В один из питерских вечеров я решила разнообразить свои впечатления и вместо привычной прогулки по городским улицам отправилась на не совсем обычный концерт. Необычность состояла в том, что мероприятие проходило не в традиционном концертном зале, а в одном из самых красивых храмов Санкт-Петербурга. А музыкального сопровождения не было совсем, то есть хор пел a capella. Красивое пение на фоне потрясающих мозаичных стен - это просто восторг!
Тот случай, когда картинка и звук очень гармонично складываются в единое целое.
Итак, любуемся мозаиками…
Это было моё уже второе посещение Спаса на Крови. В первый раз я пришла в храм, мягко говоря, не совсем в удачное время. Не повторяйте моей ошибки и, по возможности, не приходите сюда к открытию, как это сделала я. Дело в том, что храм открывается довольно поздно, с 10.30 утра. И к этому времени перед входом успевает скопиться приличное количество «ранних пташек». А потом вся эта толпа в одно время оказывается в совсем небольшом помещении. Ни спокойно походить, ни нормально пофотографировать интерьеры при такой плотности туристов совершенно невозможно, к тому же, я ещё и опаздывала на экскурсию в Петергоф. В общем, в тот раз хорошо рассмотреть знаменитые мозаики у меня не получилось.
Во второй приезд в Питер у меня было гораздо больше времени, я никуда не торопилась и изучала город в спокойном ритме: гуляла по улицам, паркам, заходила в церкви, попадавшиеся на моём пути, и выезжала на однодневные экскурсии по окрестностям.
А в один из вечеров решила сходить на концерт камерного хора в храм Спас на Крови. Цена входного билета, конечно, намного дороже, чем в обычное время, но оно того стоит, если вы хотите послушать концерт в помещении с потрясающей акустикой. А бонусом будет возможность до и после мероприятия хорошенько рассмотреть и сделать снимки внутреннего убранства церкви:
Итак, в тот вечер в храме выступал камерный хор Смольного собора. Я впервые слушала вживую пение a capella. О том, что музыкальное сопровождение отсутствует, я вспоминала лишь тогда, когда понимала, что на сцене нет инструментов. Артисты пели так, что казалось, будто помимо голосов ещё и звучит музыка:
Хор исполнял, в основном, произведения Сергея Танеева из цикла «Двенадцать хоров a capella» и Виктора Калинникова. Но прозвучали даже две песни Владимира Высоцкого и три детские песенки Георгия Свиридова. Мне очень понравился концерт!
О концерте вкратце рассказала, теперь немного информации о самом храме и его знаменитых мозаиках. Как выглядит Спас на Крови снаружи, я подробней покажу как-нибудь в другой раз. А в этом отчёте всё внимание на его внутреннее убранство:
Церковь Воскресения Христова, она же Спас на Крови, часто называют самым «непетербургским» храмом в городе. Годы возведения 1887 - 1907, архитектор Альфред Парланд.
Храм построен на месте гибели императора Александра II, убитого взрывом бомбы 1 марта 1881 года. «Русский» стиль был выбран не случайно: консервативно настроенный Александр III усматривал в распространении «революционной заразы», погубившей его отца, несомненное влияние чуждых России западных учений. В качестве образца для мемориального храма император видел русское узорочье 17-го века и московский Покровский собор (храм Василия Блаженного). Вот почему Спас на Крови часто называют «непетербургским»:
А в первые годы существования храм получил малопочтенное прозвище «Спас на растрате» за многочисленные злоупотребления в ходе строительства. Годы идут, а в России ничего в этом плане не меняется, к сожалению.
Второе пожелание Александра III также было выполнено: место, где террористы смертельно ранили его отца, «должно быть внутри самой церкви в виде особого придела». Таким образом, храм изначально задумывался не только как церковь, но и как мемориальный комплекс.
Вот оно, это место. Очень плохо было освещено, поэтому снимок получился таким тёмным:
А декоративное убранство интерьера и правда, уникально! В храме практически нет фресок - его стены и своды почти полностью покрыты мозаиками, общая площадь которых составляет около 6560 кв.м:
В изготовлении мозаик принимали участие мозаичное отделение Академии художеств, несколько зарубежных фирм, а также знаменитый Владимир Фролов. Эскизы для мозаик создавали Михаил Нестеров, Виктор Васнецов и другие известные художники.
Я не очень хорошо разбираюсь в устройстве каких бы то ни было церквей, и плохо запоминаю, как называются те или иные детали их интерьеров. Мне нравится просто рассматривать архитектурные элементы, украшения и росписи. А теперь и мозаики:
Многие снимки получились излишне тёмными, потому что яркое освещение в храме было только по центру. А отдалённые уголки стояли почти погружёнными во мрак. Но и в таких мало освещённых уголках можно было увидеть много красивого и интересного:
Иконы северного киота:
И киота южного:
Южный киот в храме - это место для наиболее почитаемых икон. Киот выполнен мастерами Екатеринбургской гранильной и Колыванской шлифовальной фабрик из розового родонита, коргонского порфира, ревневской, орской и аушкульской яшм.
Мозаика «Воскресение Христа» набрана по эскизу М.В. Нестерова в мозаичном отделении Академии Художеств:
Но не только мозаиками славится Спас на Крови. Здесь есть и другие не менее примечательные произведения искусства. Например, потрясающе красивые Царские врата:
Ещё детали Царских врат:
А это свод над ними:
И мозаики свода над южным киотом:
После окончания концерта дают ещё немного времени, чтобы осмотреть храм:
Чем я и воспользовалась, чтобы сделать ещё несколько снимков:
Очень красиво!
Только шея уже затекла от постоянного запрокидывания головы вверх, чтобы хорошенько рассмотреть мозаики на потолке)))
Ну, вот уже и погасили свет, как бы намекая, что храм закрывается на ночь. Последнее фото Царских врат в полутьме:
Вот таким выдался один из моих летних питерских вечеров - наполненным прекрасной музыкой и красивейшими мозаиками храма Спас на Крови.
И до встречи в Санкт-Петербурге!