Зимой особенно хорошо вспоминать о лете. Дома хорошо вспоминать о далёких краях, в которых побывал.
А вспоминая, осмыслять впечатления и рассказывать друзьям о том, что встречается в тех далёких краях.
Я снова о Норвегии :)
Летом, по пути в Норвегию, я читала рассказ Ивана Ефремова "Последний марсель", часть действия которого происходит в норвежском фьорде. Я люблю совмещать реальности: на Крит ездила с "Таис Афинской", в Норвегию взяла рассказы Ефремова.
В "Последнем марселе" есть описание старинной норвежской деревянной церкви:
"Казалось, что на один дом насажен другой, меньший, а на этом точно таким же способом сидел ещё меньший, с четырёхгранной крышей, оканчивающейся заострённой башенкой с высоким шпилем. Здание украшали железные флюгера в виде голов драконов с раскрытой пастью и высунутым тонким языком.
Удивлённый странной архитектурой, Ильин долго всматривался, пока не различил небольшие кресты. По-видимому, это была старинная норвежская церковь. Дерево почернело от времени, и угловатая, устремлённая вверх форма здания резко выделялась мрачно и угрожающе..." (И.Ефремов, "Последний марсель")
Это описание уникальной в своём роде каркасной (или, как её ещё называют, столбовой) средневековой церкви. Норвегия - единственная страна в Северной Европе, в которой сохранились (в небольшом количестве) эти древние храмы, датируемые началом 12 - 13 веками. Почему они сохранились, несмотря на недолговечность дерева - расскажу. Но - всё по-порядку.
Сперва мы с друзьми провели небольшое "расследование": на карте Норвегии отыскали место высадки потерпевших крушение моряков:
"- Чёрт, не могу разобрать название поселка, они его так произносят... - смущённо сознался Ильин. - А район называется Лоппхавет, между большими островами Сёрё и Арнё. Это значит, на северо-восток от Тромсё".
К северо-востоку от городка Тромсё действительно есть большие острова Арнёя и Сёрёя, в Норвежском море. Лоппхавет - пролив там же. На островке Лоппа как достопримечательность отмечена некая церковь. "Вероятно, это та самая, из рассказа", - решили мы. Прикинув расстояние, мы поняли, что добраться туда в нынешний приезд в Норвегию, да с малышом, нереально - слишком далеко эти места от Бергена, вблизи которого мы дислоцировались. Как потом оказалось, и хорошо, что мы туда не поехали. Старинных каркасных деревянных церквей во всей Норвегии сохранилось лишь 28 штук, и в списке сохранившихся, найденном позже в инете, храма на о. Лоппа не было. Видимо, отмеченный на карте храм относится к более позднему времени. Возможно, он был построен на месте прежнего деревянного храма, упомянутого в рассказе.
Зато в пределах нашей досягаемости была схожая с описанной церковь святого Андрея в Боргунде (так и хочется написать - Бургундии! :) - её мы и отправились смотреть. Она построена в конце 12 века и дошла до нас почти без изменений, сохранив все исторические архитектурные особенности. В её отделке сочетаются христианские и языческие мотивы. А на стенах обнаружено несколько рунических надписей.
Чем она и ей подобные церкви уникальны?
"Самое старое деревянное сооружение в России - это церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря, датируемая концом 14 века, с 15 века дошли единицы, а большинство наших лучших деревянных памятников - это конец 17-го - 18-й век. Не лучше обстоит дело с деревянными памятниками и в других странах Европы - деревянные церкви сохранились только в странах Восточной Европы, хотя были распостранены почти повсеместно, и все, что сохранилось, - это 16-18 века.
Шутка ли сказать - самые старые из Норвежских церквей датируются началом-серединой 12 века, а большинство из них относится к 13 веку. Добавьте к такому почтенному возрасту сложнейшие архитектурные решения и богатую резьбу - и получите совершенно уникальное явление, позволяющее заглянуть в глубь Средних Веков." (
Норвежские каркасные церкви)
Почему они сохранились?
"У дерева два естественных врага - гниение и огонь. С первым из них древние норвежцы боролись достаточно профессионально. Во-первых, несущие столбы каркаса церкви нигде не соприкасались с землей. Все дошедшие до нас церкви построены одним способом - 4 деревянных лежня кладутся на фундамент из подложенных камней, и уже по периметру этого деревянного фундамента устанавливаются деревянные столбы несущих конструкций.
Во-вторых, норвежцы как отличные моряки догадались смолить свои церкви снаружи - как показывает дендрологический анализ, это делалось раз в 3-4 года.
В-третьих, внутренние столбы делались из специально отобранного леса, с которого еще стоячим сдиралась кора, чтобы он сох на корню и просмолился естественным образом".(
Норвежские каркасные церкви)
То есть в строительстве храмов был использован опыт строительства кораблей!
Макет храма в местном музее
«
Интерьер церкви в Боргунде. Норвегия. » на
Яндекс.Фотках
«
Резьба западного портала церкви в Боргунде. Норвегия» на
Яндекс.Фотках Все сочленения, как и полагается в древнем деревянном зодчестве, выполнены без использования гвоздей - таким образом обеспечивается необходимая гибкость конструкции/
"Во многих странах Северной Европы в средние века строились подобные церкви, но сохранились они только в Норвегии. Тут, по-видимому, сказался фактор того, что после потери независимости и с наступлением похолодания в Европе Норвегия оказалась одной из самых бедных ее задворков, и у многих приходов просто не было денег выстроить каменные церкви или построить новые деревянные (что до начала эпохи Просвещения автоматически означало разборку старой церкви для хозяйственных нужд). Возможно, по этой же причине церкви берегли от огня как зеницу ока. Интересный фактор, который мог сыграть роль, состоит в том, что большое количество церквей в скандинавской культуре были частными - ими владел не весь приход, а одно, обычно самое влиятельное, крестьянское семейство".(
Норвежские каркасные церкви)
"В 1844 году было создано общество по защите архитектурного наследия Норвегии (Fortidsminneforeningen - осторожно, не сломайте язык, пытаясь произнести это название), первоначальной задачей которого была защита сохранившихся на тот момент каркасных церквей. Всего дошло до наших дней 28."(
Норвежские каркасные церкви)
А вот крупно те самые стилизованные головы драконов, которые взбудоражили нашу мысль - откуда в Норвегии драконы - на дракарах, на коньках крыш? Как-то естественно и привычно с детства воспринималось: дракары викингов, драконы на носу, - но если задуматься, откуда здесь взяться "драконьей" мифологии? Не Азия ведь с её палеонтологическими богатствами, не Китай - северА. Или это - головы морских змеев а-ля "Лохнесское чудовище" и истоки этих языческих символов стоит искать в море?
Петушок и крест на деревянном шпиле:
Вход в храм:
Заметны следы копоти на деревянных деталях - был пожар, после которого церковь реставрируется:
Снаружи всю церковь по периметру "обнимает" галерея:
Деревянная колокольня рядом:
От церкви мы поднялись по тропинке чуть выше, в гору. Как оказалось потом, забравшись в чьи-то частные владения :) Вот через такую калитку (оцените механизм открывания-закрывания с противовесом!):
Там мирно паслись овцы и ягнята:
С номерками на ушах :)
Они подходили знакомиться:
Такие простые норвежские ребята :)
с высоты, на которую мы поднялись, открывалась панорама ущелья с Боргундской церковью и выстроенным рядом новым храмом:
Вот ещё один вид на новый храм, уже снизу:
Башенка и облака:
Вот, собственно, и всё. Вернее, почти всё. Когда я искала информацию о каркасных церквях, нашла хороший трёхминутный фильм, посвящённый норвежскому деревянному зодчеству: с помощью него можно попутешествовать внутри Боргундской церкви:
You can watch this video on www.livejournal.com
А вот ещё любопытная информация о неисповедимости путей норвежского деревянного зодчества.
В Польше есть норвежская деревянная церковь 1200 года, из Ванга. В 1839 году она была куплена прусским королем Фридрихом IV (тогда еще принцем) и перенесена в Восточную Пруссию.
Посмотреть на Яндекс.Фотках(фото из интернета)
За спасение церкви, которую норвежцы пытались пустить на слом, боролся художник Йохан Христиан Даль. Первоначально церковь из Норвегии хотели восстановить в Потдаме, но потом собрали в Карпаче, Силезия. И после войны церковь оказаась в Польше, потому что Восточная Пруссия стала ее частью.
Пока церковь собирали, ее еще и немного перестроили, внешне приблизив к церкви в Боргунде. Второй ярус и башенка - дополнение 19 века. (
Необычные церкви)
Вот как выглядела церковь в 1841 году:
Посмотреть на Яндекс.ФоткахРисунок из интернета
В завершение рассказа - вернусь к Ивану Антоновичу.
Возник вопрос, озвученный Андреем Константиновым
a_konstant, создателем "ефремовского" сайта
"Нооген" - Андрей вместе с женой Мариной и старшим сыном Славкой и был нашим попутчиком в Норвегии:
"Откуда Ефремов знал об этой церкви настолько, что смог описать в таких подробностях? Были ли доступны в СССР 20-40-х гг. рисунки и фотографии тех мест?"
Родилось два предположения-ответа. Первый, высказанный Андреем с Мариной:
"Церковь мог видеть Д.А. Лухманов, он в 1928 году вёл "Товарища" из Мурманска в Аргентину, и должен был проходить мимо норвежского берега как раз там".
По обдумывании этот вариант был отвергнут:
"Версия с Лухмановым не подтверждается. "Товарищ" шёл вдоль норвежских берегов на значительном удалении, напряжённо борясь с сильным штормом. Кроме того, вдоль норвежских берегов с севера на юг парусники предпочитали не ходить, чтобы не бороться с Гольфстримом"
Таисия Иосифовна, вдова Ефремова, поделилась с Андреем своей версией.
"Они с Иваном Антоновичем были дружны с Ириной Владимировной Вальтер, участницей полярных экспедиций и художницей. Одна из экспедиций с адмиралом Зубовым (Таисия Иосифовна не могла вспомнить название корабля, наверное, это был "Садко") высаживала Ирину Владимировну в Норвегии и забирала на обратном пути из Арктики. После Ирина Владимировна могла показать Ивану Антоновичу свои рисунки той церкви.
Любопытная деталь: И.В. страдала туберкулёзом, и после той экспедиции пошла ко врачу на профосмотр. Врач не нашёл признаков туберкулёза (хотя раньше эти признаки были) и спросил: "Где на юге отдыхали?" Она ответила, что не на юге, а в Норвегии. "А чем питались?" - спросил тогда врач. "Настоящей печенью трески и очень вкусной картошкой", - был ответ:)"
Есть третья версия, высказанная моим мужем Володей, человеком, ратующим за строгий научный подход к фактам и тщательную проверку выдвигаемых гипотез:
"Карта, которой мы пользовались в Норвегии, издана в России и содержит ряд мелких неточностей (с чем мы столкнулись во время путешествия несколько раз). На нескольких интерент-картах Норвегии на о.Лоппа и близлежащих островах церквей в настоящий момент не отмечено. Поскольку нет подтверждённых сведений о том, что церковь с драконами в этих местах действительно была, - можно предположить, что выбор Ефремовым места действия рассказа был случаен: Иван Антонович просто выбрал по карте острова с понравившимися ему названиями. Где-то он видел изображение древней норвержкой церкви, но точного места расположения таких церквей в Норвегии не знал. И в своём рассказе разместил её на побережье достаточно вольно.
Дело ещё в том, что к его описанию из всех сохранившихся ныне средневековых деревянных норвежских церквей подходят только три - остальные несколько отличаются по архитектуре. Вот, например, церковь в Урнесе, построенная в 1150 году:
Посмотреть на Яндекс.ФоткахФото из интернета
Все три "драконьи" церкви расположены в глубине материка, далеко от туристических центров и маршрутов. Мы видели две из этих трех (одну - подробно, вторую - проездом), так что об удаленности от очагов цивилизации и возможности добраться "безлошадному иностранцу" можно судить обоснованно. Вероятность того, что "драконью" церковь на побережье действительно видел кто-то из знакомых Ефремову людей, и рассказал-показал потом ему, очень незначительна. Думаю, Иван Антонович просто увидел фото кирхи в журнале или книге. Знал, что это в Норвегии, и всё. А определённое место в рассказе указал для яркости сюжета".
Вопрос остаётся открытым. Возможно, со временем, появится дополнительная информация, которая поможет что-то прояснить.
Но за время нашего "расследования" я мысленно не раз сказала спасибо Ивану Антоновичу за его краткое упоминание о церкви с драконьими головами, - если бы не это, я бы не обратила столь пристального внимания на этот вопрос и не узнала бы во время погружения в тему столько интересного.
Как сказала однажды Лариса Михайлова, преподаватель с факультета журналистики МГУ, редактор журнала о фантастике "Сверхновая", "Иван Антонович приобщает нас всепланетности, которую мы пропускаем через себя".
Вот теперь точно всё.
Фотографии Татьяны и Владимира Смирновых