Недавно писал обстоятельную статью о соединении души и тела, где затрагивал и вопрос содержания разума во временнОм пространстве и соответствующем выходе духа человека из ткани времени.
И вот спустя пару дней наткнулся на статью русского философа Федора Гиренка, где узнал очертания своих мыслей. Вот отрывок:
"Человек для самого себя стал проблемой по нескольким причинам. Главное в том, что сознание испарило душу, умертвило инстинкты, чувства и эмоции. На их месте остались «вмятины», антропологические пустоты. Вообще все было хорошо, пока у человека были привилегии, которые ставили его во главе мировой иерархии. У человека была привилегия на ум, на свободу, на волю. Знание поднимало по этой иерархии, ибо знающий был выше верующего и выше умеющего. А знающий о знании был выше просто знающего. Знание знания представало как полное бытие в себе и для себя. Когда ты наверху, ты спрашиваешь не о себе, а о вещах. О том, что внизу. О природе. Твое место как бы уже определено. И стали люди как боги. У них не было соперников. Ничто им не угрожало. Кроме самих себя.
Знание природы своей тяжестью раздавило мировую иерархию. Человек лишился привилегий. Он сам себя их лишил. И вот уже нет ни верха, ни низа, ни начала, ни конца. И место человека не определено. Он потерял свою сущность, то, что от Бога. Что не нуждается во времени. Поэтому он стал испытывать нужду во времени. Погрузился в сферу субъективного, временного, непрочного. Вот эта временность человеческого существования была предъявлена человеку экзистенциалистами.
Во времени нельзя быть полным, законченным, определенным. Окончательное суждение о человеке также невозможно. Ведь определения связаны с сущностью, с как бы уже пройденной бесконечностью, а ведь эту бесконечность еще надо пройти. Человеку еще нужно жить. Существовать. Поэтому экзистенциально человек хватается, как за соломинку, за «здесь и сейчас».
Ф.И.Гиренок, АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА
Оказывается я не одинок в таком ощущении мира!
p.s.: Для справки: Гиренок Федор Иванович (р. 17.03.1948). Род. на Алтае. В 1971-1976 гг. учился на философском факультете МГУ; в 1979 г. окончил аспирантуру философского факультета МГУ. С 1980 - мл. н.с. Центр. Совета филос. семинаров при президиуме АН СССР. С 1984 - ст. н.с., с 1989 - вед. н.с. Центр. Совета филос. семинаров. С 1990 по 1992 - вед. н.с. ИНИОН АН СССР, с 1992 - вед. н.с. ИФ РАН. С 1999 - проф. Кафедры филос. антропологии филос. факультета МГУ. Докт. Диссертация - «Экология как феномен самосознания цивилизации». (1989).