Еще одно продолжение моих записок про Новостройку.
Ранее были опубликованы здесь:
Часть 1 Часть 2. Лесопарк имени Лесоводов Башкирии. Примерно 100 гектаров лесных насаждений, как хвойных, так и лиственных, как естественных, так и искусственных. Массив ограничен с разных сторон рекой Сутолокой, 21-й больницей, 49-й школой, улицей Менделеева, Проспектом Салавата Юлаева, жилой застройкой по Лесному проезду. Через этот лесок можно было быстро, минут за 15, быстрее, чем на троллейбусе, добежать до универмага «Уфа», Автотранспортного техникума, Вишерской, Молодёжки. Там раньше днем чаще всего можно было встретить пациентов 21-й больницы, сейчас - группы молодых людей, употребляющих что попало. В потаённом месте там растёт несколько молодых, лет 30, кедров. Где-не скажу. К нему примыкает Уфимское лесохозяйственное производственное объединение (УПЛХО) с Лесным музеем. В начале 80-х годов там были построены скамейки и столики, выпиленные и выдолбленные из бревен. Сейчас их уже разломали. Машинам туда ходу нет и не должно быть. Есть берёзовая роща, посадки хвойных пород, элементы ландшафтого дизайна - в 50 метрах за стеллой - Памятником лесоводам Башкирии (в 90-е почему-то нието не догадался переименовать его в памятник Лесоводам Башкортостана.) В гуще лесных насаждений есть несколько частных домов с большими собаками, именно желание избежать контакта с этими домашними животными оставило приватность жителей этих домов в неприкосновенности.
Ботанический сад. Это уже не наша история, как и стройфак УНИ (УГНТУ) с Минлесхозом - пусть пишут жители Новиковки. Ботсад место хорошее. Академичное и праздничное. Лучше всего там перевести дух в лютый беспросветный мороз, когда до весны далеко. Лишь бы свадеб в тот день не было. Говорят, парЫ шампанского неполезны для нежных растений.
Распивочная, некогда расположенная в северном торце дома №207. Раньше там из железной амбразуры продавали водку, а в очереди алкаши и просто мужики лупцевали друг друга не по-детски, иногда дело доходило до Страшного Советского Оружия Алкашей - «розочек». Мы ходили на это шоу смотреть во время антиалкогольной кампании. Это заведение в 90-е годы было интересно тем, что там не предполагалось обслуживания клиенток. В отхожем месте не было полноценного унитаза, а только раковина и писсуар. Неоднократно видел, как туда заходили, предварительно напившись пива дамы, что-то там долго делали, потом выходили, немного сконфуженные, но довольные. Иногда слегка обрызганные. Сейчас, я уверен, там все по-другому.
Хозмаг. До появления ТЦ «Башкирия» был одним из немногих интересных магазинов в районе. Там можно было купить резиновый клей из которого катались очень прыгучие мячики. Надо было купить много тюбиков этого клея, а потом намазать его на открытку, чтобы он немного подсох - начинать натирать этот слой клея пальцем. Самый крупный катышек по принципу снеговика можно было превратить в мячик произвольного размера в течение нескольких часов. Лучший мячик получился у моего одноклассника и соседа по парте Славки, который погиб в 87 году, переплывая Уфимку в районе острова Безымянный, чуть выше по течению, чем паромная переправа.
Учебная парикмахерская. 47-й дом по «полтиннику» (ул. 50 лет СССР). Там можно было постричься дешевле, поскольку на твоей голове тренировались молодые парикмахерши под присмотром наставников. получалось долго, зато весело. Мне больше нравилось в парикмахерской, что в доме 207/1. И сейчас в «Учебке» есть какой-то учебно-парикмахерский центр, называется «Алтынсэс» - «Златовласка» по-башкирски.
Театр «Нур». Долгострой еще с советских времен. По неподтвержденным стоил миллиард рублей по ценам например 2003 года. На его месте начинали строить кинотеатр, которого в 80-е годы так не хватало нам. Мы хотели кинотеатр, поскольку приходилось собираться человек по 20, чтобы безопасно дойти до «Искры», «Теремка» или Гагарина, без оглядки на местных и попутных орловских.
Яблоневые сады. Если встать на путепроводе по ул. 50 лет СССР и посмотреть на Юг вдоль проспекта Салавата Юлаева, можно было представить себе огромный овраг, долину реки Сутолоки, в которой располагались садовые участки, судя по всему, принадлежащие работникам «сорокового завода». В 80-е там уже было не так много «населённых» домиков, сады казались полузаброшенными, а яблоки почему-то попадались зелёные. Такая же история - если смотреть на Cевер, в сторону туннеля. Туда ходить было страшновато - мало ли кто там водится. Мы смотрели на эти сады через зелёный забор и гадали - где же начинается Сутолока.
Общаги. Бульвар Молодежи, разделяющий Второй и Третий Микраш, за исключением двух домов, состоит, в основном, из «общаг». Ведомственная принадлежность их разнообразна: Сельхозинститут, ОАО «КПД», Министерство культуры и национальной политики. Еще несколько малосемеек, которые можно отличить от других по зеленым квардратам под окнами.
Верхняя общага - Бульвар Молодежи, 10 - стала в 90-е годы одним из первых «бизнес-центров» в Уфе. В одно время там сидела даже Уфимская таможня и море разных фирм. Уже в 92 году там были ужасные пробки из-за того, что машины парковались чуть ли не друг на друге.
«Музыкалка» - там часто можно встретить разных знаменитостей, актеров, певцов, кураистов. Из его окон можно было часто слышать духовые, ударные инструменты, когда я учился классе в пятом, там жил трубач. Туда любили хаживать местные донжуаны, доподлинно не знаю, насколько эффективно. Там живут люди семьями, есть и те, кто живет там уже много лет. Один из первых массовых протестов против практики точечной застройки был инициирован жителями Музыкалки. Несмотря на протесты, дом, в нарушение норм СНиП о соляризации, встал на месте детской площадки и песочницы. Кстати, видимо, на Новостройке есть определенный дефицит коммунальной инфраструктуры, поскольку домов точечной застройки там всего несколько.
Сельхозовская общага - Бульвар молодежи, 4 кажется. С ними, помнится, в 80-е, дрались новостроевские пацаны. Её жители играют в футбол на подземном гараже. Привить деревенские обычаи - «массовая драка за клубом по субботам» им здесь так и не удалось. Своих обычаев хватало.
Одна из малосемеек, кажется Бульвар Молодежи, 2, носила романтическое название «Гузаль». Для некоторых жителей новостройки это было неким романтическим призывом. Во что это конкретно выливалось - могу только предполагать.
Уварова поляна. Если двигаться по асфальтовой дорожке, соединяющей стеллу-памятник Лесоводам Башкирии и выход на ул. Менделеева к Ботаническому Саду, то по правую руку, где-то в середине пути откроется Уварова поляна, популярное место для проведения спортивных мероприятий. Ее признаки - футбольные ворота с вытоптанным (видно даже на спутниковых картах) «полем» и остатки какой-то дачи, в ее Восточной (ближе к Менделеева части), с одичавшими плодовыми насаждениями.
На ней, помимо регулярных любительских футбольных матчей, проводились общегородские Слёты школьных лесничеств (80-е гг), а также финальная часть школьных сборов по начальной военной подготовке, где нас учили ходить в атаку «двойками», прикрывая друг друга, с применением дымовых шашек с CS («Черемуха»), чтобы не сачковали и не вытаскивали клапаны противогазов.
Сколько потом не смотрел в учебниках по тактике для мотострелков (на военке), ни разу такого диковинного, но рационального способа передвижения не обнаруживал. Уж в каких таких войсках гв.подполковник запаса Григорий Мартьянович Солдатов до этого служил на Дальнем Востоке, не знаю. М.б. морская пехота? Хотя знаки различия у него были артиллеристские, в красных петлицах. И задания он давал какие-то странные для школьных мотострелков - две разведывательно-диверсионные или поисковые группы должны были встретиться, выйдя скрытно из разных точек, следуя по азимуту, и, найдя друг друга, вступить в боестолкновение. Мы, конечно, сразу же потерялись. Потом нашлись и долго ходили друг на друга в атаку по уши в грязи.
49-я школа. Она известна как спортивная (на её базе располагалась ещё ДЮСШ №10), с ней связаны имена таких известных в Уфе педагогов, как Миняевы (Герман Константинович и Александра Александровна - представители этой династии работали, как я слышал, впоследствии, в школе №16 в Новиковке). Кроме того, в ней работал известный тренер Валентин Николаевич Семёнов.
Этот текст, оборвавшийся неожиданно, скомпонован мной на основе собственных заметок в тематической группе соц.сети «Вконтакте», которые я вносил туда, ностальгируя, в городе-герое Москве в 2008-9 году.
To be updated по запросу народных масс. Новостройка большая. Воспоминаний до черта осталось