О КОМ МОЛЧИТ РОССИЙСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ… ЧАСТЬ 1.

Mar 12, 2013 20:15


Информация для редакторов и продюсеров на российских телеканалах.

А также для чиновников в Министерстве культуры.

О ком не сняты (или не показываются из-за режима особой секретности) документальные фильмы, а стоило бы…

Об этих людях не выкладываются документальные фильмы на торренты, не продаются на ДВД и т.д. Об этих людях на российском телевидении принято решение: «Забыть. Не помнить». Короче - полный им досвидос… При этом на российском ТВ смотрим то, что имеем. Адский трэш, которым многие высокопоставленные телечиновники реально гордятся.

Частей у этой публикации будет несколько. Слишком про многих забыли…

Начнем с очень близкой и понятной телевидению темы. Режиссеры… Ян Фрид, Надежда Кошеверова, Ричард Викторов, Владимир Воробьев, Павел Арсенов, Мария Кнебель, Павел Клушанцев, Борис Дуров, Александр Алов, Искра Бабич, Гончаров Андрей, Марк Вайль, Савва Кулиш, Михаил Калатозишвили… Эти люди сняли огромное количество известнейших фильмов и поставили замечательные спектакли. Но в сети о них часто не найти толковой внятной информации, документальных материалов и вовсе нет за крайне редким исключением. Эти люди вычеркнуты из массового сознания. Кем? Почему? Кто так решил? И самый интересный вопрос - кто это прекратит? Ведь есть люди, способные исправить ситуацию…

Откликнитесь, телевизионщики. Интересно посмотреть на вашу реакцию…

РЕЖИССЕРЫ:

Ян Фрид



Кто не смотрел в нашей стране музыкальный фильм «Собака на сене», снятый Яном Фридом по пьесе Лопе де Вега в 1977 году с Михаилом Боярским и Маргаритой Тереховой в главных ролях? А также фильм «Дон Сезар де Базан» с Михаилом Боярским, Юрием Богатыревым, Анной Самохиной и другими известными актерами? Братья Соломины блистали у этого режиссера в телевизионной постановке «Летучая мышь»… А в другой его картине «Благочестивая Марта» играли Маргарита Терехова, Николай Караченцов, Владислав Стржельчик и Павел Кадочников.

Работы Яна Фрида знает и любит вся страна, они не сходят с телевизионных экранов десятилетия. И еще долго не будут сходить. Но что знают зрители об этом мастере отечественного мюзикла? Да, ничего не знают. И, похоже, не узнают… Нынешнее ТВ ориентировано на совершенно иные программы.

Надежда Кошеверова



После окончания Великой отечественной войны Надежда Кошеверова сняла картину, вошедшую в сокровищницу отечественного кинематографа. В 1947 году на экраны СССР вышел ее замечательный фильм-сказка «Золушка», поставленный Кошеверовой совместно с Шапиро.

После выхода «Золушки» Кошеверову отлучили от создания сказок на 15 лет, до ближайшей оттепели. В 1954 году Кошеверова сняла совместно с А.Ивановским комедию «Укротительница тигров». Фильм стал одним из лидеров проката и открыл зрителю новую талантливую актрису - Людмилу Касаткину.

Еще Кошеверова сняла «Старую, старую сказку», в которой сыграл Олег Даль, и появилась на экране никому не известная Марина Неелова. Даль звал Кошеверову Куросавочкой и позже никогда не отказывался сниматься в ее сказках. После «Старой, старой сказки» Кошеверова снимала только фильмы-сказки. В 1972 году она сняла музыкальную сказку «Тень» по одноименной пьесе Евгения Шварца, написанной по мотивам сказки Андерсена. В фильме снова снялись Олег Даль и Марина Неелова. А также Анастасия Вертинская, Андрей Миронов, Людмила Гурченко, Владимир Этуш, Сергей Филиппов и Георгий Вицин.

В 1974 году на экраны страны вышла музыкальная сказка «Царевич Проша» с участием Валерия Золотухина, Валерия Носика, Татьяны Пельтцер, Сергея Филиппова и Георгия Вицина. А потом - еще две сказки: «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» и «Соловей».

В 1984 году фильмография Кошеверовой пополнилась картиной «И вот пришел Бумбо», которая была экранизацией рассказа Куприна «Девочка и Слон». Фильм содержал кукольные сцены, смонтированные параллельно со сценами реальной действительности.

Надежда Кошеверова - один из трех самых именитых режиссеров-сказочников в СССР. О Роу и Птушко фильмы есть. О Кошеверовой нет. Почему? Потому что всем - все равно. И наплевать на то, что Даль ее называл Куросавочкой…


Ричард Викторов




Викторов прошел всю Великую Отечественную войну. После войны Ричард Викторов поступил на филологический факультет Львовского университета, который окончил в 1952 году, и вскоре поступил на режиссерский факультет ВГИКа, где учился в мастерской Сергея Юткевича.

Рано ушедший из жизни режиссер снимал кинофантастику со знанием дела, он много делал для ее развития в кинематографе, выступал, как неутомимый пропагандист и защитник жанра. «Действительность обгоняет экран со скоростями поистине космическими. Космос уже обжит международным экипажем, а мы все еще топчемся на крохотном «кинопятачке» и никак не решимся подняться над своими частными кинопроблемами. А зритель ждет. Нет, не ждет, требует: снимайте научно-фантастические фильмы!» - писал в одной из статей режиссер…

Первая же научно-фантастическая лента Викторова «Москва - Кассиопея» в 1973 году снискала колоссальный успех у зрителей. «Москва - Кассиопея» оказалась настолько удачной, что годом позже вышла на экраны вторая часть дилогии - «Отроки во Вселенной». В 1978 году Ричард Викторов приступил к работе над фильмом «Через тернии к звездам», который вышел на экраны в конце 1980 года. Фильм посмотрели в 1981 году 20,5 млн зрителей. Музыка Алексея Рыбникова, прозвучавшая в фильме, годом позже стала основой знаменитой рок-оперы «Юнона и Авось».

Без малого 10 лет пролежал на полке последний фильм Ричарда Викторова «Комета», снятый в 1983 году. Режиссер не дожил до выхода картины на экран - он умер через полгода после завершения съемок. Фильм все-таки показали по ТВ, но с изрядно переиначенным текстом.

В его творческой биографии - 4 фантастических фильма из 12 снятых. Но, придя в кинофантастику в начале 1970-х, он остался в ней до конца своей жизни, прочно связав свою творческую судьбу и имя с любимым жанром. Надо кому-то знать об этом? По мнению документалистов - нет…

Владимир Воробьев




Еще один мастер отечественного мюзикла. Что из его фильмов мы постоянно смотрим? Кино Воробьев снимал редко, при этом создал три прекрасных фильма - «Свадьба Кречинского», «Труффальдино из Бергамо» и «Остров сокровищ».

Воробьев пришел в Ленинградский государственный театр Музыкальной комедии и сумел довести до такого блеска классическую оперетту, возвести ее на художественный пьедестал, что театр Музыкальной комедии в Ленинграде стал в своем жанре не менее почитаемым, чем БДТ у Товстоногова.

Уникальный человек? Уникальный. Никому не надо…

Павел Арсенов



Сколько раз в месяц показывается многосерийная картина «Гостья из будущего»? Что мы знаем о его режиссере? Ничего. И могила его заросла… Так мы помним.

Павел Клушанцев




Это вообще очень грустная история…

Главный редактор киностудии «Лентехфильм» в годы работы на ней Клушанцева Валерий Суслов рассказывал: «В кино он был своего рода как Никола Тесла в электротехнике, потому что для выполнения сложнейших технических задач находил всегда неожиданные и не требующие больших затрат уникальные решения. О космосе этот человек, казалось, вообще знал абсолютно всё. На студии его считали не от мира сего. Да и, честно признаться, мне не раз приходила в голову крамольная мысль, что Павел Владимирович заслан на Землю какой-то другой цивилизацией. Чтобы передать нам сведения о Луне, Марсе, Венере и вообще об устройстве материи и Вселенной, настолько понятно и естественно он показал на экране таинственный мир космоса. Показывая в кино возможности космической техники (скафандры, оборудование межпланетных станций и кораблей, наземных комплексов и т.д.), Клушанцев шёл в ногу с абсолютно засекреченными работами, не зная о них».

В своих фильмах 1950-х и начала 1960-х годов Клушанцев предвосхитил многое из того, что десять, двадцать и тридцать лет спустя осуществила русская и зарубежная космонавтика - выход в космос, стыковка станций и высадка космонавтов на внеземных объектах. Однажды выяснилось, что макет ракеты Клушанцева оказался очень похож на проект Королёва, который с огромным удовольствием посмотрел позже фильм Клушанцева, слушая его комментарии. «Если бы не любовь к кино, я обязательно был бы рядом с Королёвым» - говорил позже Клушанцев, и бережно хранил письмо Королева, написанное ему лично за неделю до ухода из жизни Генерального конструктора.

В картине «Вселенная», снятой в 1951 году, Клушанцев пытался соответствовать всем существовавшим тогда канонам жанра, осторожно вводя в свой фильм элементы фантастики и фантазии. Фильм «Вселенная» можно было назвать родоначальником принципиально нового для СССР жанра - гармоничной смеси научно-популярного фильма с фантастикой.

В 1957 году в фильме «Дорога к звёздам» Клушанцев разработал свой фирменный стиль подачи материала. В этой его работе соединились научно-популярное кино, документальное кино и научная фантастика. Успех картины «Дорога к звёздам» был ошеломляющим - фильм шел в прокате по всему миру. Клушанцев рассказывал зрителям принцип реактивного движения, что такое первая и вторая космические скорости. После полета первой ракеты на его фильмы возле кинотеатров выстроились очереди.

В 1959 году Клушанцев хотел поставить научно-фантастическую игровую ленту об экспедиции на Луну. Режиссер подал заявку на фильм «Лунный камень», проект был утверждён и поставлен в план производства «Леннаучфильма». Сценарий было предложено написать писателю Александру Казанцеву и сценаристу Михаилу Витухновскому. По сюжету три космических корабля из трех стран - Советского Союза, США и ФРГ отправлялись на Луну за образцами лунного грунта. Все корабли периодически попадали в аварийные ситуации и космонавты из разных стран приходили на помощь друг другу. Павел Владимирович всегда и везде подчёркивал: у человечества одна планета, один общий дом и освоение космоса может сплотить народы мира на благо всех людей. Но верхушка ленинградского обкома КПСС, куда директор киностудии привёз сценарий для ознакомления, смотрела на это по-иному: «Какое международное сотрудничество? Какая дружба между Советским Союзом и странами дикого капитала? Вы что на студии совсем сдурели и потеряли партийную бдительность?! А Луну мы завоюем и так, сами».

Результат работы над сценарием «Лунного камня» не удовлетворил Клушанцева, после чего назрел конфликт между режиссёром и сценаристами. В результате сначала из проекта со скандалом вышел Витухновский, а за ним и Казанцев. Но доведённый до нервного срыва Клушанцев уговорил Казанцева вернуться и переделать сценарий. В результате в основу фильма была положена повесть Казанцева «Планета бурь», а герои фильма вместо Луны отправились впервые в истории кинофантастики осваивать Венеру.

Фильм «Планета бурь» вышел на экраны СССР в 1961 году, и сразу стал настоящим хитом. Появление картины совпало с полётом Гагарина и повальной увлечённостью космонавтикой, покорение планет виделось не за горами, и Клушанцев предложил зрителю познавательную и увлекательную картину - как это может начать происходить в недалёком будущем. Для Георгия Жжёнова работа над ролью в «Планете бурь» стала дебютом в кино после возвращения из лагерей.

картина «Планета бурь» была куплена 28 странами, и имела колоссальный успех в США. Правда, оригинального фильма Клушанцева американские зрители не увидели. Продюсер Роджер Корман нанял двух режиссёров Харрингтона и Богдановича, которые вставили в «Планету бурь» отснятые сцены с полуголыми венерианскими амазонками и новые эпизоды с американским актёрами. Русское название космической станции тщательно заретушировали, советским актерам в титрах были присвоены англоязычные имена и фамилии, а все намеки на то, что фильм был снят в СССР, были тщательно вымараны.

В 1972 году на студию пришёл новый директор В.Аксёнов, начавший большой «перетряс» кадров. «Старикам» в унизительной и ультимативной форме практически указали на дверь. Клушанцев был вынужден покинуть студию «по собственному желанию» и 27 лет, до самой своей кончины в 1999 году, не переступал порог студии, которую всегда считал своим главным домом.

Всё, что он знал и хотел сделать в будущем, Павел Владимирович воплотил в своих великолепных детских книгах, переведенных на 16 языков: «О чём рассказал телескоп», «К другим планетам», «Станция Луна», «Отзовитеcь, марсиане!», «Дом на орбите», «Одиноки ли мы во Вселенной?».

Про Клушанцева забыли в СССР, но вклад режиссера в развитие мирового фантастического кино не забыли за пределами нашей страны. Когда в годы перестройки Советский Союз посетил Джордж Лукас, он попросил организовать встречу с Павлом Клушанцевым. «А кто это такой?» - удивились чиновники от кино. Скудные сведения о Клушанцеве нашлись в научно-исследовательском институте кино: «Павел Клушанцев? Да, такой режиссёр работал на киностудии «Леннаучфильм», в 1972 году вышел на пенсию, и с этого времени профессиональной деятельностью не занимается».

В апреле 1992 году с Клушанцевым связался обладатель двух Оскаров в номинации «визуальные эффекты» Роберт Скотак, писавший книгу о комбинированных съемках и спецэффектах. В ходе работы над книгой он внимательно пересматривал все фильмы Клушанцева и для него остались неразгаданными около 50 приемов, примененных советским режиссером. Клушанцев отправил Скотаку бандероль с чертежами и детальными описаниями. Но даже такие исчерпывающие ответы не устроили американского мастера спецэффектов, и он сам приехал в Санкт-Петербург, чтобы лично встретиться с легендой фантастического кино.

В 1995 году, во время 85-летнего юбилея Павла Владимировича, в США, на канале Discovery вышли две передачи о Клушанцеве, подготовленные Скотаком, а журнал «American cinematographer» опубликовал две обширные статьи «Клушанцев - российский мастер фантастики», где Скотак детально раскрыл весь творческий путь русского режиссера-подвижника, и поставил его в один ряд с мастерами мирового кино Джорджем Мельесом, Вильямом Камероном и Джорджем Полом.

Российские средства массовой информации не заметили 85-летие мастера научно-популярного кино, и вспомнили о нем лишь к 90-летнему юбилею. На российском телевидении был показан фильм «Павел Клушанцев - к звездам!», снятый учеником Клушанцева Алексеем Ткаля. Но мне видится это, мягко говоря, недостаточным…

Мария Кнебель




В истории Художественного театра Кнебель была достаточно заметным явлением, в 1920-30-х годах она была любима зрителями, и все последующие специальности Марии Кнебель возникли на базе ее актерского опыта. Она не преуспела бы как режиссер, если бы не её умение «сращиваться» с актером в процессе работы над образом так, что происходящее в нем она чувствовала как в самой себе. К актрисе не сразу пришло понимание своего призвания - быть театральным режиссером, претворяя учение Станиславского в живой сценической практике, используя лучшие образцы современной и классической драматургии. Женщин-режиссеров в то время почти не было. Будущую профессию в ней разглядел, по признанию Кнебель, режиссер Алексей Дмитриевич Попов, оценив в хрупкой женщине мужской аналитический ум.

Режиссерская деятельность Марии Кнебель началась в 1935 году в театре-студии имени Ермоловой, возглавляемом режиссером Максом Терешковичем. На Кнебель легла важная и ответственная миссия - в её обязанности входила не только функция сорежиссера, но и задача преподавания «ермоловцам» системы Станиславского.

Покинув стены МХТ, в 1951 году она стала режиссером, а с 1955 года - главным режиссером Центрального детского театра. В этом театре началась новая страница в ее жизни, связанная с приходом в театр молодых актеров и авторов. Под ее руководством детский театр расцвел, освободившись от многих «пионерских» штампов, в его репертуаре появилась классика и произведения новых авторов, прежде всего - драматурга Виктора Розова, утверждавшей новую гражданскую позицию юного героя, нетерпимого к фальши и мещанству.

Фильмов о ней нет.

Борис Дуров



Дебютом Дурова стал фильм «Вертикаль» в 1967 году, который он снял совместно со Станиславом Говорухиным.

Еще он снял фильм «Пираты ХХ века». Кто его не видел? Вопрос неправильный. Правильный вопрос: «Сколько раз каждый житель СССР его посмотрел?»

О режиссере в СМИ - два-три слова…

Александр Алов



В 1943 году после ранения и контузии Алов приехал в Алма-Ату поступать в находившийся там в тот момент Институт кинематографистов. Он повесил шинель, сдал экзамены и снова уехал на фронт. Басов, Озеров, Ордынский, Чухрай, Ростоцкий и Алов - в те годы ВГИК был полон военных, но были и штатские: Рязанов, Швейцер и Кулиджанов… Сергей Параджанов рассказывал: «В списке нашего курса Саша Алов стоял первым. Наша встреча была удивительной, потому что я не мог отвести от него глаз. Мне показалось, что он был похож на Пушкина времен лицея. Алов остался для меня удивительной звездой, которая горит и не угасает. Я в большом долгу перед ним, потому что не мог проводить его в последний путь. Я брежу его добротой, его тактичностью, его формой, в которой видел его еще тогда: маленькая выгоревшая пилотка. Все это меня потрясало, и все время вызывало благоговение его искусство: логичное, мужское».

Снял фильмы «Мир входящему», «Легенда о Тиле», «Тегеран-43», «Павел Корчагин», «Бег» и многие другие картины. Классик советского кино.

Искра Бабич




Искра Бабич окончила режиссерский факультет ВГИКа в 1956 году. Она стала режиссером игровых и документальных фильмов, а также сценаристом, получила Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых в 1983 году. Она сняла фильм «Прости меня, Алеша» в 1983 году, «Мужики!» в 1981 году, «Половодье» в 1962 году, «Первое свидание» в 1960 году. В качестве сценариста она работала над картинами «Прости меня, Алеша» и «Мужики!». Была любимой ученицей Ивана Пырьева.

Марк Вайль




Марк Вайль поставил много спектаклей в ташкентском театре «Ильхом» других театрах: как в России, так и за рубежом - в московском театре имени Моссовета, в Болгарии, Югославии и США. Вайль воспитал плеяду ярких артистов и режиссёров, в том числе в Школе драматического искусства при театре «Ильхом», которую он открыл в 1995 году. Выходцами из театра «Ильхом» стали актер Виктор Вержбицкий, режиссеры Тимур Бекмамбетов и Бахтиер Худойназаров. Вайль читал лекции в других школах драматического искусства, а также университетах в разных странах мира. «Ильхом» был настоящей актерской лабораторией, в которой режиссер ставил спектакли по технике вербатим - о духовной сумятице и чересполосице русско-узбекского города Ташкента, столь похожего на Вавилон. Он так же ставил классику - Чехова, Шекспира, занимался современной пьесой. Он занимался фольклором, узбекским театральным жанром масхарабоз, различными культурными пересечениями Он вводил в драматические спектакли восточную пластику. Он делал спектакль об исламских корнях поэзии Пушкина. Его театр часто ездил в европейские и азиатские туры, не так редки были гастроли «Ильхома» в Москве, где «Ильхом» обожали многие зрители.

Его убили трое подонков из-за того, что им не понравился спектакль «Подражание Корану» из репертуара театра «Ильхом». Молодые люди заявили, что считают постановку оскорбительной по отношению к пророку Мухаммеду.

Гончаров Андрей




Когда началась Великая Отечественная война, в ГИТИСе был сформирован Коммунистический батальон Красной Пресни. Многие, в том числе Гончаров, пытались в него попасть. Андрей Гончаров рассказывал: «Каждый из нас был убежден, что все это - на две-три недели. А затем наступит победа. Мы пели тогда песню «Уходили комсомольцы на последнюю войну». Мы были убеждены, что она - последняя».

Боевое крещение Гончаров принял под Вязьмой. Через три дня боев от тысячи человек осталось чуть больше ста. Остатки батальона отвели под Ярцево на переформирование. Андрей Гончаров оказался во взводе конной разведки 4-го кавалерийского казачьего корпуса. В его составе он участвовал в битве под Москвой на Истринском и Ельнинском направлениях. В одном из боев получил сразу два ранения, был вынесен товарищами с поля боя и отправлен в госпиталь. После госпиталя из-за тяжелого ранения Гончарова демобилизовали. Узнав о том, что в ГИТИСе образовалась фронтовая бригада, он направился туда и включился в работу входившей в нее группы студентов, принятых в институт, но из-за войны так и не начавших учиться. Возглавлял их будущий народный артист и заслуженный мастер спорта, легендарный телерадиокомментатор Николай Озеров. С концертами выступали на вокзалах, эвакопунктах, в госпиталях, в воинских частях, уходивших на фронт…

…Московский театр имени Владимира Маяковского Гончаров возглавил в 1967 году. В этом театре прошла большая часть его творческой деятельности. Этим театром Андрей Александрович руководил до своей кончины. Гончаров принимал театр после смерти главного режиссера, выдающегося мастера Николая Павловича Охлопкова. Театр находился в плачевном состоянии, репертуарный портфель был пуст, зрительный зал зачастую пустовал.

В новых постановках Гончарова в полную силу проявились его характерные творческие черты - яркая, энергичная режиссура, стремление к обострению конфликтов, выявлению скрытых пружин драматического действия. Он поставил спектакли, ставшие замечательным явлением театральной жизни - «Два товарища» В.Войновича в 1968 году, «Дети Ванюшина» С.Найденова в 1969 году, «Конец книги шестой» Е.Брошкевича в 1969 году, «Мария» А.Салынского и «Трамвай «Желание» Т.Уильямса в 1970 году, «Банкрот, или свои люди - сочтемся» в 1974 году, «Венсеремос!» Г.Боровика в 1976 году, «Леди Макбет Мценского уезда» Н.Лескова в 1979 году и «Молва» А.Салынского в 1982 году.

Калатозишвили Михаил




Фильм Калатозишвили «Дикое поле» не только собрал букет международных призов (в их числе - награды фестивалей в Коттбусе и Марракеше, а также спецупоминание на Венецианском кинофестивале), но и буквально взорвал российское киносообщество. На 65-м Венецианском кинофестивале в 2008 году фильм «Дикое поле» получил приз Международной ассоциации поддержки арт-кино. За несколько месяцев до того фильму дали призы за лучший сценарий и лучшую музыку, а также приз гильдии киноведов и кинокритиков на «Кинотавре» в Сочи. Картина получила награду кинокритики и кинопрессы «Белый слон» как лучший игровой фильм, за лучший сценарий, лучшую мужскую роль (Олег Долин), лучшую мужскую роль второго плана и лучшую музыку. И в довершение - Гран-при «Золотого орла».

Что мы знаем о режиссере..?

Савва Кулиш




В 1968 году Кулиш снял на киностудии «Ленфильм» свой дебютный фильм «Мертвый сезон». Эту двухсерийную картину увидел почти весь мир, а в Советском Союзе за 9 месяцев ее посмотрело более 100 миллионов человек. Сам Савва Кулиш не любил и не читал детективов, но его «Мертвый сезон» стал одним из лучших советских шпионских фильмов.

Кроме того, Кулиш был автором киносценариев к фильмам «Развлечение для старичков», «Фуэте», «Белые лебеди», «Трагедия в стиле рок», «Железный занавес», режиссером театральных и радио спектаклей, художественным руководителем фильмов молодых кинематографистов.

Продолжение следует...

Previous post Next post
Up