Голландский праздник встречи Святого Николая

Nov 23, 2017 09:48

В эту субботу в Голландии был необычный праздник - из Испании на корабле прибыл Синтерклаас (Санта Клаус) со своими помощниками - "Черными Питами" (Zwarte Piet, Черными Петрушами). Днем Санта Клаус сошел на берег, чтобы пройти по обозначенному маршруту по историческому центру города и выйти на центральную площадь, где обустроена концертная площадка. Это произошло во многих городах Голландии одновременно.

Я в это время изучала один из старейших голландских городов Дордрехт и была удивлена потоком детей разного возраста, устремленных в центр города. Это был буквально поток, Гольфстрим. Совсем маленьких везли в колясках, дети побольше шли сами. У всех были яркие береты с цветным пером, а у многих - бархатная одежда пажей, как у "Черных Питов". Машины и велосипеды с улиц исчезли, будто их не было вовсе.

Дети выстроились вдоль маршрута следования Санты (он был украшен большими джутовыми мешками с подарками, цветными флажками, еловыми гирляндами), достали пакетики-сумочки-кулечки и стали сравнивать - у кого сумочка больше? Вдруг ему больше конфет насыпят? Дети озадаченно крутились и рассматривали соседей.






Я узнала обо всем случайно, поскольку шла в музей. Соответственно, эпицентр прохождения платформы с Сантой я смотрела из окна музея. Сначала прошел оркестр с бело-золотой форме, потом проехал Санта, а его черные помощники танцевали, пели песни и раздавали конфеты направо и налево.

Спустя два часа, когда я уже вышла из музея, на улицах и площади уже не было ни одной конфетти, сцену разбирали. Всё было чисто и аккуратно. О празднике напоминали лишь флажки и огромные мешки с подарками в центре города.





Удивительно, но с 1985 г. многие взрослые жители Голландии видят в этом обычае что-то дурное. Мол, черный цвет помощников Санты - это намек на то, что они негры. А назвать негра "негром" - оскорбление для них. Вот как, оказывается. Т.е. в России это не оскорбление, а в Голландии - очень даже. Еще они считают, что в этом празднике "Черным Питам" отводится роль рабов Санты. Они не рабы, они помощники. Ведь скандинавских гномов никто не назовет рабами. Вобщем, взрослые опять всё перевернули с ног на голову, а дети пока продолжают получать свою порцию конфет и печений каждый год.

Вообще этот обычай известен в Голландии с 13 века: Синтерклаас на белом коне скачет над крышами домов и кидает в печные трубы детям подарки или оставляет подарки на пороге. Позднее Синтерклаас стал заходить к детям в дом, открывать свою большую книгу, из которой можно узнать как себя вели дети весь год. Мне кажется, это нервирующий обычай, вызывающий у детей панику:"Я хороший или плохой? Мне дадут печенье или прутик?"

Есть версия, что Черный Пит носит за плечами мешок со всеми ужасами ада и что он - один из посыльных дьявола, прикованный цепью к Святому Николаю. С веками образ Черного Петра уменьшился, он превратился в мальчика, чья одежда, лицо и руки перепачканы сажей в знак его адского прошлого.

Раньше дети не встречались лично с Синтерклаасом - он лишь стучал ночью в дверь и из темноты на пороге появлялся подарок. Впервые встреча Николая с детьми была проиллюстрирована в середине 18 в., а с начала 19 в. фигура святого стала активно использоваться как педагогический инструмент - он стал лично встречаться с детьми. Его стали рисовать в красном плаще и на белом коне. Правда, в реальности на семейные праздники он стал приходить как нелюдь - в вывернутой наизнанку одежде, в звериных шкурах, с яркой маской на лице и с огненными глазами.  При этом он рычал.

В конце 18 в. старые, больные моряки накидывали лохмотья, взбирались на лошадей и по 1-2 человека объезжали деревни, раскидывая печенья. А Черные Петруши следовали за ними, гремя цепями по брусчатке и горланя под дверями тех домов, где жили непослушные  дети. Неудивительно, что дети боялись этих пришельцев.

В Швейцарии Святой Николай в окружении дьявольских помощников выглядит так:



Сейчас в Швейцарии и Тироле Санта Клаус известен под именами Krampus и Klaubauf. В Голландии этот обычай с одеждой со временем стал более мягким, миролюбивым. Но осталась сама традиция, переодевшись, вечером приходить в гости к людям, говорить изменившимся голосом (чтобы не узнали) и раздавать подарки. Это могут быть молодые и пожилые люди. Цель - остаться неузнанным.

Самые оригинальные традиции сохранились на голландских островах. Но туда не допускаются посторонние люди с материковой части и журналисты. Картина, где мужчины в белых простынях и с колокольчиками во рту с наступлением темноты бегают по улицам, распугивая детей и женщин, не для посторонних глаз :) Костюмы для этого праздника готовятся заранее, за несколько месяцев, в строжайшей тайне. Ведь во время праздника с 17 до 20 ч. свет во всей деревне не включается, поэтому важно угадать других и самому при этом остаться неузнанным. А потом начинается всеобщий пир.

Фото из статьи про детский праздник - http://elligo.ru/niderlandci_otmechaut_eto/gollandskij-ded-moroz-svyatoi-nikolai.html
Там можно посмотреть фотографии и небольшое видео с праздника.



Раздача подарков продолжается 3 недели вплоть до 5 декабря. Помимо подарков Синтерклаас раздает детям большие шоколадные буквы, обозначающие начальную букву их имени. Эти буквы в изобилии продаются круглый год в голландских магазинах, я даже не представляю сколько человек нужно пригласить, чтобы прикончить одну такую шоколадку.

Возможно обычай съедобных букв появился из 19 в., когда Синтерклаас оставлял подарки для детей на коврике. А чтобы дети могли разобраться где чей подарок, сверху лежала большая буква из хлеба. Известно, что уже в середине 19 в. детям дарили шоколадные буквы. Правда, шоколадным кондитерам пришлось побороться с булочниками, поскольку шоколадные буквы были большими и стоили дорого (по сравнению с печеньками). Благодаря фабричному производству они стали более доступными для всех. http://www.chocoladeletter.net/

Сладости также стали более доступными для всех слоев населения, когда дорогой тростниковый сахар сменился более дешевым свекольным. Пекари к дню прибытия Синтерклааса стал выпекать специальные формовые пряники.

Вот дети любуются на сезонные ноябрьские сладости. J.H. van Grootvelt, 1841.



С фигурными пряниками за столом. Иллюстратор Anton Pieck.



Т.к. часто сладости попадают в дом через печную трубу, то дети приноровились к камину приставлять большие башмаки для конфет, а также рядом оставлять морковку для коня Синтерклааса. А еще дети пишут большие письма, где просят для себя подарки. Письма тоже оставляют на ночь у камина.

Также специально с празднику начинают выпекать маленькие печеньки-горошинки - "pepernootjes" (пепернотен, пепернаут, пряный орешек). Они собирают в себе все те пряности, что раньше привозили на своих суднах голландские моряки (мускат, корицу, гвоздику, перец и имбирь). Эти печенюшки так популярны в Голландии, что есть специальная фабрика, которая выпускает пару сотен различных вариаций этого печенья. Внизу этой страницы можно увидеть адреса магазинов фабрики по всей Голландии - http://www.pepernotenfabriek.nl/nl/vestigingen/.



С этими печеньками можно готовить десерты, подавать их со взбитыми сливками или насыпать их сверху в кофе.

Увидите этот специализированный магазин "Van Delft" - непременно заходите. Они работают и по воскресеньям.



Если будете в городке Зволле, посетите Музей хлеба (Dutch Bakery museum) в соседнем городке Hattem, где познакомитесь с традициями праздничной голландской выпечки - https://www.bakkerijmuseum.nl/.

На картине голландского художника Яна Стейна (Jan Steen) 1665 г. можно рассмотреть атрибуты праздника. Девочка держит целое ведро сладостей (вот повезло!), плачущему мальчику в башмаке достались только прутья (но зато бабушка тихонечко зовет за занавеску, где его ждет сладкий подарок). Справа девочка, что у мужчины на руках, держит пряник в виде фигурки святого. Такие формовые пряники уже были распространены в 17 в.



Здесь крупнее можно рассмотреть праздничные сладости: это пряники, вафли, орехи и яблоки. В ведре у девочки кукла, игрушки и конфеты..



На этой картине Ян Стейна мальчик тоже плачет, поскольку ему в башмак положили только розги. Взрослые только хихикают, а остальные дети - журят пальчиками. До развития детской педагогики в Европе еще осталось несколько веков...



Акварель "Синтерклаас в деревне", 17 в, Cornelis Dusart. Детям в носках достались печенья, яблоки и розги. В 1820 г. розги были официально запрещены в голландских школах, но Санта Клаус и его слуги продолжали угрожать им вплоть до 1980 г.

Для сравнения - в немецких школах розги были отменены только в 1960-х. Бавария запретила бить школьников только в 1983 г.



Бывает и вот так: Синтерклаас и его помощник уходят, оставив детям лишь связку прутиков. А родители еще и выговаривают за это.



"Магазины и дома украшены портретами и фигурами Синтерклааса и Черных Питов. В семьях, школах и в учреждениях дарят друг другу подарки к Синтерклаасу. Повсюду продаются традиционно связанные с этим праздником пироги с начинкой из молотого миндаля с сахаром, фигурки из марципана, шоколадные буквы и спекюлаасы - печенье из особого теста в виде различных фигур, в частности, Синтерклааса и Черных Питов.

За три недели праздника жители Нидерландов съедают 10 миллионов килограммов связанных с Синтерклаасом сладостей. В прошлом году за этот период они купили шоколадных букв, марципановых фигур и печенья на 37 миллионов евро.

Именно от голландского Синтерклааса произошел рождественский Санта Клаус. Голландские поселенцы в Северной Америке праздновали в ноябре прибытие Синтерклааса. Этот праздник и его герой укоренились в США, но были со временем совмещены с Рождеством, а имя Синтерклааса изменено на Санта Клауса. Под этим именем он затем попал в Европу, где стал популярен в рождественские дни сначала в Англии, потом в Германии и других странах.

В Нидерландах есть также рождественский Дед Мороз, который дарит подарки детям и взрослым. Здесь его называют Керстман. Но исконно голландский праздник, все-таки, - встреча и чествование Синтерклааса. Голландцы бережно хранят эту традицию, стараясь, чтобы ее не вытеснило Рождество."

Источник - http://www.orangesmile.com/ru/novosti/1627.htm

Реформаторы решили, что только Бог, а не Св. Николай может дарить подарки ("Только Бог творит добро, поэтому дары могут исходить только от него"). Поэтому во всех прочих странах Европы подарки детям дарит только божественный ребенок, поэтому все получают подарки на Рождество. В Голландии, когда в 17-18 вв. Папа Римский пытался запретить дарить подарки в ноябре, рассерженные родители и дети устраивали возмущенные собрания возле зданий городского совета. Таким образом Голландия отстояла свое право на раздачу подарков от Св. Николая в середине ноября.

Подарки получают не только дети. В середине 18 в. было решено, что подарки должны получать не только дети, но и подростки. В начале 19 в. мужья стали дарить подарки женам, а в середине 19 в. жены - мужьям. Таким образом Синтерклаас стал "праздником ожидания" для всех. С конца 19 в. стали проходить социальные праздники, где более обеспеченные слои населения собирали подарки для бедных - одежду, игрушки, еду.

После Второй Мировой войны подарки стали более крупными и дорогими. Они уже не помещались в башмак возле камина, а появлялись на столе, где образовывали целую гору. Св. Николай, раньше приходивший только днем в школы и вечером в дома, в 1952 г. появился на телевидении. Также было отменено правило для детей встречать Синтерклааса на коленях (как положено встречать святого). Было отменено правило, что Черный Петруша засовывает непослушных детей в мешок и уносит с собой. Все эти изменения последовали за педагогическими знаниями взрослых.

Корзина подарков, 1960-е гг.



В 1966 г. Черный Петр был освобожден от своих громыхающих цепей и от связки розг. Ему даже стало позволено разговаривать с детьми. Девочкам стало позволено отыгрывать роль помощника. Святой и Петр, наконец, стали друзьями детей.

Казалось бы - Святой и Петр с годами стали лучше и доброжелательней, но с годами у них всё больше противников, мол, детей обманывают ряженые, а магазины рады любому празднику, лишь бы подсчитывать выручку. Взрослые считают, что этот праздник напоминает о черном рабстве. Хотя Св. Николай всего лишь однажды не смог отмыть своего помощника после того, как тот по дымоходам разносил подарки. А сам Петр слишком устал для того, чтобы отмыться самому.

Иллюстрация 1948 г.



Наверное, это самый миролюбивый из зимних героев по сравнению с другими дьяволами разных культур - это Крампус в альпийском регионе, Клаубаф в Тироле, Серт в Чехии и Пелзникель или Пельцмартель в Центральной Германии. Менее дьявольскими, но тем не менее страшными являются соломенный Бутнмандль в Берхтесгадене, одетый в белый цвет Kläuse в Швабене и Клазен с голландских Вадденских островов. Современные черные бородатые существа других культур - швейцарские шмуцли (буквально: ублюдки), Ханс Трапп в Эльзасе, Пер-Фуетард («Вейдер Ве») на востоке Франции и Кнехт Рупрехт на севере Германии.

Хотя взрослые в Голландии с начала 1980-х гг. видят в этом празднике проявление расизма.
Плакат 1985 г.


Но если из истории убрать Черного Пита, то и не было бы Святого Николая... Голландцы спохватились и в эпоху многонациональных культур в стране решили оставить для себя свой сугубо национальный праздник. Дети стали наряжаться и в костюм Николая, и в костюм Петра, видимо, идентифицируя себя с обоими. Сейчас этот праздник отмечают более 2/3 населения Голландии. В Черных Петров наряжаются даже дети мусульманской веры, хотя это совсем не их религия и не их история. Последние годы на празднование стягиваются толпы взрослых с футболками, плакатами или речами, направленными на прекращение праздника. Споры в обществе не утихают. И тем не менее Синтерклаас занимает первое место в списке сотни голландских традиций, опубликованных Центром народной культуры и нематериального наследия.

Источник - http://www.jefdejager.nl/sint.php

Нидерланды, праздники

Previous post Next post
Up