Leave a comment

real_wass March 9 2017, 12:42:39 UTC
да, на ролике-то сэкономили :)

любопытно, а почему на третью ступень водородный двигатель? водород же занимает существенный объем, в отличии от керосина, например.
а поскольку ее все равно терять - то какая в принципе разница?

Reply

doktoraikasap March 9 2017, 13:24:22 UTC
На первых ступенях он не нужен, а вот на третьей самое место, там водородная ступень гораздо эффективнее керосина или злой химии.

Reply

ubpskh March 9 2017, 13:45:05 UTC
1. С точки зрения эффективности, чем выше скорость, которую должна достичь ступень, тем выгоднее высокий удельный импульс топлива.

2. Главный минус водорода -- высокая стоимость ракеты. Дорогие двигатели и дорогая конструкция за счет большого объема, который занимает водород.

Из-за верхней, самой легкой ступени с одним маломощным двигателем стоимость ракеты не улетит в небеса; и при этом будет достигнут большой прирост производительности при выводе на высокие орбиты или на межпланетную траекторию.

Reply

jr0 March 9 2017, 16:47:50 UTC
1. Нет, скорость в пустоте не связана с "большей выгодой.

Вероятно, вы путаете с неочевидными затруднениями воздушных движителей. Там струя взаимодействует с воздухом, потому для малоскоростных ЛА ввели двухконтурность или используют винты.

2. У водорода довольно много много разных недостатков. Метан уже во время проектирования Apollo рассматривали в качестве замены именно водорода. Например, потому что жидкий водород не могли тогда хранить неделю на борту КА. Но разработки опоздали.

Reply

ubpskh March 9 2017, 17:14:25 UTC
Не путаю.

Топливо, загруженное в первую ступень, начинает работать со скорости 0 км/ч, топливо загруженное в третью, надо сначала разогнать почти до первой космической. Тот факт, что водород легче метана, во втором случае будет работать не только во время работы водородной ступени, но и первых двух.

При равных энергетических возможностях третья водородная ступень к моменту включения будет иметь большую скорость, чем метановая, за счет меньшей массы.

Reply

jr0 March 9 2017, 17:29:02 UTC
То есть на ступени, начиная со второй, удельный импульс (мера скорости истечения) равно выгоден. Да и отрыв, хоть слабее зависит от уд. импульса, но круче, чем линейно.

Короче: удельный импульс полезен всегда. Скорость системы отсчета вообще не влияет. Ну и масса ступени зависит не только от удельного импульса.

Я не спорю, вообще, с тем, что вы пишете теперь, а с исходным вашим утверждением.

Reply

ubpskh March 9 2017, 17:39:50 UTC
На второй выгоднее, чем на первой, на третьей выгоднее, чем на второй. (если только это не маленькая ступень, где всю пользу от УИ водорода сожрёт возросшая масса конструкции)

Плюс чем сильнее надо разогнать спутник, тем больше выгода от водорода.

Reply

jr0 March 9 2017, 17:45:42 UTC
А скорость не причем.

"Выгода водорода" сказывалась так, что для самых больших скоростей предпочитали НДМГ+АТ.

Reply

ubpskh March 9 2017, 18:39:38 UTC
Для самых больших скоростей использовали Центавр.

Скорость очень даже при чем. Чем выше скорость, тем меньшей может быть масса ПН. Чем меньше масса ПН, тем большую массу топлива надо разогнать, тем выше доля топлива и сухой массы верхней ступени, соответственно тем большую роль играет удельный импульс двигателя и массовое совершенство конструкции.

Reply

jr0 March 9 2017, 19:03:06 UTC
Да не причем именно скорость. Скажем, пуск с аэростата тоже повышает издержки массы, но скорости нет никакой.

Остальное - попытка заболтать простое утверждение.

Reply

ubpskh March 9 2017, 19:35:15 UTC
Вот как? С каких это пор ракета не тратит энергию на разгон топлива?

Reply

jr0 March 9 2017, 22:40:29 UTC
Очевидно же уже, что вам не понять.

Reply

jr0 March 9 2017, 16:41:10 UTC
Потому что метанового ЖРД нужной тяги нет, зато есть водородный и он предлагается ULA для третьей ступени, можно совместить ОКР.

Reply

ubpskh March 9 2017, 17:15:17 UTC
Ага, есть. Он сам собой появился?

Reply

jr0 March 9 2017, 17:43:47 UTC
Из другого проекта.

А почему вы задаете неправильный вопрос?

Reply

ubpskh March 9 2017, 18:10:51 UTC
Вопрос как раз-таки правильный.

Да, из другого проекта. И это не контракт с ВВС

Reply


Leave a comment

Up