Фрагмент третий. Млёво - Рыбинско-Бологовская
Завершая знакомство с окрестностями правого берега верхней Мсты, заглянем в древнее село Млёво. А финальной точкой той однодневной велопрогулки осени 2020 года станет тихая и уютная железнодорожная станция.
Едешь себе на велосипеде через лес, через сёла и деревни, что ещё живы, наслаждаешься золотой осеню и тут на тебе: Дмитрий Иванович Менделеев. Тот, что что создал периодическую систему химических элементов и немало других научных трудов по химии, физике, геологии. Не сам, конечно, а памятная доска на деревянном доме, из которой следует, что учёный жил и работал здесь летом 1852 года.
Этот довольно скромный и неприметный домик находится у самого въезда в Млёво. Когда-то он принадлежал родственникам Менделеева по отцовской линии. В середине XIX века здесь жила двоюродная сестра Дмитрия Ивановича Елизавета Георгиевская (урождённая Соколова) дочь священника местной церкви Тимофея Соколова. Позднее священником стал и её муж Иван Георгиевский. Памятная доска появилась на южной стене дома в 1988 году. Сейчас он не жилой, по словам местной жительницы, находится под присмотром нынешнего настоятеля храма.
Село Млёво
Правда, работать здесь, как отмечено на доске, Менделеев в тот год мог, разве что, по хозяйству. Но не как учёный: будущий светила мировой науки был ещё 18-летним студентом Главного педагогического института в Санкт-Петербурге.
«Да во Млеве-ж на погосте на реке на Мсте на острову 225 лавок по старому письму, а ставят те лавки помещиков крестьяне Федоровы, да Юрьевы Крюклвых, да Олешины, да Семейкины, да Рудаковы Дуовых, а дают в тех лавках приезжим гостям торговать до Петрова дни и по Петрова дни всего 2 недели, а на великого князя берут с лавки по 4 алтына. <…> А нынче по новому письму писца Федора Ивановича Нелединского с товарищами в письме 332 лавки больших и средних и меньших, а поземь с них имали ровно». (Новгородская писцовая книга, 1551 г.) Старое письмо - это опись 1545 года. Когда-то Млёво было крупным торговое селом и центром сразу двух погостов (обширных территорий) - Егорьевского и Спасского.
«В с. Млеве два храма. Один каменный в самом селе, а другой - деревянный на кладбище. Первый начат постройкою в 1823 г., а окончен и освящен в 1845 г. В нем шесть престолов: главный посвящен Нерукотворному образу Спасителя, по сторожам его - прор. Ильи (на правой) и Рождества св. Иоанна Предтечи (на левой); в трапезной по правую сторону придел посвящен Успению Пресв. Богородицы, а по левую - во имя св. вмч. Георгия Победоносца; шестой престол - в честь св. вмч. Варвары - устроен па правой стороне паперти». («Тверские Епархиальные ведомости», №17, 1901 г.) Построенный в стиле классицизма Спасо-Георгиевский храм - тот самый, в котором служили дядя и зять Дмитрия Менделеева - не просто большой. Он величественный и интересный в архитектурном плане. Характерной особенностью церкви являются две звонницы с западной стороны, которые являются не отдельными строениями, а частью основного здания.
Спасо-Георгиевский храм
«Крупа просыпается с неба, зима приближается к марту.
По рыхлому талому снегу увозят посадницу Марфу.
Храпят отдохнувшие кони, кричат у дороги вороны.
Со всех четырёх колоколен плывут похоронные звоны».
(Александр Городницкий, «Плач Марфы Посадницы».)
Село Млёво окутано массой легенд. Согласно одной из них, здесь, на церковном кладбище находится могила Марфы Борецкой - супруги Новгородского посадника Исаака Борецкого и известной как Марфа Посадница. Однако версия эта спорная. По другим данным, здесь покоится совсем другая женщина с именем Марфа. В этой же земле нашли последний приют супруги Иван и Елизавета Георгиевские.
К сожалению, за кладбищем нет должного ухода. Могилы зарастают, старые памятники разрушаются. С трудом удаётся прочесть на почерневшем надгробии: «Николай Терентьевич Мельницкий». Другое с надписью «Девица Наталья Ивановна Мельницкая скончалась 19 апреля 1863 года» затерялось в траве.
Могила Елизаветы и Ивана Георгиевских
Памятник на месте захоронения Николая Мельницкого
Здесь покоится девица Наталья Ивановна Мельницкая
* * *
Будь на дворе лето или время более ранее, я бы подольше погулял по селу. Но был, напомню, сентябрь, часы показывали начало шестого вечера, ещё немного - и начнёт смеркаться. А мне хотелось увидеть железнодорожную станцию при дневном свете, поэтому еду в сторону чугунки.
Участок новой дороги, соединяющий Млёво с шоссе Удомля - станция Мста - Берёзовский Рядок возле деревни Манихино, проходит в стороне от реки Мсты. С западной стороны за деревцами спряталось озеро Званка, на карте Александра Менде 1853 года отмеченное как Званки. К востоку - гряда курганов-сопок, возможно, относящихся к V-VII векам, вокруг небольших озёр Кадище и Маринец.
Окрестности села Млёво на карте Менде. Ещё нет железной дороги и станции Мста. Источник:
http://retromap.ru Озеро Званка
Мстинские курганы и остатки укреплений - отдельная тема для ознакомления, чем, возможно, в скором времени мне удастся заняться. Пока же я перехожая небольшую речку Манишку и слышу вдалеке звуки грузового состава на Рыбинско-Бологовской железной дороге.
Курганы среди озёр Кадище и Маринец
Речка Манишка
Дорога Удомля - станция Мста - Берёзовский Рядок
* * *
«Станция находится на 29 версте. Местность лесная. Занятие жителей, кроме земледелия, заключается в охоте и рыбной ловле. В 2.5 верстах от станции расположен в с. Городище винокуренный завод Шлыгина. Годовая производительность - 61 тыс. ведер. <…> Со станции отправляется больше всего дров и сена». (В. Ф. Мейен, «Статистико-экономический обзор местностей, тяготеющих к железным дорогам С.-Петербургского района», Т.3., Петербург, 1912 г.) Впервые вопрос о постройке железной дороги между Петербургом и Рыбинском возник в начале 1839 году, уже тогда император Николай I поручил главноуправляющему путями сообщения и публичными зданиями Карлу Толю проработать данный вопрос, «ибо выгоды от сей дороги кажется были бы неоспоримы». В 1857 году уполномоченные рыбинкого купечества предложили провести изыскания от Рыбинска до станции Бологовская (Бологое) Николаевской железной дороги. Через год они представили результаты и смету строительства в Комитет железных дорог, однако выдвинутые условия не удовлетворили представителей Комитета, и вопрос снова повис в воздухе.
В 1867-1968 годах в Комитет поступило сразу несколько предложений по поводу прохождения дороги от Рыбинска: до Твери, до Осеченки (станция IV класса недалеко от Вышнего Волочка в сторону Москвы), до Бологого, а также напрямую на Петербург через Череповецкий уезд. Предпочтение было отдано осеченскоому проекту гвардии полковника Александра Киреева. Право на концессию утвердили 12 июля 1868 года, 19 сентября начались работы, а 19 уже октября учредители Рыбинско-Осеченской железой дороги подали прошение об изменении направления на Бологое. Движение на линии открылось 4 июня 1870 года.
(В начале XX века Рыбинск напрямую с северной столицей попытаются связать железнодорожной линией через Мологу - Овинище - Пестово - Мгу, однако реализации проекта помешает решение о строительстве Рыбинского водохранилища, которое укроет под собой уездный город Мологу и уже уложенные пути от станции Овинище. Участок Мга - Овинище сегодня известен как Мологский ход Октябрьской железной дороги.)
Река Мста рядом с одноимённой станцией
Станция Мста
Станция IV класса Мста возникла при строительстве дороги Рыбинск - Бологое. При ней появился одноимённый посёлок, изначально называвшийся Мстинской слободой. На станции сохраняется деревянный вокзал, что по нынешним временам становится редкостью. Конечно, серый его цвет совсем не радует глаз, но, как говорится, не до жиру. Стоит – уже хорошо, на многих станциях этой линии, например, в Удомле, старых пассажирских домов давно нет. Центральное здание мстинского вокзала двухэтажное, с восточной стороны пристроено одноэтажное крыло, где находился вход и, скорее всего, располагалась багажная контора. С южной ещё одна одноэтажная пристройка. Она немногим шире основного корпуса и используется в качестве жилого помещения.
Снаружи вокзал украшен фасадной резьбой. Сейчас он не действует, выходящие на перрон окна первого этажа закрыты ставнями и заколочены железом.
Чуть восточнее здания вокзала находится водонапорная башня - пятиугольная, кирпичная с деревянным верхним ярусом. Переход между кирпичным и деревянным этажами по всему периметру сооружения выполнен в виде аркатурного пояса. В северной части башни в неё встроена гидравлическая колонка для заправки водой паровозов.
С восточной стороны станция начинается сразу после моста через Мсту. Мост однопролётный, ферменный с ездой по низу, держится на гранитных устоях. Опорная его часть - как и других переправ на линии - рассчитана на два пути. Возможно, со временем дорогу планировали сделать двухпутной, но она так и осталась в один путь. Хотя, если смотреть из окна поезда, можно заметить, что ширина полотна, особенно на насыпях и в выемках, не везде предусмотрена под укладку второго пути.
Ещё один интересный объект - насосная станция (водокачка) на берегу реки. К основному кирпичному помещению с севера пристроен деревянный домик для работников. Притаившаяся возле насыпи моста, под сенью берёз, водоподъёмное здание больше напоминает не производственный объект, которым являлось и является сегодня, а уютную дачу на тихом отдалённом хуторе. В самом деле, чем не место для отдыха? Вода, пение птиц, шум листвы и всё это на фоне проплывающего по рельсам поезда. Пассажирское движение, к слову сказать, здесь небольшое, а вот грузовое достаточно интенсивное.
Эта красивая станция стала финальной точкой моего небольшого велопохода 2020 года. Совсем скоро мы вновь прокатимся по Рыбинко-Бологовской железной дороге. Поэтому надолго не прощаюсь.