Начитавшись новостей, хотел придумать для поста какой-нибудь громкий заголовок, типа «Савёловская глухомань на пороге больших перемен». Ведь расширяют же мологский ход, второй путь прокладывают, на станции Савёлово большая реконструкция идёт. Региональная пресса в
Тверской и Ярославской областях и вовсе выдают за свершившийся факт планы достроить ещё царских проектов дорогу от Углича до Рыбинска, электрифицировать все глухие кукушечные ветки в регионе и пустить комфортабельные экспрессы по всему Золотому кольцу для туристов. Но увидел я в августе 2019-го всё ту же старую-добрую Савёлку с дремучими болотистыми дебрями и остановками в лесной чаще. Все великие стройки остались где-то ближе к Ленинграду, а у нас тут визуально всё по-старому. Ненадолго вроде, но красивый заголовок всё равно не пригодился. Новым для меня стал отрезок от Калязина до Углича, ещё чуть более глухой, чем основная линия. О том в итоге и будет рассказ.
1. Стартовали мы на сей раз от платформы Депо, что на севере города Лобни. Вот именно здесь (да и только здесь, по большому счёту) мы увидели капитальную стройку. Вся платформа и окрестности - одна сплошная стройплощадка. Но это связано не с расширением Савёловского хода на дальних рубежах, а с предстоящим запуском МЦД. Скоро тут будут бегать «Иволги», к которым на
некоторых направлениях москвичи уже успели привыкнуть.
2. Наличие терминала по выдаче талонов (чтобы оплатить проезд прямо в электричке кондуктору без комиссии) сначала порадовало - не надо в кассу идти. Но нет же блин! У терминала есть режим работы. Видимо, совпадающий с графиком перерывов кассира. И вот не лень же было это программировать...
3. Дело в том, что на этой платформе кассы нет. Да и на другой тоже. Касса находится уже как бы в городе. К ней нужно идти через длинный путепровод, что в сумме выливается минимум в десять лишних минут. Нам повезло, что приехали пораньше, иначе пришлось бы прыгать в электричку без билетов и платить значительную комиссию за оформление их у кондуктора. Но нет худа без добра. С путепровода открываются интересные виды на станцию, стройку оборота для МЦД и моторвагонное депо «Лобня». Как на ладони можно посмотреть на обслуживание электропоездов:
4. Или на то, как с помощью ковша экскаватора утилизируют вагоны:
5. С самой электричкой нам повезло - приехала новенькая, с кондиционером, Wi-Fi и относительно чистыми туалетами. Всё это работало. Это т.н. категория "Стандарт-плюс" - повышенный уровень сервиса при обычной цене на билет - такой вот красивый жест от РЖД.
6. По
Московской области сейчас таких много ездит. Можно подгадать попадание на подобную электричку - в расписаниях они отмечены.
7. Но радость от хорошего состава была недолгой - на утренний рейс в Савёлово его пускают, очевидно, чтобы хоть как-то скрасить эмоции от давки. Мы дальше тамбура смогли пройти только после Дмитрова. Когда я
ехал в Бежецк год назад, перед длинными выходными, народу было даже чуть меньше. Жаль, ведь савёловское направление очень красивое. Тут и рельеф Клинско-Дмитровской гряды, и постоянные пересечения с каналом им. Москвы, и шлюзы. Но уже который раз на этом пути мне удаётся сделать только пару кадров.
8. В Савёлово, на выходе из электрички, кондуктор отчитала пассажира за то, что когда она к нему в вагоне подходила, он взял билет как положено, до последней станции. «Обратно то мы не пойдём, - с улыбкой успокаивала она мужика. - Взял бы до следующей, сэкономил бы!»
9. В
Кимрах всё тот же вокзал с опасным переходом между высокой и низкой платформами, та же разбитая площадь перед ним, тот же поезд из двух вагонов. Только пассажиров было на удивление больше, чем в июне 2018-го. Как в электричке, так и на кукушках. По урожай что ли все рванули? Место у окна смогли занять только у туалета.
10. Зато, внезапно, какое это было окно! Со сломанной форточкой без фиксации - кому-то бы это не понравилось, но не мне.
11. Я мог всю дорогу удобно фотографировать, при желании даже высунувшись наружу, и дышать тепловозным дымком.
12. Но до
Калязина я в итоге не сделал ни одного кадра. Не изменилось тут за год ничего. Да, на станции Савёлово огородили какую-то площадку. Её расширяют, но основные работы начались уже осенью, я их не застал. Обещают также восстановить разъезды на перегоне "Савёлово - Калязин", но никакой активности я там также не увидел. Знаю, что в Ленинградской и Новгородской областях стройки действительно серьёзные и там работа уже вовсю кипит. Как минимум множество разъездов, а то и полноценный второй путь, там всё-таки появятся. Из Сонково поезда могут уйти как в Рыбинск, так и в Бологое. Но по обозначенной задумке, планируемый грузовой поток, ради которого всё и затеяно, пойдёт с БМО, т.е. реконструкции должен быть подвергнут весь кусок от Дмитрова до Сонково. Однако на большей его части пока тишина.
13. Река Пуда в черте Калязина:
14. И Жабня, там же. Сам мост и радиотелескоп, который отсюда отлично видно, я показывал в соответствующем посте про город.
15. Очень ценная информация про первый путь. На отрезке, который от начала до конца однопутный:
16. Если до Калязина Вы вроде как смирились с относительно невысокой скоростью поезда, то не спешите радоваться. После него скорость падает ещё значительнее, и он плетётся уже около 40 км/ч. Состояние путей тут таково - когда в своё время в Калязине мы подошли к мосту через Жабню и увидели рельсы, вообще с трудом поверили, что тут могут ходить поезда. Порой кажется, что поезд едет по земле:
17. Кому машет рукой проводница? Уж не за меня ли боится, чтобы мне глаза ветками не выкололо?
18. Интересное сочетание солнечных батарей, заросшей платформы и деревянной самодельной скамейки:
19. Линию "Калязин - Углич", как я уже писал в заглавии, проектировали ещё в царские времена, в составе масштабного комплекса Верхне-Волжской железной дороги, большую часть которого так и не реализовали. Например, ветка на Углич нужна была не сама по себе, а как часть сквозного маршрута на Рыбинск.
20. Как известно, на Рыбинск из Москвы поезда до сих пор ходят крюком через Сонково и, видимо, так будет всегда. А из Калязина вообще планировалось протянуть длинную дорогу до станции Новки во
Владимирской области, близ Коврова. Но даже нынешний малодеятельный участок "Калязин - Углич" построили лишь в 30-е годы, уже при СССР, для подвоза материалов к стройке Угличской ГЭС.
21. Видимо, для её обслуживания ветка до сих пор и живёт. Хоть тут и есть пара пригородных кукушек, на которых мы и ехали, ночной поезд "Москва - Рыбинск" делает странный заезд в Углич и обратно, да ещё пара поездов прибавилась, о которых ниже, но вообще линия крайне глухая.
22. Во время создания каскада волжских водохранилищ в зону подтопления попали и участки железной дороги "Савёлово - Калязин - Углич", пролегавшей поблизости от берега. В нескольких местах её перенесли дальше от Волги, построив ряд новых мостов. Было это ещё до войны, но остовы старых мостов и насыпь сохранились до сих пор. Любители истории железных дорог их частенько посещают. Вполне возможно, что и я из окна сфотографировал один из них.
23. Машинист положил руку на форточку словно автомобильный шофёр:
24. Как и путевого развития, нет от Калязина до Углича асфальтированных дорог на переездах. Но Лексус в кустах таки спрятался:
25. Если в Савёлово оба вагона были заполнены очень плотно (сидячих мест почти не оставалось), то уже к Калязину народ рассосался по дачам и лесам.
26. На линии же до Углича количество пассажиров невелико, хотя почти на каждом о.п. кто-нибудь входит или выходит.
27. Контингент стандартный для таких мест - народ в спортивной и камуфляжной одежде, с большими рюкзаками, вёдрами, удочками и велосипедами:
28. Может это я воображаю, конечно, но по мере движения от Калязина к Угличу и природный пейзаж сменился. Всё это время поезд идёт вдоль Волги на небольшом отдалении, поэтому объяснимы многочисленные реки, которые пересекает дорога, и заболоченность.
29. В Ярославской области вроде всё то же самое, но характер немного меняется. Вместо широких живописных рек всё больше мелких речек и ручьев, появляющихся с завидной частотой.
30. Леса вдоль дороги становятся более влажными и сырыми, да и сам Углич таким показался. Ощущается приближение к северу?
31. Классический сюжет всех подобных поездок - домик станционного смотрителя:
32. Раньше не замечал, что на железных дорогах перед мостами тоже ставят таблички с наименованиями рек. Видимо, просто не было возможности так удобно смотреть вперёд.
33. Асфальтированные дороги вновь встречаются только на подъезде к Угличу:
34. Предместья:
35. А это уже сам Углич, вблизи вокзала. Он тут на самой окраине:
36. На станции Углич появляется путевое развитие, впервые после Калязина. Поезд «перестраивается» ближе к платформе:
37. Нехитрая вокзальная инфраструктура представлена старым деревянным ангаром:
38. И крутым транспортным средством:
39. Приятная неожиданность последних пары лет - новые пассажирские маршруты на глухих ветках. По чуть-чуть, конечно, не взамен отменённых, а как-то по-другому, по-новому, но появляются свежие рейсы в расписании, когда мы привыкли к повальной их отмене. На Савёловском ходу, например, после перерыва в несколько лет вернулось пригородное сообщение на участке Пестово - Хвойная, в виде очень нестандартного «Дятла» из
Великого Новгорода. Он, правда, вновь сокращён до Кабожи, но только до нового года. В
Боровичи кукушку вернули, от Осташкова до Кувшинова тоже (жаль не до Торжка), знаменитый поезд "Москва - Москва". Отдельная тема - полуэкскурсионные аттракционы в виде паровозных поездов «Бологое - Осташков» и «Сортавала - Рускеала». В Подмосковье и вовсе появился абсолютно новый неэлектрифицированный маршрут из Кубинки в парк Патриот, правда только по особым дням. Надеюсь, это закономерность, а не совпадение.
40. На нашем пути повстречалось два примера. Непонятный мне поезд «Углич - Калязин», состыкованный с поездом «Калязин - Савёлово», на которых мы и ехали обратно. Чем это лучше прямого маршрута, я так и не понял. А вот новый вечерний ПДС «Углич - Сонково» наоборот, абсолютно понятен. Состав, как я понимаю, и так порожняком ходил, перегоняясь из Углича в депо в Сонково. Теперь берёт немногочисленных пассажиров. Рациональное зерно в этом есть! На момент написания поста он пропал из расписаний, похоже его только летом назначают. Да и как раз в эти дни из-за большой стройки расписание на Савёлке вообще трясёт. На некоторые дни вместо поезда "Калязин - Савёлово" назначен... автобус! Как в Москве при закрытии линий метро. Не представляю, как это выглядит, но здорово, что на время отсутствия поезда его запустили. Заботятся.
41. Наконец, вот такое чудо встретили. Ещё год назад прямого сообщения Углича с северной столицей не было. Это новый прицепной вагон к опять же новому поезду «Кострома - Петербург». Даже из Москвы с Угличем удобного сообщения нет, а с Питером - пожалуйста. В общем, положительные сдвиги есть.
42. Назвать эту кукушку невостребованной язык не повернётся. На обратном пути на подъезде к Савёлову оба вагона были забиты стоячими пассажирами. Очередь на выход занимали аж с Белого Городка, а билетную кассу в Савёлово брали штурмом. Даже за двадцать минут между прибытием кукушки и отправлением московской электрички билеты успели купить не все. Третьего вагона тут явно не хватало.
43. Обратно электричка тоже была забита под завязку, но состав уже был самый обычный, не "Стандарт-плюс":
Кому-то, вероятно, хотелось бы, чтобы савёловские железнодорожные дебри превратились в современные магистрали со скоростными комфортабельными поездами. Кому-то, наоборот, дорога́ аутентичная глухая атмосфера полузабытых однопуток. На текущий момент, по крайней мере на участках до Сонково, первым нечему порадоваться, но вторым уже можно начинать беспокоиться. Планы звучат наполеоновские, но кто знает, как всё сложится. Линию от Углича до Рыбинска вот тоже ещё до революции планировали построить, даже план подготовили. Но может в этот раз всё получится? Интересные перемены ждут впереди. Мы же, добравшись до Углича, не могли этот город не осмотреть. Отчёт о нём - в следующих постах.