ГАЛОПОМ ПО ЕВРОПАМ (Часть V) Париж и парижане - коренные и пристяжные :)

Aug 31, 2010 20:42



После дождичка в четверг на площади Бастилии...

Есть темы, говорить на которые не просто легко, но и приятно. Рассказ о Париже, которым заканчивается цикл «Галопом по Европам» - как раз из этого разряда. Не ругайте меня сильно за то, что в повествование то и дело будут вкрапляться глубоко личные ремарки - ведь в самой первой подаче ( о Кракове), я честно предупредил, что жанр этой, с позволения сказать, литературы - потокосознание…

Сегодняшний рассказ о Париже я начну со знаменитых садов, коих в столице Франции немерено.



Пленэр парижских школьников в саду Тюильри: учатся рисовать Историю с натуры.



Целиком Лувр можно сфоткать только с вертолёта - настолько он огромен. Поэтому я ограничился лишь фрагментом (слева - знаменитая стеклянная пирамида; справа - самая маленькая из 3-х парижских триумфальных арок - «розовая», сзади фотографа - сад Тюильри).



Сад Тюильри: выносные столики кафе у фонтана на фоне левого крыла Лувра.

О Тюильри, раскинувшемся между Лувром и площадью Согласия, я уже упоминал в предыдущей подаче. Честно скажу: мне он не понравился - напыщен и неуютен. К тому же здесь на каждый кв. метр приходится до 7-8 туристов-японцев, о которых я после этой поездки предпочёл бы не вспоминать как минимум год :)

Поэтому, поместив тройку фоток Тюильри, я перепрыгну в значительно менее «раскрученный» гидами - Люксембургский сад. Именно здесь состоялась судьбоносная драка Атоса, Портоса, Арамиса и примкнувшего к ним д’Артаньяна с пятью гвардейцами кардинала де Ришелье, из которой мушкетёры вышли победителями, а их противники - трупами и калеками.



Уголок Люксембургского сада - подходит как для романтических свиданий, так и для безбашенных дуэлей.

Люксембургский сад - вотчина Марии Медичи, безутешной вдовы Генриха IV Наваррского и матери того самого Людовика XIII, на период правления которого пришлись самые хитовые деяния легендарной четвёрки. (С детства не понимаю, почему Дюма в названии романа ограничился лишь тремя мушкетёрами?!)



Именно в Люксембургском саду установлен оригинал той самой статуи Свободы, огромную копию которой Франция подарила Штатам в честь обретения теми независимости.



Люксембургский сад. Че сло, не знаю, кого и что запечатлел скульптор. Возможно, трудное расставание любовников :)

Сад вместе с замком овдовевшая королева выкупила в 1615 году у тогдашнего великого герцога Люксембургского и удалилась в него, аки в монастырь, оплакивать безвременно ушедшего мужа, который, если честно, по отношению к ней был свинья свиньёй: изменял супруге с каждой первой фрейлиной, нажирался и поколачивал Ея Величество, а бывало - вместе с собутыльниками просто исчезал из Парижа в неопределённом направлении на недели и месяцы…



Champs-Elysees (Елисейские поля), посредине которых установлена самая известная в мире Триумфальная арка.

Следующий объект - Елисейские поля. Вообще-то, это не столько парк, сколько бульвар с претенциозным названием и не менее претенциозным назначением. Имя своё он получил от Элизиума (Elysium - в античной мифологии место пребывания душ умерших, то есть тот же рай). А предназначением данного бульвара с момента его возникновения были… понты.



Футбол, загар, пикник… - на Марсовом поле можно делать всё!

Более же всего из парижских парков понравилось Марсово поле, расположенное сразу за Эйфелевой башней. Здесь мне удалось побродить с фотоаппаратом в одной руке и баночкой «Кроненберга» в другой почти час. Это как раз совершенно беспонтовое и реально любимое место отдыха парижан, живущих или работающих в близлежащих домах и офисах.



Заезд на сегвэях по аллеям Марсова поля.

«Отдыхающие» на Марсовом поле ведут себя абсолютно раскованно: играют в футбол, загорают, целуются, пьют вино (пиво здесь - скорее, экзотика), подкрепляются захваченными из дома харчами, завершая трапезу мороженым, которое на специальных тележках развозят многочисленные торговцы…



Кстати, именно на Марсовом поле я впервые воочию наблюдал игру в шары (до этого видел её только в кино, в частности, в самой моей любимой комедии с Бельмондо - «Великолепный»).

…Побывать в Париже и не повидать Нотр Дам - нонсенс, не так ли? Что ж, увидеть-то его я увидел, но гораздо больше внутреннего убранства собора меня очаровали химеры и прочие чудища, в обилии установленные по всей внешней поверхности главного «персонажа» одноимённого романа Виктора Гюго.



Химеры смотрят на Париж в буквальном смысле слова свысока.


Основной вопрос, на который я до сих пор не нашёл ответа: «Куда, блин, смотрела инквизиция?!» Ведь даже с моей (не самой бедной) фантазией трудно понять, какое отношение все эти чудища имеют к светлому лику богородицы :)

Упомяну ещё две юдоли скорби, которые мы посетили как в самом Париже, так и в его окрестностях:



Могила Ивана Бунина.


Могила Андрея и Ларисы Тарковских.


Могила Рудольфа Нуреева - башкир по национальности, он, тем не менее, был агностиком («ковёр» выполнен из каменной мозаики).

1. Русское кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в 25 км от столицы, где покоятся наши соотечественники, выдавленные из СССР (Иван Бунин, Андрей Тарковский и др.), а то и сбежавшие за бугор ценой прямо-таки акробатических усилий (Рудольф Нуреев).



Вход в священный (для женщин) храм и юдоль скорби (для их мужей) - Музей парфюма «Фрагонар».

2. Музей парфюма «Фрагонар», посещение коего вместо запланированного часа растянулось на три (раньше «выбить» оттуда наших тёток оказалось физически невозможно) и, что ещё горше, пробило самую крупную за всю поездку брешь в нашем с Клавой совокупном бюджете, поскольку, кроме трепетного сохранения истории развития мировой парфюмерии, «Фрагонар» бессовестно торгует тысячами наименований духов, кремов, косметики и прочей лабуды, устоять перед коей не способна ни одна женщина в мире…



Если бы здесь и сейчас разорвалась ядерная бомба, тётки не обратили бы на неё ровно никакого внимания - ведь они выбирают самый что ни на есть французский парфюм!

Ну вот, а теперь, отдав дань скорби, отправляемся в более весёлые и интересные места…

Помнится, я уже признавался в том, что музеи, связанные с поповщиной и прочей бесовщиной, вызывают у меня резко негативные эмоции и непреодолимое желание убежать от них подальше - туда, где бьёт ключом реальная ЖИЗНЬ, весёлая или грустная, неважно...

Такой шанс нам с женой выпал вечером последнего дня в Париже, когда вся группа аж на три часа подалась в какие-то монастыри, а мы предпочли посвятить это время вольной прогулке в окрестностях площади Бастилии (если помните, эту тюрьму удостоил своим кратковременным пребыванием Атос, выдавший себя за д’Артаньяна и арестованный за то, что тот отмудохал сыщиков, посланных арестовать Констанцию).



Вечер обычного трудового дня. Площадь, носящая имя страшной тюрьмы, со штурма которой и началась Великая Французская революция, а дата 14 июля 1789 празднуется с тех пор как государственный праздник - День взятия Бастилии. Теперь на месте тюрьмы стоит памятная колонна, а вокруг, на радиально расходящихся улицах и аллеях, кипит та самая жизнь, наблюдать которую в незнакомых краях мне интереснее всего. Следствием такого интереса стало то, что фотокамера в моих руках буквально раскалилась от интенсивности нажатия на «курок». Результат перед вами: парижане - коренные и «пристяжные» (из всех стран мира, от Дальнего Востока до Латинской Америки). Подчёркиваю: я целенаправленно фоткал именно людей, которые (спасибо им за это) относились к тому, что их снимают, с пониманием, а зачастую и с ответной улыбкой. Лишь один раз довелось нарваться на страхолюдину (по всем признакам - старую деву), в ультимативной форме потребовавшую стереть её лик из памяти «Олимпуса» :(

Итак, вот кадры, снятые за три часа, проведённых на и окрест площади Бастилии, примерно с 17 до 20 часов по парижскому времени, сначала под солнцем, потом под дождём и под конец в сгустившихся сумерках (некоторые фотки не выдерживают никакой критики по качеству изображения, но все же оказались в этой подборке, так как отлично передают главное - настроение):





































































































…Парижский аналог салона мадам Тюссо - музей восковых фигур «Гревен». Ну где бы ещё мне удалось бухнуть с Хемингуэем,





а Клаве - прикрыть с тыла её любимого Джеки Чана.

В основном куклы очень похожи на прототипов, но некоторые довольно далеки от сходства с ними. Например, абсолютно не выдерживают критики «Мэрилин Монро», «Владимир Путин» и даже «Наполеон Бонапарт». Зато «Николя Саркози» получился один в один.

…Отдельная песня - музей под открытым небом «Франция в миниатюре» (картинок нет, так как накануне я преступно забыл подзарядить аккумуляторы для фотика). Представьте себе парк площадью 50 гектаров, в котором через каждые 20-30 шагов натыкаешься на достопримечательности всей Франции, изготовленные в масштабе от 1:25 до 1:100 (всего 140 макетов). Здесь испытываешь совершенно неописуемое ощущение, будто ты - Гулливер в Стране Лилипутов (выше человеческого роста там, пожалуй, одна лишь Эйфелева башня, на все остальные замки, соборы и крепости смотришь свысока).

Кстати, по дороге из Парижа в Эланкур, где раскинулся этот музей, мы проезжали мимо Версаля. Посетить сам дворец не удалось (так плотно свёрстана программа тура), однако, идя у нас на поводу, водитель припарковал-таки автобус в неположенном месте и дал нам ровно 7 минут на фотосъёмку. Пилюлю подсластила гидесса, рассказавшая о Версале такие пикантные вещи, которых не встретишь ни в одном путеводителе.



Луи XIV страдал булемией (проще говоря, обжорством), но это фигня. Гораздо больше хлопот его подданным доставляла паранойя, приобретённая им в детстве, когда вместе с матушкой Анной Австрийской и её любовником кардиналом Мазарини юный дофин вынужден был долгое время скрываться от собственных же придворных, затеявших бунт, типа фронда. Именно поэтому, едва дождавшись смерти всевластного Мазарини, Луи приказал построить в деревушке Версаль шикарный дворцовый комплекс, после чего перевёл туда официальную королевскую резиденцию, до этого находившуюся в Лувре. Просто, как всё параноидальное: вслед за королём туда переедет весь «двор», надзирать за которым станет значительно удобней, чем в огромном Париже, а следовательно, любую попытку бунта можно будет пресечь в зародыше...

Однако вместе с «кнутом» (ведь отъезд из столицы означал для знати не что иное, как почётную, но всё же ссылку) Луи применил и «пряник»: каждому дворянину в Версале была дарована «должность», а поскольку графьёв, баронов, виконтов и прочих паразитов расплодилось как грязи, то монарху приходилось выдумывать всё новые и новые синекуры. Так в версальской табели о рангах появились такие должности, как «задуватель свечей в королевской спальне» и даже «смотритель королевского ночного горшка» :)

Кстати, о горшках. Во второй половине XVII века в быту ещё не было таких прозаических вещей, как водопровод и канализация (это же вам не Древний Рим, ха-ха :)) Поэтому все жившие в ту пору люди, как бы это помягче выразиться… жутко воняли. Причём простолюдины воняли в открытую, а вот дворяне маскировали исходивший от них амбре ароматами всевозможного парфюма*.
__________________
* Просто невозможно не вспомнить по этому поводу бородатый анекдот про хвойный дезодорант, заканчивающийся фразой: «как будто под ёлкой насрали» :)

Но со всем этим приходилось как-то жить, а что может скрасить жизнь в замкнутом пространстве лучше, чем шутка? Правильно - ещё более плоская шутка! Поэтому все дворяне в то время были жуткими, как бы помягче выразиться… похабниками. Не было ничего предосудительного, допустим, в том, что в самый разгар бала к какому-нибудь графу по его знаку подбегал лакей с горшком, и граф, не прерывая светской беседы, доставал из штанов свой, извиняюсь, шланг и публично справлял малую нужду в заботливо подставленную ёмкость. Если же аналогичный знак подавала дама, то к ней подбегал лакей уже не с горшком, а со… специальной сковородой на длинной ручке: мадам расставляла ноги на ширину плеч и чуть-чуть приподнимала кринолины, лакей подсовывал под неё эту самую сковороду и - вуаля!.. По большой нужде, надо отдать им должное, дворяне всё-таки отбегали на сторону, а именно - в плохо освещённые коридоры рядом с бальными залами. Теперь вы представляете, как благоухала эта, самая шикарная в Европе 2-й половины XVII века, резиденция Короля-Солнца :)

В придачу к естественным проблемам неугомонные обитатели Версаля постоянно изобретали трудности искусственного характера. Так, писком версальской моды стали парики, из которых сооружались самые невероятные причёски. Для их закрепления чаще всего использовался мёд, а процесс создания каждого шедевра занимал до трёх суток, причём и в течение «лепки», и в последующие недели «носки» владельцы причёсок вынуждены были спать… сидя. Разумеется, в столь питательной среде «на меду» немедленно заводились благодарные постояльцы - блохи и вши. Но обитатели Версаля были не лишены своеобразного чувства юмора, а потому даже неизбежное зло смогли превратить в развлечение. Именно так возникла мода на прозрачные медальоны с… блошкой или вошкой из причёски возлюбленной. Ну, что тут скажешь: знать на выдумки хитра :)

Обидно заканчивать цикл статей о Европе таким… хм… энтомологическим этюдом, но ничего не поделаешь - из песни слова не выкинешь :)

Adieu, avant de rencontrer à Florence**
______________________ 
** До свидания, до встречи во Флоренции (франц.).

Франция, фоторепортаж, Париж, конкурс

Previous post Next post
Up