Примечание: Нижепреведенный текст не является попыткой научного анализа вопроса. Анализ предполагает выводы, я же попыталась просто поднять основные моменты, вокруг которых вертятся доводы разных участников этой дискуссии.
Практически с самого момента зарождения ислама в разных кругах богословов ведутся дискуссии по поводу того, разрешены ли изображения живых объектов с точки зрения исламской догматики. Противники данной практики ссылаются на различные хадисы, которые они толкуют следующим образом: Пророк несколько раз (согласно хадисам) указывал на то, что люди, претендующие, подобно Богу, на умение творить, должны быть и будут осуждены (*) , таким образом, акт изображения живых существ, сотворенных Богом, является запретным. Сторонники же изображения людей и животных утверждают, что такая практика дозволительна, если только художник сам не претендует на акт творения. Кроме того, как теми, так и другими, часто отмечалось, что якобы существующий запрет на изображение живых объектов в исламе связан, прежде всего, с предупреждением идолопоклонничества, которое являлось неотъемлемой практикой язычества с точки зрения мусульманина-монотеиста.
Ш.М. Шукуров пишет об этом следующее: "... В Коране не существует запретов на изображения живых существ. Всё, что говорится по этому поводу в популярной литературе, - грубейшая ошибка, основанная на незнании текста Корана и культуры ислама. В Коране существуют только призывы к уничтожению идолов, к практике же изобразительного искусства эти установления никакого отношения не имеют".
Если не быть столь категоричными, как вышеуказанный автор, в кратце проблему можно озвучить так: дискуссии по поводу дозволенности / недозволенности изображения людей и животных в исламе нескончаемы, и каждая точка зрения опирается на собственное толкование тех или иных хадисов, однако сегодня человеческая цивилизация является обладательницей многочисленных экземпляров исламских миниатюр и других предметов мусульманского искусства с изображенными на них людьми и животными. Более того, с развитием практики фотографии эта проблема встаёт теперь под новым углом.
Участников дискуссии о дозволенности фотографирования в исламе можно условно поделить на четыре категории. Это
1. сторонники искусства фотографии и сторонники изображения людей и животных,
2. противники фотографирования в исламе, но сторонники изображения живых объектов в рисунке,
3. сторонники фотографии, но противники изображения живых объектов и
4. противники обоих практик.
Каждая из категорий участников этой дискуссии опирается на собственные доводы. Рассмотрим основные точки их расхождения.
Вот что пишет один из сторонников данных практик в исламе Юсуф Кардави:
«Фотографирование разрешается с главным условием - "отражать" дозволенные картины. Строго запрещается фотографировать обнаженных женщин, и иные картины, возбраняемые шариатом. Если же речь идет о фотографировании детей, друзей, пейзажов природы, то здесь не нет какого-либо запрета». Кардави оговаривает некоторые условия, существующие при фотографировании: запрещено фотографировать обнаженных людей и прочие сцены, выходящие за рамки приличия и осуждаемые исламом. «Как бы там ни было, - пишет Кардави, - если журнал содержит в себя ценную, необходимую информацию, а просмотр подобных фотографий не был целью его приобретения, то ничего в этом страшного нет. Надо постараться каким-нибудь образом устранить на нем фотографии, выходящие за рамки морали и культуры». Надо отметить, что на практике в мусульманском мире эти принципы соблюдаются - все «сомнительные» фотографии, имеющиеся в печатных изданиях и распространяющиеся на территории мусульманских стран, затушевываются.
Как и в предыдущей дискуссии по поводу дозволенности / недозволенности изображения людей и животных, участники этого крыла дискуссии ссылаются на то, что человек может рисовать и фотографировать с той лишь оговоркой, что его творчество не мыслится им как акт творения, являющийся неотъемлемым свойством одного только Бога.
Однако эта «оговорка» является своеобразным слабым местом, по поводу которого выстраивают своё оппозиционное мнение противники изображения живых объектов в исламе. Они ссылаются на то, что одной человеческой ответственности недостаточно в данном вопросе. Возможно, что сам художник или фотограф и не будет мыслить продукты своего творчества как тварные, но они могут помыслиться таковыми другими людьми и использоваться ими в качестве поклонения.
Ещё одним камнем приткновения в спорах о допустимости фотографии в исламе является вопрос о технике самого фотографирования. Сторонники фотографии утверждают, что процесс фотографирования происходит не посредством ручного творения как такового, а при помощи линз, объектива и тех составляющих фотографического аппарата, которые необходимы для запечатления изображения. Кроме того, говорят они, фотография - это то же самое, что и зеркальное отображение, но так как запрета на зеркала в исламе не существует, то, соответственно, не должно быть запрещено и фотографирование.
Оппоненты такого мнения утверждают, что между фотографией и изображением в зеркалах существуют существенные различия. Во-первых, отображение в зеркале происходит мгновенно, и мы по сути не можем контролировать этот процесс, тогда как для того, чтобы проявить фотографию, проходит какое-то количество времени и человек непосредственно участвует в создании фотографии. Во-вторых, зеркало - это инструмент, причём инструмент, использование которого никогда нельзя было обвинить в том, что оно способствует идолопоклонничеству или другим языческим практикам. И, наконец, в-третьих, ещё во времена Пророка существовали зеркала, а также можно было увидеть отображение себя или других людей и живых объектов в воде, однако, Пророк не говорил, что это запрещено. Но он ссылался на то, что... И далее идёт вышеозвученная дискуссия по поводу недозволенности изображения людей и животных.
Таким образом, дискуссии о степени дозволенности фотографирования в исламе обречены на то же самое, на что в своё время (да и сейчас) обречены дискуссии о допустимости изображения людей и животных. Однако, стоит отметить, что часто оппоненты в данной дискуссии черпают свои доводы и выводят логические рассуждения, ссылаясь на одни и те же хадисы.
Как бы там ни было, однако, мы сегодня являемся свидетелями довольно пространного распространения как мусульманских миниатюр и других объектов искусства, на которых изображены живые объекты, так и распространения фотографий, сделанных мусульманами. Принимая во внимание то, что сегодня религиозно-философские споры разрешаются в большой степени не богословами, а политиками (а политика, в свою очередь, это вынужденная мера, направленная на удовлетворение запросов современного мира), можно с некоторой долей уверенности констатировать, что нынешние системы власти в мусульманских странах, несмотря на все существующие споры, вынуждены поддерживать распространение рисунков и фотографий, на которых изображены живые объекты. Однако с вышеуказанными оговорками.
_____________________________
(*) Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) передал слова Господа миров: "Может ли быть кто-то более грешен, чем тот, кто приписывает себе умение творить, подобно Моему творению?! Пусть [те, кто считает, что может творить] сотворят хотя бы пылинку (атом), хотя бы семечко, хотя бы одно ячменное зернышко." / / Аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим [Сокращенный вариант свода хадисов имама Муслима].