Астрахань по своей структуре сложна и непонятна. Это не Москва с её кольцами и радиусами, упорядочить её в голове не получится. Это и калейдоскоп хаотичных разноцветных кусочков, это и луковица, которую чистишь слоями, и чем дальше - тем сильнее текут слёзы. Но в 2018-м году всё же этот эффект оказался уже не столь резким - плохие ожидания начали оправдываться только на четвёртый день. Показанные ранее
кремль и
набережная вызывали исключительно положительные эмоции, но даже и небольшое удаление от них сильно не ухудшило настроение. Сегодня пойдём гулять по не самому парадному, но всё-таки ещё центру. Лоска и роскоши уже нет, но тем не менее по российским меркам тут вполне приличный город. Так что лить слёзы ещё рано.
1. Астрахань - один из самых многонациональных городов страны. То же самое касается и Астраханской области в целом. Расположенная на перекрёстке торговых путей, на границе нескольких национальных территорий и даже цивилизаций, она всегда была наполнена людьми совершенно разных культур, религий и вообще миров. Помимо привычных своей мобильностью народов (русские, украинцы, евреи, армяне) и представителей национальностей близлежащих территорий (казахи, персы, татары, кавказцы), здесь в своё время были и совершенно неожиданные диаспоры - индийцы, греки, итальянцы и немцы. Ну а сегодня на улицах Астрахани частенько встречаются африканские студенты. И если исторические диаспоры появлялись благодаря торговле, то почему африканцы массово приезжают учиться именно в Астрахань, можно только гадать. Понятно, что в Москве их побольше, но то всё-таки столица. А тут что - неужели настолько сильные ВУЗы? В качестве красивой легенды предлагается историческая толерантность Астрахани: в силу четырёхвековой многонациональности к инородцам тут относятся куда спокойнее, нежели в иных консервативных регионах. Поэтому, мол, африканцы в качестве места обучения выбирают именно этот город - банально безопаснее себя тут чувствуют.
2. Немного странно на одном из перекрёстков, среди мешанины домов дореволюционных, советских и современных, увидеть эту постройку. Поначалу можно подумать, что это шатровая колокольня, непонятно как затесавшаяся в астраханскую среду. Но на самом деле перед нами угловая башня монастырской стены, единственное сохранившееся здание обители, основанной ещё при Иване Грозном. Сам Спасо-Преображенский монастырь упразднили ещё до революции, и его здания, служившие различным учебным заведениям, снесли при раннем СССР. А вот башня начала XVIII-го века каким-то чудом уцелела:
3. В прошлой части я показывал памятники первому азербайджанскому президенту Алиеву и греческому купцу Варвацию. Сейчас посмотрим на символы присутствия в городе других народов, ведь Астрахань, вероятно, - самый многонациональный город России, настоящий Вавилон. Вот, к примеру, армянский сквер с поклонным крестом и мемориальными арками. Само собой, из армянского туфа. На этом месте когда-то стоял один из первых армянских храмов России:
4. Буквально в двух шагах от армянского - уже славянский поклонный крест, посвящённый Кириллу и Мефодию. Установлен точно так же на месте утерянного храма, только, в свою очередь, православного:
5. Совсем рядом - памятник казахскому композитору Курмангазы Сагырбаеву, родившемуся в Астраханской области. В силу географической близости, казахи - второй по численности народ в Астраханской области, составляющий почти 20% местного населения:
6. Значительную площадь в восточной части центра занимает Благовещенский женский монастырь. Основанный как Вознесенский мужской ещё в XVI-м веке, он находился за оградой Белого города, т.е. за чертой условно благополучной и защищённой зоны. Как следствие, история его не баловала: он с трудом выстраивался, горел, упразднялся, восстанавливался, рушился. До сегодняшнего дня дошли лишь монастырская стена да угловая часовня 1901-го года. Внутри сохранились отдельные служебные постройки дореволюционного периода, но туда не попадёшь - хоть монастырь и действующий, территория закрыта и сквозь решётку ограды выглядит полузаброшенной.
7. В начале 2010-х в ограде монастыря восстановили колокольню. И сегодня, пожалуй, это самая заметная постройка не только монастыря, но и всей Астрахани. В силу её высоты, видна она из половины города, и вместе с кремлёвской является главной доминантой центра.
8. У стен монастыря со стороны колокольни - небольшой Морской сад. В центре его - мемориал на братской могиле моряков Волжско-Каспийской флотилии, погибших при подавлении контрреволюционного мятежа в 1919-1921-х годах. Внешне похожий монумент видели
во Владивостоке - сказываются и близкие, ещё досталинские, годы постройки, а также военная тематика:
9. Здесь же - памятник адмиралу Герману Угрюмову, уроженцу Астрахани, служившему на Каспийском флоте. Несмотря на морское звание, среди главных его заслуг - планирование и организация антитеррористических операций в Чечне:
10. Памятник Махтумкули, туркменскому поэту, писатели и философу. Для Туркмении это, для понимания, как Пушкин для России. В частности, его именем в Туркменистане назван один из месяцев. В Астрахани он, как ни странно, бывал:
11. А вот перс Омар Хайям, стоящий по соседству, уже нет. Хотя бы потому что жил задолго до основания Астрахани. Что, с другой стороны, компенсируется его куда большей известностью:
12. Бюст героя СССР Мусы Джалиля, татарского поэта и советского журналиста, казнённого немцами во время войны, - уже третий «национальный» памятник в большом сквере у астраханского университета:
13. Рядом с памятниками Омару Хайяму и Махтумкули - мемориал погибшим в Афганистане. Кажется почему-то, что герои этих скульптур такому взаимному соседству могли и не обрадоваться...
14. Продолжит серию памятник представителю классической татарской литературы, поэту Габдулле Тукаю. Хотя расположен он далеко от всего показанного ранее, на окраине ближе к аэропорту:
15. К слову, среди всех субъектов РФ, не являющихся национальными автономиями, в Астраханской области самый низкий процент русского населения.
16. К вопросу мешанины культур и народов в Астрахани - в бывших мусульманских слободах затерялся действующий католический храм 1778-го года. Это третий по возрасту католический приход России, после Москвы и Петербурга:
17. Старообрядческая Покровская церковь конца XIX-го века затерялась в чумазых частных кварталах неподалёку от вокзала:
18. Рядом с ней - астраханский музыкальный театр, построенный в 80-е вместо сгоревшего летнего. Тот был словно сказочный деревянный терем. Замена неравнозначная, конечно, но этот тоже по-своему интересен своим позднесоветским стилем:
19. Одной из самых странных и удивительных достопримечательностей Астрахани является кинотеатр «Октябрь» с зимним садом на крыше. Архитектура его хоть и очевидно советская, идея эта реализовалась незадолго до революции. Просто в середине XX-го века сад разросся настолько, что его понадобилось расширить, а по этому поводу перестроили и всё здание. В саду появились даже элементы зоопарка. В 2016-м году кинотеатр пережил сильный пожар, но сейчас, судя по плакатам на заборе, идёт восстановление. Обещают снова открыть:
20. На таком фоне меркнет расположенное по соседству советское здание концертного зала местной филармонии:
21. Одна из примет современной Астрахани - громадный, совершенно несоразмерный окружающей среде театр оперы и балета. Здание, страдающее мегаломанией, открыли в 2011-м:
22. Само собой, без шквала общественной критики и негодования не обошлось. Вокруг - обычные старые астраханские улочки. Совершенно несложно найти ракурс, где на фоне этого дворца будут стоять полуразвалившиеся южные домики с разбитыми пыльными дорогами, чем многие и пользуются. Я так делать не буду. Скажу даже, что монструозный театр кажется мне красивым. Но целесообразность его размера и у меня вызывает как минимум сомнения.
23. Взглянем краем глаза на набережную реки Кутум. Как я уже говорил в прошлой части, Астрахань не хуже Петербурга изрезана протоками и каналами:
24. Издалека, проезжая мимо каналов на машине, кажется, что тут и впрямь до Питера недалеко: строгие гранитные набережные, частые мостики, классицистические особняки вдоль берега. А кое-где ведутся строительные работы по реконструкции - ну, думаешь, скоро астраханские набережные вообще засверкают. Но при детальной прогулке выясняется, что обустройство их какое-то половинчатое. Во-первых, все эти каменные берега и дорожки существуют уже довольно давно и даже успели сильно обветшать и развалиться.
25. Да и сделаны они были «на отвали» - дорожки упираются в мостовые опоры, лесенки никуда не ведут и т.п. Сейчас тут горы неубранного мусора и грязь, на фоне которых даже ухоженные особняки не смотрятся. Наконец, строительные работы, так обнадёжившие издали, выглядят брошенными на полпути: такое ощущение, что сняв слой грунта и доставив стройматериал, рабочие просто ушли. Судя по состоянию стройки набережной канала им. Варвация, там уже полгода всё стоит без движения.
26. Красивые здания на набережных, тем не менее, стабильно попадаются. И многие из них, несмотря на общую окружающую необустроенность, имеют неплохой свежий ремонт. В частности, одно из главных украшений набережной Кутума - усадьба Шелехова 1880-х годов:
27. К ней примыкает другая красивая усадьба - Будагова, 1916-го:
28. Редкий кадр, где Астрахань и впрямь можно спутать с Петербургом: пешеходный мост через реку Кутум, а за ним - прекрасная усадьба купца Губина:
29. Как раз на деньги купца Губина чуть севернее в конце XIX-го века был построен Покровский собор, являющийся ныне главным в Астраханской области:
30. Ещё одна неожиданная достопримечательность Астрахани - городская электрическая станция, построенная накануне революции. И воображение она поражает не техногенной мощью, а прекрасной архитектурой. Не так много можно найти электростанций, построенных в столь изящном стиле и сохранившихся практически в первозданном виде до наших дней. А её ещё и на берегу реки построили, так что в итоге она вообще выглядит поинтереснее иных особняков и усадеб.
31. Не ожидаешь увидеть в Астрахани и сказочный терем. Это дом купца Тетюшинова середины XIX-го века. Он является, вероятно, самым красивым деревянным зданием города, но не единственным. Образцы искусства резьбы по дереву мелькают то тут, то там, а уж бараков деревянных и вовсе не счесть. Хотя казалось бы, это далеко не Костромская или Архангельская область, даже наоборот. Астраханский регион лесами обделён, наверное, как никакой другой в РФ. На самом деле, всё просто - древесину издавна сплавляли по рекам, так что благодаря Волге недостатка в ней тут не было.
32. К этому же вопросу - деревянный дом Сергеева первой половины XIX-го века:
33. Ухоженный центр Астрахани окружён (особенно с юга) грязными и запущенными слободами. Строго говоря, это тоже исторический центр, только не парадная его часть. В слободах исторически селился простой люд, и жизнь тут никогда не была красивой и богатой. К нашему времени к тому же деревянные дома изрядно обветшали. За состоянием улиц тут почему-то не следят вообще, так что выглядят эти слободы ужасно, а местами откровенно жутко. На фото, строго говоря, как раз улица одной из слобод, но в качестве редкого исключения парадная и ухоженная. Разруху буду показывать в последней части.
34. Если к югу от центра расположены слободы мусульманских народов, то к северу и востоку - славянских. Мусульманские у туристов как-то больше в почёте: там много исторических зданий (особенно мечетей), да и выглядят эти кварталы откровенно трущобно. Посмаковать разруху - самое то. Но славянские на самом деле лишь немногим аккуратнее, да и церквей тут тоже хватает. Собственно, кресты или полумесяцы - единственное, чем по-настоящему отличаются здесь мусульманские и славянские районы. К сегодняшнему дню население трущоб сильно перемешалось, так что жёсткого этнического разделения уже нет. Говоря про «мусульманские» и «славянские» районы я имею в виду в первую очередь исторический аспект.
35. Интересной особенностью Астрахани, не свойственной российским городам, является то, что аккуратный ухоженный центр окружён кольцом трущоб, а за ними уже в свою очередь начинаются привычные спальные районы с девятиэтажками, гипермаркетами и кое-где новыми жилыми комплексами. Спальники, при этом, в Астрахани поопрятнее, чем во многих других областных центрах, только стены от солнца выгоревшие. И неважно, что кольцо трущоб не отличается от остальных районов уровнем криминала и опасности. Визуально мы имеем здесь скорее западную модель.
36. Далее - просто фотографии красивых зданий и улиц Астрахани. Усадьба Меркульевых (1899):
37. Усадьба Николаевой (1891):
38. Усадьба Калининых (конец XIX-го века):
39. Усадьба Моисеевых конца XIX-го столетия известна в первую очередь как музей Кустодиева: семья художника проживала тут какое-то время в 1900-х.
40. Елизаветинский сиротский дом (1898):
41. Часовня Пантелеймона целителя на территории больницы:
42. Казанский собор 1907-го с высокой колокольней, что за рекой Кутум относительно центра. Сфотографировать его довольно сложно, т.к. расположен он на узкой улочке посреди плотной частной застройки:
43. К 70-летию Победы посреди одного из перекрёстков открыли тематический сквер с памятником «Журавли». Вариации на эту тему в военных мемориалах мне уже встречались. Самый лучший, безусловно,
в Саратове. Ещё был
в городе Демидове Смоленской области, попроще.
44. Противоположный конец сквера украшен таким вот обелиском:
45. Ещё пара красивых зданий в окрестностях канала им. Варвация. Дом Мамаджанова (2-я пол. XIX-го века):
46. Дом купца Курдова (1890-е), также известный как "клуб велосипедистов":
47. Как я уже говорил, в Астрахань мы в срочном порядке поехали вместо Минска, где погода на дни отпуска просто не позволяла нормально погулять. Но Астрахань таки символично напомнила мне про
Белоруссию. Во дворе здешнего роддома находится скульптура «Колыханка», изображающая мать с младенцем. Она была установлена в 1955-м по проекту белорусского скульптора, привнесшего, очевидно, элемент своей культуры. «Колыханка» - название известной белорусской колыбельной.
48. На территории медицинского учреждения - ещё одна небольшая современная часовня:
49. В одном из спальных районов можно найти аллею Воинов-Интернационалистов, с памятником и часовней:
50. Обустроили её в пространстве между двух девятиэтажек. И хоть тематика места скорбная, жителям этих домов благодаря этому досталась приятная прогулочная зона:
51. Вот мы уже потихоньку покидаем уютный астраханский центр и залезаем в исторические слободы, которые ныне являются чем-то вроде деревянных трущоб. Пока остановимся на знаковых объектах, здесь расположенных, а общий вид фавел оставлю на последнюю часть. Вот район Солдатская слобода. Здесь расположен Иоанно-Предтеченский монастырь, состоящий, в общем-то, из ограды, одного храма и игуменского корпуса. Не самый интересный монастырь, но всё же качественно отреставрированный храм XVII-го века радует.
52. В соседнем квартале - Введенская церковь, ныне тоже относящаяся к монастырю. Состояние её ужасное, но какая-то реставрация, судя по лесам, ведётся:
Вот наконец мы и закончили осмотр относительно ухоженной центральной части Астрахани. Но впереди остаются не только исторические трущобы, но и современные окраины с многочисленными городскими деталями. На них сосредоточимся в следующей части.