Улица Дель Санто вывела нас на широкую площадь с огромной базиликой Дель Санто.
1. По одну сторону площади - историческая застройка XVIII века, другую сторону замыкают небольшие здания капелл. Над площадью высится грандиозная базилика, на её крыше теснятся огромные купола на массивных барабанах. Монументальный фасад в нижней части расчленён мощными глухими арками. Базилика предстаёт как величественное здание с различными стилистическими элементами - от византийских куполов до романского фасада со взметнувшимися ввысь колокольнями.
2. Фасад в верхней части декорирован лёгкими галереями, аркадами, балюстрадой и небольшим окном-розой. В узких промежутках между куполами и в восточной части базилики поднялись башни-кампанилы, напоминающие восточные минареты.
3. Капеллы, выходящие на площадь, - часть большого комплекса зданий, связанных с базиликой и принадлежащих францисканцам. Они построены в разное время и различны по стилю. Ближняя к базилике - позднероманская Ораторио ди Сан Джорджо (видна на фото выше), относится к концу XIV века, вторая - Скуола ди Сан Антонио, завершена в 1505 году.
4. Боковой фасад базилики выглядит очень художественно и цельно благодаря красивому ритму узких окон, контрофорсам, капелле трансепта.
5. Святой Антоний Падуанский (1195-1231), мирское имя Фернандо де Буйон, родился в Лиссабоне 15 августа 1195 года в семье знатного лиссабонского рыцаря. Мальчик рос живым и непоседливым, и отец не сомневался, что он пойдёт по его стопам. Но в юном возрасте Фернандо принял решение стать монахом. В 1220 году он был рукоположен в священники и под впечатлением мученической смерти миссионеров, проповедовавших среди мусульман в Марокко, вступил в Орден францисканцев. После миссионерского путешествия в Северную Африку, которое Антоний вынужден был прервать из-за тяжелой болезни, он отправился в Италию, где вскоре раскрылся его талант проповедника. Глубокое знание библейских текстов, красноречие и умение привлечь внимание слушателей собирали на его проповеди множество народа. Антоний лично получил благословение от Франциска Ассизского, преподавал в Болонском университете.
6. Последние годы жизни Антоний провел в Падуе. Канонизирован Папой Григорием IX через год после кончины и сразу приступили к строительству базилики. К святому Антонию стали обращаться как к помощнику в обретении утраченных ценностей и как к чудотворцу. В 1263 году его мощи были перенесены в базилику.
7. В углу площади высится ничем не связанный с архитектурой церкви памятник кондотьеру Эразмо да Нарни (1370-1443) по прозвищу Гаттамелата. Высокий мраморный постамент почти лишён украшений, только в верхней части ангелы держат щит и доспехи, а с двух сторон расположены мраморные двери.
8. Что это за личность, ставшая такой знаменитой? Исторически кондотьер приобрёл знаменитость не столько благодаря личным заслугам, сколько благодаря Донателло. Памятник был заказан вдовой кондотьера и установлен в 1453 году. Вот так Святой Антоний и наёмник Гаттемалата оказались в Падуе рядом на века. Всё же это удивительно - оба покоятся в базилике.
9. Прозванный за смелость и коварство Гаттамелатой (пестрой кошкой - гепардом) Эразмо ди Нарни родился в Падуе в семье булочника. Военную карьеру он начинал солдатом. Состоял на службе у пап, Флоренции, Венеции, был правителем Падуи.
10. Прообразом памятника Гаттамелате послужила знаменитая бронзовая конная статуя римского императора Марка Аврелия (II в. н.э.), которую Донателло видел во время поездки в Рим в юные годы.
11. И ещё раз скажем спасибо Ивану Владимировичу Цветаеву - подробно рассмотреть статую Гаттемалаты можно в Пушкинском музее. Короткая туника, облегающий торс колет, босые ноги в сандалиях и открытая голова воссозданы скульптором с археологической точностью. Уверенно рука сжимает маршальский жест, волевое и спокойное лицо, поза исполнена сдерживаемой энергии и достоинства.
12. Базилика Дель Санто - это не только сам собор святого Антония, но и грандиозный комплекс различных сооружений и внутренних двориков, который складывался на протяжении веков. Огромный интерьер трехнефной базилики перенасыщен росписями и скульптурами - осмотреть внимательно за один раз всё довольно сложно.
13. По периметру базилики находятся капеллы, посвященные различным святым. Обратим внимание только на самые ценные в художественном плане: в правой части трансепта разместилась изящная капелла Сан Феличе, в левой - капелла ковчега святого Антония.
14. Капелла ковчега создана в XVI веке. Над ней работали величайшие венецианские скульпторы того времени. Вдоль стен девять мраморных барельефов со сценами жизни и чудесами святого Антония. В центре стоит алтарная гробница Святого Антония; по бокам два превосходных серебряных канделябра XVII века. Паломники прикасаются ладонями к зеленой мраморной плите, покрывающей гробницу Святого, этот жест сопровождается молчаливой молитвой.
Падуя - Базилика Сант-Антонио - Часовня Ковчега, XVI век.
Источник 15. В капелле Сан Феличе драматичная фреска "Распятие" написана веронским художником Альтикьеро да Дзевия. Это огромная, во всю стену, фреска в правой части трансепта.
16. Множество фигур размещено в пространстве фрески, но в ритме архитектуры и пейзажа фона, в чередовании групп, мастерском владение цветом - гармония и равновесие. Особенно хочется отметить внимание художника к бытовым деталям в толпе - группы плачущих женщин, люди взволновано обсуждающие событие, палачи, уезжающие с Голгофы.
А. Альтикьеро. Распятие
17. Одна из самых красивых - капелла реликвий. Она была построена в конце XVII века в роскошном стиле барокко. В трех нишах хранятся десятки драгоценных реликвий - подношения базилике и Святому Антонию в знак благодарности после исполнения того, что просилось в молитвах: золотые и серебряные, инкрустированные драгоценными камнями курильницы, потиры, реликварии с мощами Святого.
Фото:
sailko 18. Над алтарём базилики работал Донателло. В первоначальном виде алтарь не сохранился, а в современной реконструкции под распятием на высоком постаменте стоит статуя Мадонны с младенцем в окружении предстоящих святых. Реконструированный алтарь поставлен так, что почти не виден, а фотографировать в базилике не разрешается.
Хорошо, что слепки алтаря собора Святого Антония есть в Пушкинском музее - спасибо Ивану Владимировичу Цветаеву, создателю Музея изящных искусств.
На постаменте алтаря помещены бронзовые барельефы, повествующие о чудесах святого Антония: Антоний исцеляет юношу, отрубившего себе ногу в раскаянии за зло, причиненное матери.
Исцеление гневного сына.
Источник У скупца вместо сердца оказался камень, а сердце, по предсказанию Антония, было найдено в его ларе.
Чудо с сердцем скупого.
Источник Еретик не поверил чуду превращения хлеба в тело Христово, но Антоний заставил осла преклониться перед Таинством.
Чудо с ослом
Источник Новорожденный младенец чудом заговорил, чтобы оправдать свою оклеветанную мать.
Чудо с говорящим младенцем.
Источник Полихромный каменный рельеф погребения Христа.
Источник Бронзовый барельеф Христа.
Источник 19. Из базилики путеводитель направляет нас в красивейшие внутренние дворики - клуатры. Следуя далее, войдем в клуатр магнолии, названный так из-за посаженной в его центре в XIX веке высокой раскидистой магнолии. Фотографировать в клуатрах и музее разрешается.
Дворик магнолии
20. Вдоль стен расположены усыпальницы знатных горожан XIV-XVI веков, две из которых украшены фресками Альтикьеро и Джусто де Менабуои.
21.
22. Отсюда открывается один из самых прекрасных видов на базилику. Именно из этого клуатра лучше всего заметно сходство комплекса с Собором Айа София, также основанным на византийских архитектурных традициях.
23. В том же готическом стиле построен клуатр, в который выходят комнаты главы ордена. В западной стороне дворика расположена выставка, посвященная житию и деяниям святого Антония.
24. В музейном клуатре расположены музей святого Антония и старинная библиотека. Музей Антония - это настоящая комната чудес, в которой хранятся художественные сокровища, созданные на протяжении веков для базилики.
Дворик Антониева музея
25.
26. Музей был создан в конце XIX века как коллекция исторических объектов, связанных с жизнью и почитанием святого Антония. Он был закрыт в 1940 году, а затем вновь открыт в 1995 году по случаю 800-летия со дня рождения святого. Музей содержит множество аутентичных художественных шедевров. Среди них: люнет, расписанный Мантенья для входа базилики; гравюры 15 века; алтарь Тьеполо, Карпаччо и Пьяццетта; редкие литургические облачения, вытканные в Лионе в 18 веке.
27. Андреа Мантенья создал фреску "Святой Антоний и Святой Бернардино Сиенский у монограммы Христа" над входом в собор. Сейчас на фасаде можно видеть копию, оригинал представлен в музее.
Андреа Мантенья. Святые Антонио и Бернардино поддерживают монограмму Христа (люнет главного портала)
28.
29.
Джироламо Денти, после 1559. Мадонна с младенцем со святыми Павлом и Петром
30.
Л. Лонги, Мадонна с младенцем и святыми Джустиной и Екатериной Александрийской
31.
Пьетро Либери, 1670. Святой Антоний
32.
Джованни Батиста Питтони, 1735. Мученичество святого Варфоломея
33.
ДжамбаттистаТьеполо. Мученичество Святой Агаты, 1735
34. Антониевская библиотека построена в XIII веке, она содержит из 85 тыс. томов, из которых 850 - средневековые рукописи, 300 инкунабул, 3 тысячи произведений XVI века и множество книг XVII-XVIII веков. Отметим Codex Thesauri - сборник проповедей святого Антония Падуанского, Космографию (Альмагест) Клавдия Птолемея, 26 таблиц которой впервые были оттеснены на меди. Библиотека доступна только ученым, в ней хранятся также все документы о Святом и его базилике.
35. В Базилику Святого в Падуе направляются паломники, ведь Антоний - один из самых почитаемых святых католической церкви, и любители искусства, чтобы увидеть шедевры итальянского ренессанса - скульптуры главного алтаря и памятник на площади, созданные Донателло.