Мало кто знает, что 29 Марта Д. Медведев провел встречу с экспертами по вопросам повышения безопасности дорожного движения.
К сожалению, не удается найти полное видео встречи, поэтому даю ссылку на стенограмму -
http://government.ru/docs/23602/index.html Особенно, хочется отметить выступление П. Шкуматова aka Petunder.
П.Шкуматов: Я просто хочу акцентировать внимание на нескольких моментах.
Момент первый. Из того, что я сейчас слышал, всё в итоге сводится к тому, что давайте будем наказывать автомобилистов - опасное вождение, фотовидеофиксация, - давайте всех оштрафуем и, может быть, ещё и посадим. Но давайте просто банально проанализируем то, что происходит у нас на дорогах. Вчерашняя трагедия с автобусом, когда дети погибли, почему произошла? Он произошла потому, что, по моему мнению, автомобиль легковой обгонял этот автобус, который медленно ехал по дороге. Это моё мнение. Я таких ситуаций видел миллион. Я сам, наверное, раз пять попадал в подобные ситуации, когда обгонял машины, но мне повезло, я был на волосок от смерти. Почему такая ситуация возникла? Да, возможно, полицейский нарушил правила, но в целом это произошло из-за того, что ширина проезжей части недостаточна, чтобы на ней уместились, допустим, три автомобиля, если что. То есть там нет обочины по факту, из фотографий, которые я видел, а я, в общем, по этой дороге и ездил - там с трудом умещаются два автомобиля. При этом, судя по сплошной линии, там довольно тяжело обгонять. Соответственно, необходимо наконец-то взглянуть правде в глаза и сказать, что те нормативы, которые у нас определяют ширину асфальтированной части дороги, в общем-то, устарели и сами по себе представляют опасность, потому что если возникает такая ситуация, то… Пусть даже по нарушению правил, но нам, наверное, всё-таки ехать, а не «шашечки». Да, мы потом можем наказать кого угодно: штраф выписать, посадить, публично линчевать - не важно, но главное, чтобы сама инфраструктура не позволяла этого делать. Абсолютно аналогичная ситуация с Минской улицей. Да, этот человек был пьян, который вылетел на остановку и убил этих людей. Посмотрите на трагедию, которая произошла в Днепропетровске, которая была снята вообще с двух камер видеорегистраторов. Там никто пьяным не был, там произошло банальное ДТП, когда машина по касательной вылетела в остановку, просто по касательной, и там погибло пять человек, на этой остановке. Все наши предложения о том, что нормативные акты по обеспечению пассивной безопасности, особенно в городах, устарели и не отражают, собственно, того, что происходит сейчас, в общем-то, никто не слышит. Это, конечно, абсурд.
Третья часть (собственно, Андрей Воробьёв про это сказал) - это пешеходные переходы. Я знаю, допустим, пешеходный переход на Ленинском проспекте напротив улицы Ляпунова: я там делал дипломную работу и довольно часто переходил. На этом переходе погибло несколько человек из того института, Института биологии гена, где я чуть больше года имел честь работать. Почему? Это переход через Ленинский проспект, по которому несутся машины. Да, там формально 60, но машины, давайте взглянем правде в глаза, там едут 100. И когда водитель сбивает на этом пешеходном переходе человека (естественно, насмерть), а таких случаев там происходит по несколько раз в месяц, все, естественно, говорят, что какой плохой водитель, он нарушил правила дорожного движения, dangerous of driving, ещё что-то, неважно - пьян, не пьян. Но проблема не в этом. Проблема в наличии пешеходного нерегулируемого перехода в одном уровне на 10-полосной по сути дороге. Я считаю, что в нормативных актах (Вы просили, Дмитрий Анатольевич, конкретные предложения), в ГОСТах должны быть запрещены нерегулируемые пешеходные переходы через дороги с числом полос более шести (шесть и более). Нерегулируемый пешеходный переход должен остаться только на дорогах, где две полосы в каждом направлении. На остальных дорогах необходимо срочно ставить либо надземные пешеходные переходы, либо строить подземные, либо ставить светофоры. И здесь, да, возможно, светофоры будут создавать пробки, но мне кажется, что пробка - это лучше, чем регулярные трупы и раненые в таких местах.
Теперь что касается самих пешеходных переходов. У нас все наземные пешеходные переходы ничем не отличаются от перехода в неположенной части дороги. Пешеходу нет абсолютно никакой разницы, где переходить, - по зебре или не по зебре, потому что… Водитель, единственное, видит зебру и всё. Опять же есть статистика - я думаю, Виктор Иванович её подтвердит, что там, где рядом с пешеходными переходами (а на пешеходных переходах у нас гибнут тысячи человек - 1 тыс. пешеходов каждый год, а вообще пешеходов гибнут 5 тыс.) были установлены лежачие полицейские (просто кусок пластика), там смертность полностью отсутствует, просто исчезает. В худшем случае там просто раненые. Соответственно, необходимо ввести лежачих полицейских как обязательную составляющую нерегулируемого наземного пешеходного перехода. Собственно, нарушение правил всегда вторично, первично - насколько инфраструктура позволяет нарушить эти правила.
Кстати, по поводу видеофиксации. Опять же вы все возлагаете очень большие надежды на то, что сейчас будет развешено большое количество камер, да я и сам предлагал штрафовать людей на основании фото- и видеоданных обычных граждан. Но сейчас происходит ровно обратная ситуация. Палку перегнули и перегнули довольно серьёзно, в Москве она трещит по швам, потому что последние инициативы в плане идеи увеличить массовость штрафов (та самая неотвратимость наказания, казалось бы) за неправильную парковку привела к тому, что (это мои опросы, конечно, это не ВЦИОМ, но всё-таки) 70% людей сказали, что будут ездить без номеров, с грязными номерами, с транзитами, со стёртой буквой - не важно как. Штраф должен быть справедливым. То есть если штраф за скорость… Я еду, допустим, стоит «КРИС», или, к примеру, «Стрелка» висит, и она меня штрафует за скорость. Да, я нарушил - я заплатил. Ну, собственно, никаких проблем. В то же самое время в Москве известная проблема: 20 лет ничего не делалось, не создавалась, не развивалась парковочная инфраструктура, а количество автомобилей выросло чуть ли не на порядок. И в результате сейчас нам говорят: ребята, извините, но 3 млн из вас - лишние, и лишних мы будем выдавливать средствами фотовидеофиксации. Соответственно, это дискредитирует систему фотовидеофиксации в целом. Никогда в Москве такого количества транзитов, грязных номеров, литовских номеров и вообще всего такого не было, даже когда массово появилась «Стрелка». Соответственно, эти последние инициативы, которые комитет по земельным отношениям сейчас провёл, и поправки в КоАП - сами по себе парадокс. Я считаю, что они крайне опасны и приведут к страшным последствиям. Они приведут к тому, что скорость, которая ответственна за половину жертв у нас на дорогах, которая не вызывала как бы никаких проблем… То есть повесили «Стрелку» и люди стали тормозить, не стали превышать скорость. Сейчас люди поняли, что можно замазать одну цифру на номере или как-то ещё, и всё возвращается в общем-то на круги своя. И точка невозврата уже близко, и опять же это окажет радикальное воздействие на безопасность прежде всего в городах. И с точки зрения позитивной коалиции и негативной коалиции, про которую сегодня говорили уже, это как раз очень чётко видно, годами складывавшаяся позитивная коалиция людей, которые выступают за соблюдение правил дорожного движения, начала рушиться, в ней начались распри, она начала раскалываться на разные подкоалиции по причине совершенно недальновидных и резких поступков, которые сейчас совершаются в Москве, опять же касаемо парковок и выделенных полос. И в то же время негативная коалиция сейчас испытывает невероятное сплочение, потому что люди, которые ездят сейчас по выделенным полосам, наклеив себе на номер кусочек жвачки и, соответственно, паркуясь, снимая номер и унося его с собой, они уже воспринимаются обществом, большей частью общества не как нарушители, а как люди, у которых такой социальный протест.
Это очень опасно, это очень опасная тенденция, и в итоге она приведёт к существенному уменьшению безопасности на дорогах. В принципе формат мероприятия не позволяет сказать всё, что я думаю, но очень важно понимать, что все методы, которые здесь предлагаются, имеют свои ограничения, имеют свои, скажем так, нюансы применения, и эти границы надо чувствовать, и, собственно, переходить их нельзя. Спасибо за внимание.