Второй город Выборгского района, расположенный на берегу Финского залива, - Высоцк. Его даже на карте заметить сложно - он настолько мал, что его название отображается шрифтом меньшим, чем иные соседние сёла. Тем не менее, он уникален по некоторым своим характеристикам, да ещё и дореволюционную крепость более-менее сохранил. Сюда мы, конечно же, направились прямиком из
Приморска. Осмотру мешал некстати разразившийся ливень, но крохотные размеры Высоцка позволили познакомиться с ним, не успев промокнуть до нитки.
1. Первый факт про Высоцк - он целиком расположен на острове. Таких городов у нас, по-моему, вне Сахалина больше и нет. Ещё разве что
Кронштадт можно приплести, который хоть и в составе Петербурга, статусом города всё же обладает. На остров Высоцкий ведёт дамба. Да не сразу с материка, а через другой промежуточный остров - Майский:
2. Второй факт: Высоцк - третий по численности населения город России, с конца. А по факту второй, т.к.
Иннополис, в котором большинству нельзя получить прописку, гораздо многолюднее и меньше Высоцка лишь формально. Остаётся только
Чекалин.
3. Как я уже говорил в рассказе про Приморск, почти все населённые пункты Карельского перешейка имеют по четыре названия - русское, шведское, финское и советское. Последнее, как правило, - действующее. Высоцк отличается лишь тем, что русское тут совпадает со шведским. Ведь город (а вернее тогда ещё крепость) тут уже после Северной войны и изгнания шведов основал Пётр I, назвав её, тем не менее, по-шведски, Тронгзунд, по имени пролива. До того на этом месте было что-то типа сторожевого пункта. Большую часть своей жизни, до распада Российской Империи, он так и назывался. Тем удивительнее, что на пристани современное «Высоцк» продублировано редко используемым финским «Уурас».
4. Основанный Петром Первым в этих местах город мог быть только оборонного характера, с какими-нибудь мощными укреплениями. Так и есть: исторически Высоцк - это форпост
Выборга, защищающий проход к нему в узком месте Выборгского залива. Примерно как Кронштадт для Петербурга.
5. Пётр заложил тут крепость Тронгзунд, впоследствии давшую имя городу. С той поры уже ничего не осталось, но более поздние русские укрепления сохранились почти целиком, только в заброшенном состоянии.
6. Те фортификационные сооружения, которые можно здесь сегодня увидеть, относятся к XIX-му веку. Ради них и ради видов с крепости сюда и стоит ехать. Несмотря на разруху, они впечатляют.
7. Крепость пришла в упадок достаточно быстро, не успев поучаствовать ни в одном сражении, если не считать отдельных боёв Зимней войны уже на её руинах. Менее чем через 30 лет после постройки она уже была разоружена.
8. Как и в Приморске, здесь на окраине тоже есть мощнейший порт, только уже не нефтяной, а просто грузовой. Нефтепродукты тут тоже грузят, но помимо них обслуживаются и другие. Как и в Приморске, от посторонних глаз он скрыт.
9. Расположение Высоцка оказалось удачным, благодаря близости Выборга. Если изначально он защищал старшего брата, то в наше время взял на себя часть его работы. Из-за мелководья многие крупные суда не могут подойти непосредственно к Выборгу, а к Высоцку - пожалуйста.
10. Ещё один любопытный факт - остов Малый Высоцкий, который видно через пролив от крепости и от пристани, полвека с 1963-го был в аренде у Финляндии. Здесь проходит жизненно важный в первую очередь для финнов Сайменский канал, и остров был нужен им для его обслуживания. А злые языки говорят, что ещё и для шпионажа.
11. В советское время пограничный режим тут был достаточно суровый. В конце 2000-х уже с Россией Финляндия заключила новое соглашение об аренде. Канал по-прежнему арендует Суоми, только остров, вроде бы, им оказался больше не нужен.
12. В районе крепости можно увидеть пару навигационных створных знаков. Под
Беломорском они представляли собой огромные щиты из досок, а тут напоминают скорее бледные поганки:
13. Т.н. «Бараньи лбы». Едва ли не самое южное место, где они мне встречались. Чувствуется, что Карелия уже рядом.
14. Железнодорожный вокзал Высоцка. Станция является окончанием тупикового ответвления от линии «Выборг - Приморск -
Зеленогорск». Вокзал Приморска я показывал в прошлый раз - это глухая неэлектрифицированная ветка, тянущаяся сквозь таёжный лес. Но в Высоцке всё иначе! Недавно сюда, в тупик, в этот крошечный город, от Выборга протянули контактную сеть, да и саму дорогу основательно реконструировали. Но пассажирского движения тут нет с 2004-го. И даже не столько из-за низкого пассажиропотока, сколько из-за того, что электрички тут мешались бы многочисленным товарнякам. Эта станция существует исключительно ради порта.
15. Сам же сегодняшний Высоцк - это полторы тишайших улочки, весьма неплохо благоустроенных. Очевидно, огромный порт приносит денег несоразмерно много для этого крохотного городка. Построенный буквально в прошлом году Свято-Троицкий храм:
16. Более скромной городской администрации я, по-моему, ещё не видел:
17. Название «Высоцк», кстати, к Владимиру Семёновичу отношения не имеет. Назван он в честь Героя СССР Кузьмы Демидовича Высоцкого, погибшего в боях за эти острова. И что совсем необычно, погиб он не в Великую Отечественную, а в Зимнюю войну, ещё в 1940-м. Удивительно, что в городе нет памятника ему. Из монументального искусства тут только памятник десанту на острова Выборгского залива 4-6 июля 1944:
18. Современный Высоцк начал развиваться уже не только как порт, но и как направление для туризма. И даже не столько из-за крепости, сколько благодаря базам отдыха, которые стали появляться вокруг, в том числе - на островах Тронгзундского архипелага. Рядом с причалом возводится инфраструктура для путешественников, ожидающих корабля на острова. По-моему, и эта беседка тоже к ней относится:
19. От финского периода осталось лишь это здание то ли школы, то ли общежития, которое легко можно принять за советское:
20. Ну ещё, быть может, эта избушка:
21. А вообще жилой фонд тут выглядит довольно прилично. Только его предельно мало - скромное население города легко размещается в нескольких многоквартирных домах. Чуть постарше финской общаги - «немецкие» сталинки:
22. Самые многочисленные (аж почти шесть штук) - силикатные пятиэтажки:
23. Подвид, слегка разбавленный красным кирпичом:
24. Есть даже новостройка. Не удивлён, в общем-то. Такому огромному порту, наверное, даже всех жителей Высоцка будет мало. Слышал, работать сюда привозят и из окрестных населённых пунктов:
25. Благоустройство тех немногих общественных пространств, что существуют в Высоцке, на вполне достойном уровне. Везде асфальт ровный, дорожки, газоны подстрижены. Даже лучше, чем в Приморске:
26. Вот новенький сквер с большой детской площадкой и лодкой-клумбой:
27. Автобусная остановка. Такие в Москве до недавних пор были. Вряд ли же их из столицы списывают и отдают в регионы?
28. Прямо у нас на глазах спешно обустраивают ещё один сквер:
29. Красивые советские панно на стенах зданий пограничной службы:
30. В Высоцке базируется бригада пограничных сторожевых кораблей.
Высоцк мы почти полностью осмотрели из окна машины из-за проливного дождя. Но город настолько маленький, что таким образом увидели его целиком. Его несколько улиц аккуратны, чисты и ухожены. Хотя иного от маленького города с огромным действующим предприятием ждать было бы странно. Потом мы съездили в Выборг и Приозерск. В обоих городах мы уже были в 2015-м. Про Выборг я тогда даже написал два поста, не думая толком, сколько ещё интересного там осталось. Но и в этот раз до конца осмотреть не вышло ни тот, ни другой. Так что я с чистой совестью оставляю их до лучших времён и переношусь сразу в Карелию. Следующий рассказ - о её негородских (хотя и не только о природных) красотах. По итогам путешествия 2015-го года у меня
уже был такой пост, куда вошли Кижи, Кивач, Гирвас, Рускеала и другие места. В этот раз будет Валаам, ретро-поезд в Рускеалу, водопад "Белые мосты", второй и третий шлюзы ББК и ещё по мелочи.