Узбекистан. Бухара. Май 2011

Apr 21, 2014 15:43




В парке Саманидов, разбитом на месте древнего кладбища,




находится самый древний и самый почитаемый архитектурный памятник Бухары - мавзолей Саманидов.




Мавзолей служил фамильным некрополем всей династии Саманидов, а в XIX веке исполнял функции своеобразной стены плача. В нишу у надгробия Исмаила Самани люди опускали записки с просьбами и вопросами, а на следующий день в другой нише находили «ответы», которые на самом деле составляли специальные служащие.


Мавзолей построен в X веке из тонкого кирпича, который специалисты так и называют - саманидским. Здание считается уникальным - в X веке архитектура не знала ничего похожего.




Неподалеку расположен другой интересный памятник - Чашма-Аюб. По легенде, пророк Аюб ударил здесь о землю посохом, и на этом месте возник родник. Здание, построенное в 1380 году, включает в себя мавзолей и священный источник. Здесь же, с советского времени, размещается музей воды.


Центральное здание мемориального комплекса имама Аль-Бухари, построенное в 1998 году в виде открытой книги.




Сувенирный ряд.








В нескольких сотнях метров от мавзолея Саманидов находится недавно восстановленный фрагмент бухарской крепостной стены.


Строительным материалом здесь традиционно является пахса - хорошо утрамбованная лёссовая глина,


а торчащие бревна используются для укрепления насыпного грунта в стене.


Приспособление для сбора ягод тутовника.






Так же, как и в Душанбе, на улицах Бухары можно увидеть раритетные автоматы по продаже газированной воды.


Выходим на Регистан - это традиционное название главных площадей в городах Средней Азии. Здесь расположен комплекс Боло-хауз. Самой древней частью постройки является одноименный водоем. До прихода советской власти в Бухаре было множество водоемов такого типа. Они служили источником воды для населения, но были также и разносчиками болезней, поэтому в 20-е - 30-е годы двадцатого столетия большинство из них были осушены.


Мечеть Боло-хауз до Революции служила главной пятничной мечетью Бухары, в ней молился бухарский эмир.


Мечеть отстроена по типу большой квартальной мечети и имеет зимнюю и летнюю части. Зимняя мечеть и хауз были сооружены в XVIII веке,


а в 1917 году фасад зимней мечети был заслонен расписным айваном летней мечети.




Рядом находится бывшая водонапорная башня, построенная Шуховым.


Выходим к цитадели Арк.


Любопытно сравнить современные снимки с фотографиями, сделанными около ста лет назад Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским - первым мастером цветной фотографии в России.


Прокудин-Горский использовал черно-белые фотопластинки и фотоаппарат собственной конструкции. Через светофильтры синего, зеленого и красного цветов делались последовательно три быстрых снимка одного и того же сюжета. Затем, после проявки, каждый из трех кадров проецировался через светофильтр соответствующего цвета, в результате чего на экране получалось полноцветное изображение.
В начале XX века в Арке проживало около трех тысяч человек. В крепости располагались: дворец правителей; дворцовые службы чиновничьей знати и военачальников; ремесленные мастерские; казначейство; арсенал; жилища родственников и сановников двора; склады одежды, ковров, оружия; дворцовые сокровища.
Тронный зал.


Саид Мир Мухаммед Алим-хан - последний эмир Бухары. Фотография С. М. Прокудина-Горского (1911 год).


После захвата Бухары большевиками 30 августа 1920 года, он бежал в Душанбе, где основал свою резиденцию, но вскоре был изгнан частями Красной Армии и оттуда.
Вид на Бухару со стен крепости.




В средние века в Арке работали Рудаки, Фирдоуси, Авиценна, Аль-Фараби, позднее Омар Хайам.


До революции, Бухара и Самарканд являлись главными центрами таджикской культуры, однако после образования в 1929 году Таджикской ССР, они не были включены в ее состав. Тем не менее, до сих пор, таджикский язык здесь более распространен, нежели узбекский, а основой бухарского бытия является таджико-ирано-тюрко-узбекско-еврейско-русско-советский симбиоз.


С площади у Арка хорошо виден центральный архитектурный ансамбль Бухары Пои Калян.


Каждый год, на майские праздники, в одном из городов Узбекистана организуется масштабный фестиваль традиционной культуры «Асрлар садоси» («Эхо веков»), который является главным событием в культурной жизни страны. В 2011 году фестиваль принимала Бухара, поэтому улицы были запружены приезжими со всего Узбекистана.




Минарет Калян - старейший минарет города. Имея высоту 46,5 метров, он является самым высоким сооружением старой Бухары. На трех поясах минарета сохранились надписи: дата строительства - 1127 год, имя жертвователя - тюркского правителя Бухары Арслан-хана и имя строителя - усто Бако, могила которого, по преданию, находится в одном из близлежащих кварталов.


Минарет служил местом призыва мусульман на праздничную или пятничную молитву в мечеть, которая расположена у его подножия.




Предполагают, что иногда он был и местом публичной казни во времена Бухарского Эмирата.


Напротив расположено медресе Мири-Араб. Оно было построено на деньги, которые Убайдулла-хан выручил от продажи в рабство более трех тысяч персидских пленников.


В свое время Мир-Араб было единственным духовным мусульманским учебным заведением на территории СССР. В медресе имеется 114 хуждр (келий), по числу сур в Коране.






Народные гуляния в разгаре.


Победитель петушиных боев, выигравший своему хозяину телевизор.




Для любителей сувениров с национальным колоритом, торговые улицы Бухары - это рай.
Шелковый центр.












Бухарская чеканка.




Золотое шитье.














Медресе Улугбека - одно из трех зданий в Узбекистане, носящих такое название. Правитель и ученый построил его в 1471 году.


Когда-то на двери в медресе было начертано: «Стремление к знанию - обязанность каждого мусульманина и мусульманки».


Ненадолго углубимся в жилые кварталы,




чтобы насладиться вкусом и ароматом свежеиспеченного хлеба.
Пекарни здесь обозначаются лепешкой, висящей на воротах.












Напротив медресе Улугбека в 1652 году было построено медресе Абдулазиз-хана.


Если Улугбек был увлечен наукой, то Абдулазиз-хан больше интересовался мистической поэзией. Он приближал к себе поэтов и мудрецов и затеял строительство очередного «самого лучшего здания Бухары».


В облицовке медресе Абдулазиз-хана, вместо привычных и скромных геометрического, астрального и растительного орнаментов, использованы более сложные и пестрые формы. Цветовая гамма содержит преимущественно желтые тона.


В медресе имеются две мечети. Зимняя мечеть расположена в западном углу входного коридора,




а летняя - во дворе.


К сожалению, работы по отделке медресе так и не были окончены. До сих пор отсутствует декор на левой стороне фасада и на правой половине двора. Дело в том, что в отсутствие Абдулазиз-хана в Бухаре произошел дворцовый переворот, он был свергнут с престола и работы по строительству медресе остановились.


Здесь же можно увидеть как выглядели хуждры обеспеченных учеников.




Еда готовилась на костре.


После приготовления пищи угли и зола собирались, и переносились в ящик, вмонтированный в пол. Таким образом удавалось согреться в холодное время года.




В Бухаре сохранились четыре исторических крытых базара, называемые торговыми куполами. Под куполом Токи Заргарон торговали ювелиры; в Тим Абдулла-хан продавали ткани и ковры; в Токи Саррафон сидели ростовщики, также там продавались различные специи; а в Токи Тельпак Фурушоне можно было купить головные уборы: тюбетейки, платки, меховые шапки и тюрбаны.






Мечеть Мох или Магоки-Аттари находится на 4,5 м ниже уровня земли. Эта мечеть XII-XVI веков размещалась на базаре, на котором до арабского завоевания происходила торговля идолами, лекарственными снадобьями и пряностями.


Ляби Хауз - одна из центральных площадей Бухары. В Средние века здесь активно велась торговля, чему способствовала близость к улице с торговыми куполами.




Водоем (хауз), носящий название Диван-Беги, представляет собой восьмиугольник размером 42 на 36 метров и глубиной до пяти метров. Стенки хауза образованы каменными ступенями. Водоем был способен вместить более 4 000 м3 воды, которая поступала из системы арыков.


При осушении водоемов в 1920-30 годах, хауз уцелел благодаря тому, что он является центром архитектурного ансамбля.
Самое старое сооружение на площади - это медресе Кукельдаш, построенное в 1568 - 1569 годах. Медресе включает в себя мечеть, дарсхану (место для обучения) и 160 худжр. В этом медресе учился и жил известный писатель и просветитель Садриддин Айни.


Медресе Нодир-Диван-Беги было построено в 1622-1623 годах визирем Имамкули-хана Надиром Диван-беги в качестве караван-сарая.


Однако выступавший на открытии Имамкули-хан почему-то провозгласил это здание медресе. Министру пришлось срочно перестраивать здание, в том числе заново возводить фасад. Портал медресе украшают изображения мифической птицы Симург, ставшие символом города Бухары.


У стен медресе сейчас установлен памятник Ходже Насреддину,


а в самом здании для туристов устраивают национальное fashion & dance show.






Ночная подсветка здесь хоть и необычна, но в тоже время очень проста: либо сплошной зеленый,


либо сплошной синий свет.




Утром следующего дня, покидая Бухару, посетим еще одно интересное сооружение, затерянное среди одноэтажной застройки. Небольшая мечеть Чор-Минор (Четыре минарета).


На самом деле, это все, что осталось от большого медресе, выстроенного в 1807 году Халифом Ниязкулом. Изначально Чор-Минор представлял собой пештак (парадный вход), оформленный четырьмя круглыми башнями. Так что, несмотря на название, ни одна из башен Чор-Минора не выполняла роль минарета.


Чор-Минор в 1911 году.


Новый культурный центр «Кухна ва бокий Бухоро», открытый в 2010 году. Он расположен на площади 107 гектаров на выезде из города и состоит из монумента, амфитеатра на 2000 мест и Музыкального драматического театра вместимостью 700 мест.


Расширенную версию этого, а также другие мои отчеты смотрите на http://tema-travel.ru
Предыдущие рассказы: Хива / Пустыня Кызылкум.

Узбекистан, фото

Previous post Next post
Up