Перед тем, как порвать летние фотографии и окончательно прекратить евхаристическое общение с Грецией, на мгновение задержался на кадрах с одного из пляжей Эвбеи, куда мы с семьей направились искать истинный дух цивилизации, подарившей человечеству Перикла и гречку. Афины не смогли нам помочь в этом поиске: в истоптанных туристами скалах Акрополя, арабском квартале и барахолках Пирея дух цивилизации подозрительно напоминал Чертановский рынок в его лучшие годы.
- А где же драйв молодых олимпийцев, - вопрошал я жену, - где спартанская уверенность в собственных силах, где гомерический хохот отважных мореплавателей?
- Должно быть у моря, - ответила жена. И мы снова решили поехать к морю.
Побережье Аттики уже не казалось нам подходящим для нашей цели. Бесконечная туристическая зона окружавших Афины пляжей могла удивить, пожалуй, только обугленными проплешинами недавних пожаров. Ну, про пожары мне и так все было понятно: у нас тоже таким бандитским образом освобождают порой место в привлекательных для застройки районах. Не успели пожарные разобрать головешки, как муниципалитеты начали подавать заявки на открытие новых курортов и оливковых посадок на бывших лесных участках. Попробуем найти на карте что-то другое, повыше, где северный ветер и скалы еще могут противостоять средиземноморской изнеженности и жажде наживы.
И вот, миновав Аттику, палец уперся на карте в какой-то большой остров, соединенный с материком автострадой. Эвбея, древняя Халкида, веками служившая пристанищем дачных участков афинской аристократии. Исторических достопримечательностей на острове немного: остатки римского акведука, церкви с иконами Богородицы и способствующими зачатию родниками... В общем, все как по всей Греции, - да и не удивительно, вся Греция прекрасно способствует зачатию, незачем какие-то родники искать! Распорядок дня среднего туриста включает здесь поздний подъем, посещение интересных мест, купание в море и ужин с вином. Если я что-то упустил, то это точно способствует зачатию. Но вот что действительно выделяет Эвбею из числа других греческих номов, так это дорожная сеть. Довольно развитая на северо-западе, на юго-востоке она оставляет автопутешественнику возможность для творчества. В отзывах к местным пляжам и бухтам на гугл-картах мелькают "трудно добраться", "дорогу, которую показывает навигатор, можно проехать только на тракторе", "малолюдно" и другие чарующие мой слух звуки. Особенно интригующе смотрелись отзывы о Метохии, восточной части острова; туда мы и направились.
Почти сразу за центральным городом острова, Халкидой, мы свернули с автострады на дорогу Артаки-Кими и углубились в горную страну с узкими полосами, серпантинами и крошечными поселками. Почти на всем протяжении дорога очень живописна: горы покрыты редким сосновым лесом, в низинах разбиты оливковые рощи и бродит скот. А вот, наконец, и пляжи Метохии.
Нам нужна особая бухта, где не будут предлагать ненужных услуг, докучать шумным соседством и разбавлять реликтовый свет древней цивилизации запахом чебуреков - мы выбираем
Тапсу, куда ведет та самая дорога "для трактора".
Дорога, кстати, оказалась вполне проходимой; а что по возвращении домой придется шлифовать и красить кузов, пострадавший от нависающих колючек, так это входит в обязательный набор автопутешественника.
Там, кстати, и другая дорога есть, щадящее, но это уж совсем для пузотерок. Итак, приехали: сразу за грунтовой парковкой, окруженной трейлерами местных дачников, находится довольно уютный пляж с единственным объектом инфраструктуры - кафешкой, предоставляющей еще и услуги проката.
В северной части бухты песок, в южной - мелкая галька; отдыхающие, естественно, кучкуются на песке возле кафешки. Мы отправились в южный угол пляжа, тут безлюдно, а галька для опытных путешественников всегда будет гигиеничнее песка. палатку вытряхивать не придется.
Что можно вам рассказать о днях, проведенных на Тапсе? Я и сам не любитель рассматривать фоточки из чужих отпусков. Ну, море конечно чистое, и дно, и рыбки видны за пару десятков метров.
В окружающих бухту скалах прячутся природные ванны, гроты и пещеры; плавая в них, испытываешь настоящий первобытный восторг.
Вот эта пещера в южной части бухты как будто раскрашена каким-то авангардистом; но эти граффити смотрятся куда как привлекательнее росписей на афинских фасадах.
Конечно, главные генераторы счастья в Тапсе - дети. Мне кажется, они и ночью с улыбкой не расставались.
А закаты, закаты...
Штормившее пару дней море было легко заморозить с помощью фотоаппарата:
Но как заморозить Солнце?
Ночью я рассматривал падающие звезды и думал о греках. Об их прекрасной стране, о чувстве свободы и довольства, о манящих просторах моря и космоса. Мне кажется, дух древней цивилизации становился понятнее. Я не загадывал желаний, я писал такие вот строки:
Когда рассвет вот-вот нагрянет в гости,
Когда искрит пучком созвездий небо,
И волны неохотно лижут берег,
Растрачивая пыл вечерней злости,
Когда природа мягко стелет воздух,
Ласкающий прожаренную кожу,
Свидетельницу дня, который прожит,
И канул в растревоженную воду,
Так хочется доверить метеорам
Свои мечты и вечные тревоги,
И, наслаждаясь, думать о дороге,
Которая закончится не скоро.