Свободная воля Человека и Божья Воля. Как совместить "несовместимое"?

Mar 23, 2007 00:04

К сожалению, в разговоре с людьми часто сталкиваюсь с крайностями в отношении понимания воли человека. Одни впадают в превозношение такой уникальной способности, а другие в стремление свою волю полностью пресечь. И все эти крайности понимания, как и любые другие крайности, именно и возникают от смещения центра тяжести человеческого существа в сторону ограниченного  интеллекта или в телесную чувственно-эмоциональную сферу, как кажется духовную.

В любом случае, если есть такие крайности, то о духовности здесь и помышлять не нужно - нет её. Задача человека не состоит в том, чтобы уничтожить или принизить часть своей природы, как "источник греха" - источник греха в самом духе человека.

Но вернемся к теме. Крайности в совмещении двух свободных воль, Человека и Бога, состоят в том, что человек размещает мысленно их рядом, на одном уровне, в одной плоскости... где они неминуемо начинают вытеснять одна другую, до полного уничтожения. Так работает наша логика, наш интеллект - мысли о разном все равно остаются мыслями, сущностно равновесными, и если для одной мы говорим "да", то другой приходится сказать "нет".

Но проблема собственно не в интеллекте - свою работу он выполняет блестяще. Правда размышлять адекватно о более высоком, чем он сам, не умеет. И потому Воля Бога "скатывается" на уровень человеческого рассудка, какбудто бы Бог стоит со свечкой позади нас и следит за каждым движением руки, заглядывает в рот, пеленгует мысли и отмечает их в "личном деле" и т.д. Т.е. буквально, что Воля и Промысел Бога действуют на таком частном уровне как наш, временный и замкнутый в пространстве.

Но зачем Богу контролировать все, вплоть до мелочей нашего быта? Нужно вспомнить, что природа Бога и природа человека совершенно различны. И воли их действуют в совершенно разных уровнях или даже измерениях, бытия и небытия. И для того и дана человеку личная воля, чтобы он занимался миром на своем уровне бытия. Но естественно, что Человек как самое молодое умное и сознающее существо, нуждается в развитии и становлении - именно самостоятельном, а не механическом с иллюзией самостоятельности.

Понять, как это воли действуют на разных уровнях сложно. И еще сложнее не впасть в их противопоставление и разделение. Уровни различные, но неразрывные и не изолированные. В качестве аналогии можно привести, например, сосуществование в человеке умного и телесного начал (частей природы, различных, но нераздельных и не изолированных, и где одна охватывает и приводит в движение другую, придает ей глубину и новую размерность бытия):

К примеру, мы умом задумали отправиться на свою любимую опушку в лесу. И представим, что тело имеет свое видение и понимание и свою телесную волю, весьма ограниченную конечно по сравнению с умной. И вот тело движется к желанной полянке, не видя ее непосредственно (о пути знает ум). Глаза тела смотрят на дорогу, тело принимает на своем уровне простые решения: как обойти камень, канавки. Глаза же в это время видят цветы на обочине и радуются им, нос вдыхает их ароматы, уши слышат пение птиц, и все вместе радуются и ликуют. Что ж в этом плохого?

Совсем не обязательно идти с пустыми как у зомби глазами. И в этом свобода тела.

Но если тело вдруг решается на бунт, мол, "я пойду другим путем и вообще в другую сторону, я буду само думать". Вот здесь уже забирается противоречие и повреждение - нет согласованности, гармонии и полноты. Тело решив думать только самостоятельно, самоотчуждается и лишается помощи ума, который знал верную дорогу к цели. А что остается у тела, лишь телесные глаза, которые видят ближайшие деревья, и тут и там, и сзади, и спереди. И чудо, если путем долгих блужданий тело таки выползет на заветную полянку.

Аналогия конечно очень грубая, но она хоть в какой-то мере помогает приблизиться к пониманию разности и одновременно не противоречии действования воль Человека и Бога. Что Воля Бога, Промысел Божий не вытесняют и не запрещают воли человека в своей Богом назначенной вотчине. Воля человека разве что по незнанию или не хотению может идти против законов Жизни, пронизывающих вселенную на всех уровнях бытия.

И это грех и смерть для мира и для самого человека, ибо человек находится и над тварным миром, и сам является тварью, и все действия отражаются и на нем самом.

свобода воли, заблуждения, рассудок, греховность, ум, Человек, Божий Промысел

Previous post Next post
Up