Позвольте представить вам небольшой очерк об особом типе гражданской деревянной архитектуры, возможно самом суровом :О)
Это - магазеи, общественные склады для таких стратегических ресурсов, как соль, мука, семена. У них было две основные задачи - уберечь это добро от подмокания, ну и от нехороших людей - в не меньшей степени.
Поэтому выглядят они сурово даже по сравнению с монументальными северными избами. Какие уж тут шутки?
Одна из магазей с. Черевково, Красноборский район Архангельской области. Конец XIX века.
Строили эти сооружения всем миром (под руководством волостного правления), и с полным сознанием важности. Благодаря этому даже 150-летние магазеи и сегодня внушают.
Появление этого типа строений, думается, можно объяснить несколькими причинами:
1) Как ни крути, а земледелие на Севере всегда было рискованным занятием. Вымерзание посевов, сильные неурожаи повторялись здесь очень часто - достаточно взять любую из северных летописей (Вычегодско-Вымскую, Двинскую, Устюжский летописец,...). "Общественный НЗ" семенного материала, продовольствия, лежавший в надёжном месте, внушал крестьянам некоторую дополнительную уверенность.
2) На свободном от помещиков Севере "крестьянский мир", община куста соседних деревень, всегда была очень сильной. И такие формы общественного страхования были за века до всякой коллективизации.
3) Доставка многих товаров (той же соли) в основном была сезонной - на судах по большой воде. Также только короткое время проходили и ярмарки - в том же Черевкове или (ниже) в Бестужеве. Для межсезонного хранения нужно было очень большое помещение.
Итак, располагались магазеи в основном в центре крупных торговых сёл и как правило, рядом с судоходной рекой.
с. Бестужево, Устьянский район Архангельской области. Видел датировку её XVIII веком, но что-то сомнительно. Скорее, всё же XIX
На фото выше, кстати, из-за магазеи выглядывает современный магазин, иллюстрирующий финал долгих миграций этого слова и его смысла. Первоначально оно восходит к арабскому mahzin - "склад". Затем долгим кружным путём через Средиземноморье и французский оно попало к нам, естественно, от голландцев с Петром I. Из magazein получилась магазея, но смысл, надо сказать, сохранился. Называть лавки "магазинами" стали сначала в городах, ну а уж в советское время повсюду.
Вот это, например, не магазея. Это уже не общественный, а частный купеческий амбар, надо думать, совмещённый с лавками. Но надо сказать, он тоже очень впечатляет, как и многое в наследии купеческого села Черевково.
Амбар купцов Пироговых, кон. XIX - нач. XX вв. Село Черевково, Красноборский район Архангельской области.
Одна из наиболее сохранившихся на Севере магазей - на окраине села Вилегодск. Тоже старинного (первое упоминание - 1381 год !), тоже когда-то купеческого, тоже на берегу реки.
Здание ещё пару лет назад использовалось почти по прямому назначению, а возможно ещё и будет.
Магазея XIX в., д. Лубягино (фактич. часть с. Вилегодск). Вилегодский район, Архангельская область.
В её облике уж совсем ничего лишнего. Только охрана от влаги и нехороших людей.
Ну, и напоследок, конечно, САМОЕ_САМОЕ
Эта магазея меня впечатлила насмерть. То есть я в Лешуконском районе вообще бродил наглухо впечатлённый, но такой мощи от обычной хозяйственной постройки, как магазеи в селе Койнас, очень трудно ожидать. Это же крепость !
Как назло, как раз в тот день моя фотомыльница, изнурённая съёмками в мокрых почвенных разрезах, послала мне последнее прости, в смысле фотографий. Но при этом, в состоянии клинической смерти, ещё почему-то делала видео.
Поэтому - сначала скриншот с видео (магазея в объектив не входит, вникните!). А кому не жалко 11 Мб, гляньте само видео.
Магазея конца XIX в., село Койнас, Лешуконский район Архангельской области
http://www.youtube.com/watch?v=yQxqw4YaVzc Завершаю. Не знаю, почему они мне так нравятся, честно. Но я с удовольствием роюсь во всяких волостных документах, счастлив буду находить здания этого типа в разных селах (я тут выложил, конечно, не все из виденных).
Может, и вы что-то подскажете.
Магазеи, на мой вкус, ничуть не менее ценные памятники, чем деревянные храмы. Очень жаль, что многие из них даже не числятся под охраной (из вышеперечисленных - только в Койнасе, плюс амбар Пирогова в Черевково). Часть из них - начинает разрушаться - например, в Бестужево. Это тем более прискорбно, учитывая что у Бестужево - большие планы по развитию познавательного туризма, да и вообще в таких сёлах - есть что посмотреть.
Сохранить бы...