать уже не рискует, после того, как начались проблемы у местных сельхозпроизводителей, после падения грузопотока у местных перевозчиков и портовиков руководство Латвии всё равно проголосовало за санкции. В куда менее зависимых от торговли с Россией странах продолжение санкционной войны вызывает всё большее раздражение правящих партий, но латвийская правящая партия в своей несгибаемой принципиальности готова жертвовать своей страной до конца.
Но деньги - это вовсе не главное: в своём стремлении достойно смотреться в общей стае антироссийских «ястребов» правящие политики Латвии в этом году ставили на кон куда более важные вещи, чем экономика.
Они способствовали эскалации военного конфликта в регионе до такой степени, что в этот конфликт может быть вовлечена Латвия.
Весь год латвийские правящие пытались протолкнуть в Брюсселе проект размещения в Латвии постоянно действующей сухопутной базы НАТО, что автоматически превратило бы Латвию в объект потенциальной военной агрессии России в случае её прямого конфликта с Североатлантическим альянсом. Но руководство «Единства» и идущего в комплекте с ним Нацобъединения не только не принимало это в расчёт, но ещё и (одновременно с лоббированием базы НАТО на своей территории) призывало принять Украину в НАТО, что открытый конфликт России с Альянсом практически гарантировало. Пока же вступления Украины в НАТО не произошло, латвийские политики призывали западных партнёров снабжать Киев оружием.
«Вопрос о военной поддержке НАТО для стран, которые не являются членами Альянса, зависит от конкретной ситуации. В данном случае, на Украине мы видим факт открытого вторжения. Я твёрдо верю, что наряду с дипломатическими усилиями и экономическими санкциями против России НАТО предоставит Украине все необходимые ресурсы, чтобы противостоять российскому вторжению», - заявил в интервью «The New York Times» в прошлом месяце бывший министр обороны Латвии, ныне европарламентарий от «Единства» Артис Пабрикс. В самом начале конфликта на востоке Украины (тогда ещё бескровного) латвийский министр обороны Раймонд Вейонис предложил в рамках двустороннего сотрудничества направить в Украину экспертов, которые могли бы оценить, какую помощь Латвия могла бы оказать Министерству обороны Украины и её Вооружённым силам. То есть латвийское руководство ещё в марте допускало военное решение внутренних проблем Украины и намеревалось новому киевскому режиму в этом помочь, чем только сможет.
Сейчас, уже после тысяч погибших, десятков тысяч пострадавших и сотен тысяч бежавших из зоны конфликта, министр обороны Латвии вновь посетил Киев (23 - 24 сентября) и вновь обсудил с украинским руководством латвийскую позицию по вопросу военной поддержки Украины. Разумеется, латвийская позиция по этому вопросу была положительной: «Минобороны Латвии выражает поддержку усилиям Украины по защите своей территориальной целостности». Таким образом, Латвия под мудрым руководством «Единства» выступила за эскалацию насилия в своём регионе, за вооружение боевиков Нацгвардии и сформированных из «Правого сектора» добровольческих батальонов мощнейшим западным оружием и за войну до последнего украинца вместо переговорного процесса.
А обсуждением возможной помощи украинским Вооружённым силам власть поставила Латвию на грань вмешательства в войну: при последовательном отстаивании максимально проукраинской линии пришлось бы в конечном счёте посылать на Донбасс свою «Земессардзе».
А ведь подобный сценарий всё ещё возможен. Мало кто верит, что перемирие на востоке Украины продержится долго. Да и какое перемирие, если в Донецке ежедневно гремят взрывы, жилые кварталы обстреливаются и не стихает битва за донецкий аэропорт?
Так что латвийскому избирателю на этих выборах, помимо прочего, нужно будет выбрать между теми партиями, которые гарантируют его стране дальнейшую жизнь на «пороховой бочке» вплоть до её вовлечения войну, и теми партиями, которые пытаются искать какие-то пути для урегулирования кризиса или, как минимум, предлагают Латвии сидеть дома и не искать себе на мировой арене приключений.
Здесь можно узнать о внутриполитическом и экономическом аспектах парламентской избирательной кампании в Латвии.
Источник: Аналитический портал RuBaltic.Ru