Увертюра
Непостоянство это одна из основных характеристик мироздания. Непостоянно все - погода в доме, климат на Земле, орбита планет и взаимное расположение галактик. В той же степени непостоянны и мы сами ! Казалось, еще всего год назад
на Перу был поставлен жирный велокрест, и вот как будто его и не было !
Следует заметить, что изначально поездка в Перу планировалась совместно с приятелем Володей еще в далеком 2008-м. План был довольно-таки наполеоновским и предполагал как минимум три недели отпуска, что было вполне нормально для Израиля (в коем я проживал на тот момент). Но тогда, начитавшись страшилок про то, как белого человека там грабят и убивают чуть ли не на каждом углу, мы смалодушничали и решили променять зловещий Перу на вполне травоядную
Японию, о чем, собственно, ни на грамм не пожалели.
Второй раз я всерьез рассматривал Перу в начале 2016-го, и по той же самой причине решил начать свое близкое знакомство с южноамериканским континентом с более безопасных
Чили и Аргентины. Но поскольку желание посетить Перу само по себе не рассосалось, то в ноябре 2016-го я туда засобирался в очередной раз (примерно как в том анекдоте про "опять хочу в Париж"). Исходя из своих американских реалий, я довольно сильно подкорректировал изначальный наполеоновский план и упаковал его в одну неделю, причем тупые сотни километров по асфальту были заменены десятками, но по слабопроходимым буеракам. Это все должно было занять 5 с небольшим дней нетто, что вполне можно классифицировать как поход эдакого длинного выходного дня :) Подготовка зашла довольно далеко (вплоть до того, что я купил билеты на самолет), но - увы - по не зависящим от меня причинам это пришлось отменить.
Мое терпение окончательно лопнуло весной 2017-го. Я просто взял на работе отпуск в районе Дня Независимости (4th of July) и объявил всем что жизнь устроена так и никак иначе :)
План
Идея маршрута состояла в том, чтобы добраться до Мачу Пичу на велосипеде. При всей своей внешней простоте она таковой не совсем является, ибо природа (заодно с перуанцами) делают максимум чтобы затруднить туда самостоятельный доступ, а тем более на велосипеде. Собственно, я не ожидал от самого МП ничего сверхъестественного, и для меня это безусловно была не цель, а повод выбраться из дома и сделать маршрут, который непонятно делал ли кто вообще до этого на велосипеде. Меня настолько не волновал сам повод, что я вполне рассчитывал докатив до Aguas Calientes просто не пойти на МП - при условии что мне не хватит на это времени и/или желания.
Погуглив по теме, я наткнулся на
отчет одного американского товарища, который вполне красочно и на красивом английском поведал о своих мытарствах. Из отчета я сделал вывод о том, что затея практически осуществима. Кстати, это был единственный отчет о прохождении этого всего безобразия на велике, который мне удалось найти.
После этого все остальное было делом десятилетиями наработанной техники. Гугломэп показал
Salkantay trail пунктиром на карте, на спутниковых снимках он просматривался очень неплохо, и мне не составило большого труда нарисовать трек в любимом ridewithgps.com и залить получившееся в свой старенький Гармин(
часть1,
часть2,
часть3). Фоток из Panoramio было довольно много, и я получил вполне неплохое представление о качестве самой тропинки. В завершении - 3D-модели, которые Гугломап умеет строить по SRTM'у и спутниковым снимкам оказались настолько точными, что я уже будучи на месте просто диву давался.
Маршрут традиционно планировался кольцевым, отправной и конечной точкой был аэропорт Куско. Заезд в и свал из Aguas Calientes (AC) предполагался по простому - вдоль железнодорожных путей. Американец Джо писал что народ на великах охрана не пускает, и что ему пришлось проникать в АС под покровом ночи, что меня немного напрягло (как потом выяснилось, совершенно напрасно).
На случай если все пойдет быстро и гладко и останутся время и силы, я подготовил альтернативный вариант свала из AC через небольшой перевальчик
Abra Malaga (4500m). Как часто бывает, план был безжалостно растоптан суровой действительностью, поэтому заострять внимание на нем не буду :)
Мои ноябрьские билеты из Лос Анжелеса в Куско через Лиму не были использованы, но LATAM держит reservation в течении года с момента заказа, и при этом если ты не смог полететь, то не нужно специально отменять билет - все срастется само собой. В апреле я им позвонил, сказал что вот есть reservation и я хочу полететь 16-го июня, и за полчаса переговоров + $300 за смену даты они мне выписали новые билеты. Надо отметить, что LATAM поменял буквально за 2 месяца до этого свои правила провоза багажа, и если в ноябре на сайте было четко написано что велики берут задаром, то в апреле я неприятно удивился : они обещали взыскать $100 за каждую сторону, если байк по сумме размеров превышает 156см (т.е. практически всегда). Ну делать нечего, не отменять же из-за этого поход, в конце концов :)
Для разнообразия, этот поход я решил сделать в "альпийском" стиле, т.е. налегке. Я не взял свой обычный большой
велорюкзак (лучше которого в мире не существует ничего), а ограничился небольшой старенькой татонковской сумкой сбоку, с которой езжу на работу. Взял легкий спальник и куртку и запихал это все в компактный compression sack, который замечательно лег на багажник. Взял десяток пауэрбаров и пауэргелей,
живительный порошок, минимум одежды и минимальный набор инструментов первой необходимости. Все это с большой легкостью разместилось в имеющемся пространстве.
Волшебную кнопочку я, разумеется, не забыл, хотя пришлось купить новую подписку на год за $200. Но неужели непередаваемое ощущение прикрытости 5-й точки не стоит этих денег :) ?
Day 0, June 16/17. SJC-LAX-LIM-CUZ
Вылет из Сан Хосе прим в 3 дня. Поехал утром на работу, сытно пообедал, сделал прощальные чек-ины, после чего жена завезла в аэропорт и отогнала машину обратно на стоянку на работе (чего в принципе делать нельзя, но если очень хочется, то можно).
Southwest - это несравнимо меньшие жлобы чем Юнайтед, взяли какие-то жалкие $75 за велик. Полет в LAX минут 40, терминал Southwest'a в другом конце аэропорта, тележка стоит $5. Коробка с байком явно вскрывалась, я купил скотч и перепаковал, обнаружив внутри послание потомкам от любимого
TSA.
Пошел чекиниться на ЛАТАМ уже будучи морально готовым расстаться с сотней баксов. Тётя на чекине поинтересовалась содержимым коробки, и получив ответ пошла у кого-то что-то узнавать. Вернулась, спрашивает - "а какого размера у вас коробка, синьор ?". Суть вопроса была вполне понятна, и поэтому ответ был дан сугубо израильский - "коробка маленькая, чё не видишь ?". Тётю ответ вполне удовлетворил, совершенно очевидно, что с рулеткой бегать ей вовсе было неохота, так что 100 баксов оказались отвоеваны в неравной борьбе :)
Под маркой ЛАТАМ между ЛА и Лимой летает аж 2 самолета в день - один перуанский Б767, другой чилийский Дримлайнер, который летит в Сантьяго с остановкой в Лиме. Чилийцам я доверяю больше, и Дримлайнер я люблю самой нежной любовью, поэтому естественно что билет я взял на чилийцев. Полет до Лимы чуть больше 7-ми часов, поэтому даже неработающий entertainment system не сильно меня огорчил.
Подлетая к Лиме
Как оказалось (кто бы мог подумать) - в Лиме надо получать багаж и перечекинивать его дальше. Я плохо сделал домашнюю работу и поэтому билеты заказал с коротким коннектом - чтобы сэкономить время. Самолет немного задержался, байк долго не выдавали, куда потом бежать было не совсем очевидно. Короче, на коннект я опоздал :) Пошел в специальное окно, девушка меня посадила на следующий рейс через полчаса, который тоже опоздал и таким образом приход с расходом почти сошелся.
Перелет в Куско 40 мин, самолет на взлете неслабо трясло. Пролетели гору Салкантай, но сидел я справа, поэтому ее толком не видел. Представляя примерно маршрут самолета я изначально взял место слева, но сорванный коннект меня перехитрил. Посадка была тоже веселая - Куско находится в долине, окруженной высокими пиками, самолет хитро крутился между ними, при этом его подбрасывало как резиновый мячик. Короче, мне как аэрофобу этот полет понравился :)
Day 1, June 17. Cuzco airport - Ancahuasi (50km/600m)
По-быстрому собрал велик, но со всеми своими опозданиями выехал примерно в 1pm, что на час позже распланированого.
В боевой готовности !
Морда еще бритая и довольная, башка еще в каске
Маршрут проложил через центр Куско (чтобы получить лук-энд-фил). Через полкилометра остановился купить воду. Купил мегабутыль на 2.5л, развел порошок, покатил дальше. Дорога сразу пошла в горку, поначалу терпимо. Траффик стандартный для таких мест с обычным элементом рандомальности. Несмотря на близость, до центра Куско ехал довольно долго, останавливался на фотосессии, снимал лайв-видео в Фейсбуке.
Город очень понравился, несмотря на полчища туристов.
Выезд на трассу оказался довольно сложным. Город расположен на холмах, улицы довольно крутые, вдобавок ко всему высота 3.5км + 3 перелета давали о себе знать.
Выезд из Куско
Было довольно жарко, в какой-то момент почувствовал что ноги сводит. Остановился, отдохнул, попил свой раствор, потихоньку поплелся дальше.
Через километров 10 начался длинный спуск, на котором я отдал почти все набранное непосильным трудом. Дорога выположилась, пошла через бескрайние поля и маленькие деревушки. Трафик терпимый. Ехал по обочине, которая была устроена интересным образом - за каким-то хреном ее сделали двухуровневой, что было не очень удобно, так как эффективно уменьшало ее ширину для меня вдвое.
Километров через 40 после города начался несложный подъем, на котором у меня почему-то преждевременно кончилось здоровье ! Ехалось с трудом, не хватало дыхания, плюс начался довольно сильный встречный ветер. Подумал, что наверное все-таки в таком почтенном возрасте, даже для такой небольшой высоты как 3.5км, уже нужна акклиматизация :)
Целью первого дня была Моллепата, до которой было еще километров 50 (плюс около километра набора высоты), или на худой конец Лиматамбо, до которого было километров 30, и соответственно, с гораздо меньшим набором. Конец оказался еще худее, чем я думал, и я решил его не приближать и забомжевать прямо тут, где придется.
Пришлось оно в городке со звучным названием Анкахуяссе, который показался мне вполне подходящим для этого. Было около 5 вечера, уже темнело, возле полицейского участка гремела музыка и явно намечалось что-то веселенькое. Поймал мента, спросил где тут можно переспать, мент ткнул пальцем в соседнее здание, на котором красовалась вывеска "hospetaje", которую я почему-то не заметил. Пошел туда, дверь заперта, постучался. Вижу - по улице бежит хрен, явно ко мне. Оказался хозяином этого хоспетахе. Открыл дверь, я с трудом затащил велик по почти вертикальной лестнице. Комната спартанская, ширутим бахуц, т.е. дверь напротив. Дом недостроен, повсюду валяются стройматериалы.
Пройдемте в номера
Мыться в удобствах побоялся, пошел сразу гулять. На улице стояла одинокая тетка, торгующая некоей едой, я естественно всецело приобщился к местной культуре за 5 солей ($1.5):
Еды было много, я все не одолел, пришлось излишками поделиться с собаченциями, которые смотрели на меня не отводя взора. После этого немного погулял, и вернулся в номера.
На прогулке
Было примерно около 6-ти вечера, уже стемнело (на самом деле короткий световой день меня беспокоил еще на этапе планирования, и у меня уже тогда были сомнения по поводу 100км с набором в 1500м в первый день после перелетов). Я слегка устал, поэтому сразу пошел в кровать и укрылся всеми имеющимися одеялами, коих имелось немало, и были они сильно нетонкие. То ли я приболел из-за акклиматизации, то ли действительно было холодно - фиг поймешь.
На горшок и спать !
Я быстро заснул, но где-то часов в 8..9 вечера меня разбудил громкий шум. Действо, намечавшееся возле ментовки, оказалось концертом живой музыки, что в принципе логично, ибо была суббота. В другой бы раз я обрадовался, но вот именно сейчас мне было явно не до этого. Мучения мои продолжались несколько часов - музыка гремела, народ гулял, я лежал с закрытыми глазами и делал вид что сплю. Перуанская музыка отличается некоторой монотонностью и небольшим разнообразием, но песни длинные (по 20 мин или в таком духе), и поэтому несколько раз мне даже удавалось заснуть, но тут - бац ! песня кончалсь, и я просыпался в холодном поту :)
Короче, несмотря на усталость, первую ночь мне толком поспать не удалось :)