В парке Саманидов, разбитом на месте древнего кладбища,
находится самый древний и самый почитаемый архитектурный памятник Бухары - мавзолей Саманидов.
Мавзолей служил фамильным некрополем всей династии Саманидов, а в XIX веке исполнял функции своеобразной стены плача. В нишу у
надгробия Исмаила Самани люди опускали записки с просьбами и вопросами, а на следующий день в другой нише находили «ответы», которые на
самом деле составляли специальные служащие.
Мавзолей построен в X веке из тонкого кирпича, который специалисты так и называют - саманидским. Здание считается уникальным - в X веке
архитектура не знала ничего похожего.
Неподалеку расположен другой интересный памятник - Чашма-Аюб. По легенде, пророк Аюб ударил здесь о землю посохом, и на этом месте
возник родник. Здание, построенное в 1380 году, включает в себя мавзолей и священный источник. Здесь же, с советского времени,
размещается музей воды.
Центральное здание мемориального комплекса имама Аль-Бухари, построенное в 1998 году в виде открытой книги.
Сувенирный ряд.
В нескольких сотнях метров от мавзолея Саманидов находится недавно восстановленный фрагмент бухарской крепостной стены.
Строительным материалом здесь традиционно является пахса - хорошо утрамбованная лёссовая глина,
а торчащие бревна используются для укрепления насыпного грунта в стене.
Приспособление для сбора ягод тутовника.
Так же, как и в Душанбе, на улицах Бухары можно увидеть раритетные автоматы по продаже газированной воды.
Выходим на Регистан - это традиционное название главных площадей в городах Средней Азии. Здесь расположен комплекс Боло-хауз. Самой
древней частью постройки является одноименный водоем. До прихода советской власти в Бухаре было множество водоемов такого типа. Они
служили источником воды для населения, но были также и разносчиками болезней, поэтому в 20-е - 30-е годы двадцатого столетия
большинство из них были осушены.
Мечеть Боло-хауз до Революции служила главной пятничной мечетью Бухары, в ней молился бухарский эмир.
Мечеть отстроена по типу большой квартальной мечети и имеет зимнюю и летнюю части.
Зимняя мечеть и хауз были сооружены в XVIII веке,
а в 1917 году фасад зимней мечети был заслонен расписным айваном летней мечети.
Рядом находится бывшая водонапорная башня, построенная Шуховым.
Выходим к цитадели Арк.
Любопытно сравнить современные снимки с фотографиями, сделанными около ста лет назад Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским - первым
мастером цветной фотографии в России.
Прокудин-Горский использовал черно-белые фотопластинки и фотоаппарат собственной конструкции. Через светофильтры синего, зеленого и
красного цветов делались последовательно три быстрых снимка одного и того же сюжета. Затем, после проявки, каждый из трех кадров
проецировался через светофильтр соответствующего цвета, в результате чего на экране получалось полноцветное изображение.
В начале XX века в Арке проживало около трех тысяч человек. В крепости располагались: дворец правителей; дворцовые службы чиновничьей
знати и военачальников; ремесленные мастерские; казначейство; арсенал; жилища родственников и сановников двора; склады одежды, ковров,
оружия; дворцовые сокровища.
Тронный зал.
Саид Мир Мухаммед Алим-хан - последний эмир Бухары. Фотография С. М. Прокудина-Горского (1911 год).
После захвата Бухары большевиками 30 августа 1920 года, он бежал в Душанбе, где основал свою резиденцию, но вскоре был изгнан частями
Красной Армии и оттуда.
Вид на Бухару со стен крепости.
В средние века в Арке работали Рудаки, Фирдоуси, Авиценна, Аль-Фараби, позднее Омар Хайам.
До революции, Бухара и Самарканд являлись главными центрами таджикской культуры, однако после образования в 1929 году Таджикской ССР,
они не были включены в ее состав. Тем не менее, до сих пор, таджикский язык здесь более распространен, нежели узбекский, а основой
бухарского бытия является таджико-ирано-тюрко-узбекско-еврейско-русско-советский симбиоз.
С площади у Арка хорошо виден центральный архитектурный ансамбль Бухары Пои Калян.
Каждый год, на майские праздники, в одном из городов Узбекистана организуется масштабный фестиваль традиционной культуры «Асрлар
садоси» («Эхо веков»), который является главным событием в культурной жизни страны. В 2011 году фестиваль принимала Бухара, поэтому
улицы были запружены приезжими со всего Узбекистана.
Минарет Калян - старейший минарет города. Имея высоту 46,5 метров, он является самым высоким сооружением старой Бухары. На трех поясах
минарета сохранились надписи: дата строительства - 1127 год, имя жертвователя - тюркского правителя Бухары Арслан-хана и имя строителя
- усто Бако, могила которого, по преданию, находится в одном из близлежащих кварталов.
Минарет служил местом призыва мусульман на праздничную или пятничную молитву в мечеть, которая расположена у его подножия.
Предполагают, что иногда он был и местом публичной казни во времена Бухарского Эмирата.
Напротив расположено медресе Мири-Араб. Оно было построено на деньги, которые Убайдулла-хан выручил от продажи в рабство более трех
тысяч персидских пленников.
В свое время Мир-Араб было единственным духовным мусульманским учебным заведением на территории СССР. В медресе имеется 114 хуждр
(келий), по числу сур в Коране.
Народные гуляния в разгаре.
Победитель петушиных боев, выигравший своему хозяину телевизор.
Для любителей сувениров с национальным колоритом, торговые улицы Бухары - это рай.
Шелковый центр.
Бухарская чеканка.
Золотое шитье.
Медресе Улугбека - одно из трех зданий в Узбекистане, носящих такое название. Правитель и ученый построил его в 1471 году.
Когда-то на двери в медресе было начертано: «Стремление к знанию - обязанность каждого мусульманина и мусульманки».
Ненадолго углубимся в жилые кварталы,
чтобы насладиться вкусом и ароматом свежеиспеченного хлеба.
Пекарни здесь обозначаются лепешкой, висящей на воротах.
Напротив медресе Улугбека в 1652 году было построено медресе Абдулазиз-хана.
Если Улугбек был увлечен наукой, то Абдулазиз-хан больше интересовался мистической поэзией. Он приближал к себе поэтов и мудрецов и
затеял строительство очередного «самого лучшего здания Бухары».
В облицовке медресе Абдулазиз-хана, вместо привычных и скромных геометрического, астрального и растительного орнаментов, использованы
более сложные и пестрые формы. Цветовая гамма содержит преимущественно желтые тона.
В медресе имеются две мечети. Зимняя мечеть расположена в западном углу входного коридора,
а летняя - во дворе.
К сожалению, работы по отделке медресе так и не были окончены. До сих пор отсутствует декор на левой стороне фасада и на правой
половине двора. Дело в том, что в отсутствие Абдулазиз-хана в Бухаре произошел дворцовый переворот, он был свергнут с престола и работы
по строительству медресе остановились.
Здесь же можно увидеть как выглядели хуждры обеспеченных учеников.
Еда готовилась на костре.
После приготовления пищи угли и зола собирались, и переносились в ящик, вмонтированный в пол. Таким образом удавалось согреться в
холодное время года.
В Бухаре сохранились четыре исторических крытых базара, называемые торговыми куполами. Под куполом Токи Заргарон торговали ювелиры; в
Тим Абдулла-хан
продавали ткани и ковры; в Токи Саррафон сидели ростовщики, также там продавались различные специи; а в Токи Тельпак Фурушоне можно
было купить головные уборы: тюбетейки, платки, меховые шапки и тюрбаны.
Мечеть Мох или Магоки-Аттари находится на 4,5 м ниже уровня земли. Эта мечеть XII-XVI веков размещалась на базаре, на котором до
арабского завоевания происходила торговля идолами, лекарственными снадобьями и пряностями.
Ляби Хауз - одна из центральных площадей Бухары. В Средние века здесь активно велась торговля, чему способствовала близость к улице с
торговыми куполами.
Водоем (хауз), носящий название Диван-Беги, представляет собой восьмиугольник размером 42 на 36 метров и глубиной до пяти метров.
Стенки хауза образованы каменными ступенями. Водоем был способен вместить более 4 000 м3 воды, которая поступала
из системы арыков.
При осушении водоемов в 1920-30 годах, хауз уцелел благодаря тому, что он является центром архитектурного ансамбля.
Самое старое сооружение на площади - это медресе Кукельдаш, построенное в 1568 - 1569 годах. Медресе включает в себя мечеть, дарсхану
(место для обучения) и 160 худжр. В этом медресе учился и жил известный писатель и просветитель Садриддин Айни.
Медресе Нодир-Диван-Беги было построено в 1622-1623 годах визирем Имамкули-хана Надиром Диван-беги в качестве караван-сарая.
Однако выступавший на открытии Имамкули-хан почему-то провозгласил это здание медресе. Министру пришлось срочно перестраивать здание, в
том числе заново возводить фасад. Портал медресе украшают изображения мифической птицы Симург, ставшие символом города Бухары.
У стен медресе сейчас установлен памятник Ходже Насреддину,
а в самом здании для туристов устраивают национальное fashion & dance show.
Ночная подсветка здесь хоть и необычна, но в тоже время очень проста: либо сплошной зеленый,
либо сплошной синий свет.
Утром следующего дня, покидая Бухару, посетим еще одно интересное сооружение, затерянное среди одноэтажной застройки. Небольшая мечеть
Чор-Минор (Четыре минарета).
На самом деле, это все, что осталось от большого медресе, выстроенного в 1807 году Халифом Ниязкулом. Изначально Чор-Минор представлял
собой пештак (парадный вход), оформленный четырьмя круглыми башнями. Так что, несмотря на название, ни одна из башен Чор-Минора не
выполняла роль минарета.
Чор-Минор в 1911 году.
Новый культурный центр «Кухна ва бокий Бухоро», открытый в 2010 году. Он расположен на площади 107 гектаров на выезде из города и
состоит из монумента, амфитеатра на 2000 мест и Музыкального драматического театра вместимостью 700 мест.
Расширенную версию этого, а также другие мои отчеты смотрите на
http://tema-travel.ru
Предыдущие рассказы:
Хива /
Пустыня Кызылкум.