Вершина Мехтыген / ледник Нахашбита (Кабардино-Балкария) - 2021. Фоторассказ

Nov 16, 2021 16:52

В начале июля мы с друзьями погуляли по горам Кабардино-Балкарии, а именно сходили на вершину Мехтыген (Метеген) в Скалистом хребте, и на ледник Нахашбита в верховье долины Псыгансу (Сукан-суу).

Технический отчет можно прочитать тут: https://mg5642.livejournal.com/156407.html , здесь же кратко опишу путешествие и покажу лучшие снимки из него.

Первая вылазка была на вершину Мехтыген...

Это очень красивая гора в Скалистом хребте, высотой 3154 метра, расположена между Черекским и Суканским ущельями. Впрочем, вершина подробно описана в проекте "100 вершин Кавказа" на соответствующей странице. Однако, на саму вершину я до сих пор не поднимался. В этот раз это упущение было исправлено. Поднялись мы с одной ночевкой, с севера, от Верхних Голубых озёр. С этой стороны склоны пологие, нет таких стен, как с юга. Без промежуточной ночевки я бы не рекомендовал ходить - общий набор высоты почти 2 км: даже если стартовать рано утром, на вершине будешь не ранее середины дня, когда погода, как правило, портится, как минимум налетают облака. Мы ночевали с принесенной с собой водой, а таскать ее довольно тяжело. Так что лучше заночевать поближе к вершине у открытого нами родничка (см. отчет).

В первый день мы подъехали к кошу недалеко от основной дороги, ведущей к верхним озерам, и дальше поднялись пешком до высоты 2600 м.

1. Путь по гребню.

2. Среди альпийских лугов.

4. Привал над облаками.

5. Вдали другая вершина Скалистого хребта - Соухаузкая.

6. Северные отроги Соухаузкаи и Каракаи.

7. Бездна и пропасти со стороны Черека Балкарского.

8. Прогулка над облаками.

9. Закат с места ночевки.

10. Закатные силуэты вершин Скалистого хребта Соухаузкая, Иткаябаши, Каракая.

11. Солнце зашло за Каракаю.

На второй день мы сходили на вершину Мехтыген, вернулись к палаткам, собрали их и спустились обратно к машине, оставленной в районе Верхних озёр. Днём уже поели хичинов с айраном в кафе, а вечером прогрели перетруженные мышцы в термальном курорте Аушигер. Насыщенный день!

12. Рассвет второго дня.

13. Вид на вершины Соухаузкая и Ликоран по пути подъема на Мехтыген.

14. Иногда над нами или в стороне пролетали дождевые тучи.

15. Открылся зубец Мехтыгена - высшая точка.

16. Вышли на край обрыва. Вершина слева (не видна). Подъем туда по крутым осыпям, без стенок.

17. Панорама с перемычки. Долина Псыгансу, перевалы Курноят, село Верхняя Балкария.

18. Рельеф отрога Ликорана.

19. И вот вершина! В сторону долины Псыгансу головокружительные обрывы.

20. Еще панорама с вершины.

21. Соухаузкая и Ликоран с приближением.

22. Вернулись к палаткам. Позавтракаем (подъем был ранний без завтрака), отдохнём, соберём палатки и пойдём вниз. На Мехтыген сходили, ура!

Вторая часть похода - радиальный выход с парой ночевок на ледник Нахашбита, что в верховье Суканского ущелья (долины Псыгансу).

23. Перед тем, как заехать на перевал Курноят, заехали в Верхней Балкарии к заброшенному аулу Кюннюм с боевой башней Абаевых (Абай-Кала).

25. Выше по склону - крепость Карча-Кала.

26. С перевала Курноят спустились в долину Псыгансу (Сукан-су), откуда вот такой классный вид на Мехтыген, на вершине которого еще были накануне.

27. Река Псыгансу. Вдоль неё шли к леднику Нахашбита.

28. Выше по долине.

29. И вот исток реки Псыгансу, край ледника. Дальше пойдём по покрытому камнями леднику.

30. На леднике. Массивы Нахашбита и Доппах, оба почти 4400 м высотой. Вот примерно в этом месте выровняем площадки для палаток и заночуем, на высоте почти 3000 м.

31. Суганский хребет на рассвете.

32. Давно хотел заглянуть в эти места, а то всё время проходил мимо, несколько ниже по долине.

33. Ниже в долине висели облака, но в верховьях в то утро было ясно, повезло с погодой.

34. Зелёные склоны остаются далеко внизу, мы уже в царстве льда, снегов, камней и скал.

35. Ледопады на склонах массива Нахашбита.

38. В ходе радиального выхода к ледопадам превысили высоту вершины Мехтыген ("зуб" вдали).

39. А это уже скалы подножия Мехтыгена на пути вниз в Ташлы-Талу.

40. В каньоне между Мехтыгеном и Хазнибаши.

Вот такой получился насыщенный 5-дневный разминочный мини-поход на 75 км пешей части. Впереди большая экспедиция по горам Дагестана через 10 (или 9, точно не помню) перевалов...