После осмотра Культурного Центра "Рух Ордо" во второй половине дня мы решили посетить музей петроглифов, он находится всего в 4,5 км от "Рух Ордо".
Решили дойти до него пешком, благо стояла прекрасная солнечная погода. Сначала шли вдоль шоссе, огибающего Иссык-Куль. Прошли мимо небольшой мечети:
Затем повернули направо, и отправились по старой взлётной полосе в сторону гор (озеро осталось за спиной).
Идём всё время чуть вверх, приближаемся к горам:
Оглядываясь назад, снимаю виды на Иссык-Куль:
И вот, наконец, впереди виднеется музей:
На территории около 42 гектаров представлены тысячи камней с древними наскальными изображениями сцен охоты, быта и войн.
В музее представлены доисторические монументальные изображения: кромлех, надгробные памятники, приграничные каменные ограды, а также петроглифы, датируемые 2000 до н.э. - 4 веком н.э. На камнях имеются таблички, на которых написано время ее создания и ее предназначение. Обойти Каменный сад, можно следуя по нескольким маршрутам, обозначенным стрелочками.
Считается, что лучшее время для посещения музея - раннее утро или поздний вечер, когда четко видны очертания рисунков, а атмосфера наполнена звуками утренних или вечерних молитв. Возможно, раньше на месте музея был храм, где древние люди молились богам, в особенности богу солнца. Размер валунов варьируется от 30 см до трех метров.
Многие из рисунков выполнены в Сака-Скифском стиле: изображения охотников, сцен охоты с участием прирученных снежных леопардов. Один рисунок изображает охотящихся леопардов в движении. Это единственное изображение такого плана в Центральной Азии.
Большая часть валунов развернута на юго-восток и юго-запад, именно поэтому есть основания связывать их происхождение с проведением религиозных обрядов. Предполагается, что кромлехи служили астрономическим инструментом. Символ Солнца часто сопровождается колесницами, изображенными на скалах вместе с образами людей (охотников) и животных. Среди образов животных чаще всего встречается образ оленя, причем для Алтая, Семиречья и Южной Сибири более характерен образ Матери-оленихи. Примечательно, что одно из крупных кыргызских племен носило название Бугу (Красный Олень). Хотя, не исключено, что Кыргызы переселились в этот район многим позже после появления рисунков.
С распространением Ислама искусство наскальных рисунков постепенно изжило себя, т.к. наскальные изображения были под запретом. Тем не менее, многие из образов, использованных в петроглифах - изображения рогов, крыльев, лап - до сих пор встречаются в узорах шырдаков (кыргызских войлочных ковров) и других изделиях народного ремесла.
Наскальные рисунки были нанесены металлическими или каменными инструментами, покрашены. В течение нескольких веков под влиянием палящих солнечных лучей петроглифы приобрели черный и коричневые оттенки. Недавние попытки, предпринятые с целью сохранить рисунки, были сдержаны противоречивыми мнениями о том, что химические вещества могут губительно воздействовать на артефакты.
С территории музея открывается прекрасный вид на озеро:
А еще прямо по территории музея свободно гуляли чьи-то козы. Получилось очень атмосферно: разные козы и олени изображены на древних камнях, и тут же они живьём, в яви.
Вдоволь насмотревшись на древние петроглифы, мы пошли обратно к шоссе, там сели на маршрутку и поехали домой в Бостери. Этот замечательный день ознаменовался еще тем, что я наконец-то искупалась в Иссык-Куле!