Воскресное июльское утро, безлюдный город, поражающий воображение своей монументальной архитектурой,
похожесть на мой любимый Мюнхен и вместе с тем - неповторимая атмосфера ОЖИДАНИЯ,
ожидания какой-то грандиозности, которой, кстати, не было, а был город, наполненный музыкой, -
все это обрушилось на меня, словно теплый летний дождь, оставив в душе свежесть и умиротворение.
Итак, - Вена.
Проехав по Рингштрассе - улице, опоясывающей центральную историческую часть города, - мы попали прямо к домику чудака Хундертвассера.
Отрицание серости и обыденности в ЖКХ воодушевляет)))
Внутри - множество сувенирных лавок, где трудно удержаться от покупок, тем более, что большинство сувениров выполнены в технике, которую тоже хочется назвать "хундертвассеровской" - зелено-сине-красно-желтые геометричности на сумках, блокнотах, зонтах, книгах, календарях, огромное количество репродукций картин Хундертвассера и Климта - кстати, тоже одного из символов Вены...
Картины Хундертвассера - это какая-то жизнерадостно-гармоничная субстанция, которую хочется разглядывать и пропитываться этим счастьем каждую минуту)))
Вот несколько моих любимых:
Густав Климт - это одно из открытий, которое я для себя сделала, посетив Вену.
Его картины очень неоднозначны, но удивительно открыты и просты... И особый тонкий стиль, умение тонко чувствовать природу вещей и света, вот что притягивает мой взгляд...
И знаменитый "Поцелуй":
А это - интерьеры Галереи Хундертвассера, что напротив Дома:
В-общем, посещение этого светлого места оставило в памяти самые добрые, легкие и чудные воспоминания!
Обойдя напоследок еще раз этот квартал чудака-архитектора, постояв в красной телефонной будке, которую Хундертвассеру подарил принц Чарльз, полюбовавшись на фонтан во дворе, на возвышенности из брусчатки и удивительные сочетания света, цвета, рельефа и растительности - мы, довольные жизнью, отправились дальше по Рингштрассе - на площадь Марии Терезии, откуда и началось наше путешествие по средневековой Вене...
Площадь Марии Терезии - отправная точка для всех туристических маршрутов по Вене. Именно в шаговой близости от этой площади - все основные достопримечательности, но у меня был свой маршрут. Сначала немного о площади, которая получила своё имя о Основательниц Лотарингской ветви инасти Габсбургов, которой являлась Мария Терезия
Мария Терезия была энергичной, деятельной, умной императрицей, во времена правления которой Австрия увеличила свой престиж в Европе. Оставила после себя множество знаменитых детей, среди которых Мария Антуанетта (французская королева) и Леопольд второй (имератор Священной Римской империи)...
В центре площади - памятник Марии Терезии:
Справа от памятника - Музей естествознания:
А слева от памятника - абсолютно такое же здание Музея истории Искусств.
Позади через дорогу - Музейный квартал, где находятся Музей современного искусства, Музей Леопольда и венский Дом Искусств.
Интересно то, чт Главное здание музейного комплекса было построено в качестве придворных конюшен для императоров Священной Римской Империи
Еще немного погуляв по Площади, - переходим через дорогу перед памятником Марии Терезии и попадаем в Хофбург - зимнюю резиденцию Австрийских Габсбургов...
Заходим через помпезные арки - и попадаем в огромный дворцовый комплекс с Главным дворцом, который в настоящее время является официальной резиденцией Президента Австрии:
Примечательно, что именно с этого балкона в 1938 году, когда войска Гитлера вошли в Австрию, Австрию объявили "одной из земель Германской империи" и сам Гитлер вещал о "начале самой важной миссии" в его жизни...
площадь перед дворцом называется Хельденплац (площадь Героев).
Перед дворцом - конная статуя Евгения Савойского, храброго полководца Священной Римской империи.
Памятник очень фактурный, очень харизматичный, очень впечатляющий...
А напротив - Статуя Эрцгерцога Карла Габсбурга на фоне Венской Ратуши...
Пройдя через Хельденплац, мы попадаем в уютный дворик, где находится Сокровищница Габсбургов, в ней хранятся не только сокровища, но еще и королевские регалии этой великой династии...
Пройдя через еще одно арочное здание с высоченным куполом, под которым живут голуби, и под этим же куполом находится вход в музей Сиси - прекрасной красавицы и всеми любимой императрицы, мы выходим из резиденции Хофбург и попадаем на площадь Михаэлерплац.
Оглядываемся назад, и видим великолепные ворота резиденции, которая навсегда останется в моем сердце как образец величия империи Габсбургов...
На площади Михаэлерплац расположена церковь Святого Михаила, которая была заложена аж в 1221 году...
Сама площадь очень маленькая, тесненькая, битком забита туристами, а в центре площади - настоящие археологические раскопки, где все желающие могут увидеть фундаменты жилых домов времен Римской империи...
От площади в разные стороны бегут узкие короткие улочки, на которых сплошь знаменитые названия:
Demel (королевская придворная кулинария), Louis Vuitton, Dolce&Gabbana... Проходим по улице Kohlmarkt буквально пару кварталов...
... и попадаем на знаменитую улицу Graben, издавна считавшуюся самой элегантной и дорогой ...
Она похожа, скорее, на вытянутую площадь. На ней находятся два фонтана - Йозефа и Леопольда (это дети Марии-Терезии, ставшие впоследствии императорами), и чуть вглубине - храм Святого Петра - Петерскирхе (барокко, 18в.)
Пройдя по Graben еще пару шагов - видим знаменитую на весь мир венскую Чумную колонну:
"Чумная колонна", или колонна Троицы, сооружённая в царствование Леопольда 1 и напоминающая о страшной эпидемии 1679 года, унесшей десятки тысяч жизней.
Есть еще одна интересная венская легенда - во времена той самой страшной чумы в вене жил некто Августин, беспробудный пьяница, который сидел по тавернам и распевал свою любимую песенку "Ах, мой милый Августин..." Он был уверен, что спастись от чумы ему помогло две вещи - песенка и пьянство. Он рассказал об этом всем и каждому, и город принялся распевать песенку и пьянствовать, и о, чудо - чума отступила))) Сказка или быль, но песенка по сей день знаменита на весь мир...
Мы совсем забыли о том, что Вена - это город музыки, город великих композиторов, и именно на улице Graben вдруг почувствовали это буквально на себе - вокруг было полным-полно музыкантов, играющих на разных инструментах, особенно мне понравились девочки, играющие Моцарта, так бы и стояла и слушала их чудесные нотки...
Проходим еще пару шагов, мимо расписных барочных фасадов и милых балкончиков...
и попадаем к самому знаменитому собору, к национальному Символу Вены и Австрии, - собору Святого Стефана (готика, 1511г)...
В этом святейшем храме покоятся останки 72 членов династии Габсбургов (хранятся их сердца, а сами тела - в церкви Капуцинов), и тот самый Евгений Савойский, статую которого мы видели в Хофбурге.
Собор настолько впечатляет и снаружи и внутри, что слова исчезают в дымке Вечности, оставляя лишь немое восхищение древними творцами...
Между прочим, лягушки и ящерицы, высеченные на лестнице, служащей для священнослужителей - не просто элемент барочного декора. Ящерицы, которые любят греться на солнышке, символизируют Добро, а лягушки, предпочитающие мрачные заболоченные уголки - Зло..
Что чувствуешь, находясь в этом великом месте?
Конечно, Дыхание Вечности... Время словно замерло, остановилось, застыло в камне, и лишь льющийся из цветных витражей свет напоминает о том, что за стенами этой нерушимости всё течет и всё меняется... А здесь - царство вечной Тишины. И даже оргАн - это часть Вечной Тишины, потому что его музыка - она лишь подчеркивает эту тишину, обволакивает её и уносит под купол, в Небеса...
Мы еще вернемся в завершение путешествия по Вене к этому величественному собору,
а пока выходим из него, и возвращаемся по улице Graben к её началу - пересечению с Кольмаркт.
Сворачиваем на узенькую улочку Wallnerstrasse, и через пару кварталов попадаем на площадь Am Hof.
Ам-Хоф - самая большая площадь в Иннер-Штадт, исторической части Вены. Построена она по приказу Генриха II из династии Габсбургов, когда он решил в 1154 году перенести свою резиденцию из Регенсбурга в Вену. В XIII в Габсбурги перевели свою резиденцию в Хофбург, а в прежней разместили монетный двор, куда потом подселились оружейники, и она превратилась в Оружейный арсенал. Сейчас здесь расположено Управление городской пожарной охраны. Это и другие здания, находящиеся на площади Ам-Хоф - Дом Мерклайна, построенный по проекту знаменитого Хильдебрандта, Дворец Коллальто, где состоялся концерт шестилетнего Моцарта, церковь "Девяти ангельских хоров", а также матово-черная колонна Mariensaule, установленная императором Фердинандом III в благодарность Деве Марии за победу над шведами в Тридцатилетней войне, впечатляют. Правда, немного вид портит ремонт площади...
Свернув направо от Банка, пройдя мимо Церкви Ангельских Хоров...
...попадаем на милую площадь Юденплац, абсолютно пустую и замечательную:
Площадь известна тем, что с 12 века здесь существовало еврейское гетто, в 14 веке всех евреев вены здесь сожгли, а теперь тут памятник Готхольду Лессингу - немецкому еврею-просветителю. Очередной пример того, как бережно хранится История города...
Через площадь Юденплац выходим на Випплингерштрассе, и поражаемся пустоте, которая царит в городе: воскресенье, туристов НЕТ вообще, хоть танцуй на дороге, и дышится легко и свободно)))
Очередная цель моего маршрута - Храм Марии ам Гештаде, или "Марии на берегу". И буквально через пару кварталов взору предстает Он, Храм во всем своем великолепии...
Великолепие храма в цвете стен - светло-бежевый тон прекрасно гармонирует с общим настроением улиц,
в архитектуре - прекрасная готика, 9в.,
в настроении - вокруг ни души...
Очень мне понравилось это место...
как-то легло оно на душу своей пустотой, строгостью и теплом камней, который хранят в себе Время...
От этого храма направляемся, уже изрядно проголодавшись, к небольшой площади, где (я узнавала) продаются самые вкусные в вене сосиски))) Это площадь Хоер Маркт с круглым павильончиком, где ароматные сосиски любых видов и вариаций, и именно тут впервые довелось попробовать венское пиво)) Площадь Хоер Маркт - это старейшая площад Вены. Под этой площадью находятся остатки римского военного лагеря Виндобона, в котором в 180 году умер император Марк Аврелий.
А еще - тут красивый барочный Свадебный фонтан!
Единственное, что портит впечатление - площадь вся превращена в парковку, и заставлена автомобилями...
Но мы, поедая сосиски и запивая их пивом - сворачиваем с площади вниз, потому что там есть еще одна интересность - самый старый храм Вены - Рупрехтскирхе!
Своими пустыми окнами-глазницами он смотрит прямо на голубой Дунай, перетянутый мостами...
Заплетенный древним виноградом, увитый плющем и скрытый от глаз багряной листвой - он производит неизгладимое впечатление на души путников, жаждущих старинных пейзажей...
Святой Рупрехт считается покровителем соли и моряков, которые её перевозят.
От этого удивительного места возвращаемся на площадь Хоер Маркт и от нее идем по Лихтенштег, переходящую в узкю Лутек к Иезуитской церкви, самой, на мой взгляд, вычурной среди всех, которые я видела...
Неприметный вход сбоку на неприметной улочке, и такое богатство внутри...
Все, что известно о появлении ее на карте города, это время рождения - 1627 год. Выстроенная в стиле раннего барокко, она поражает своим интерьером.
Автор роскошного внутреннего убранства церкви - Андреа Поццо, которого пригласил сам император Леопольд I. Наиболее известная работа мастера до этого - украшение потолка в Церкви Святого Игнацио в Риме
Совсем неподалеку - еще одна церковь - Доминиканская, идем смотреть и на неё...
Еще одно место, которое я очень хотела увидеть - это дом, в котором жил Моцарт.
Побывать в Вене и Не увидеть его я не могла, ведь не зря же я в музыкальной школе училась)))))
Дом находится на очень узкой и тесной улочке Домгассе, 5, совершенно неприметен, и если бы не табличка памятная - то никто бы в жизни не догадался, что именно тут жил какое-то время Тот Самый Гений...
Великий музыкант проживал здесь с 1784 по 1787 год. Его апартаменты на II-ом этаже состоят из четырех комнат, двух рабочих кабинетов и кухни.
В этой квартире Моцарт жил дольше, чем в любой другой из более чем десятка квартир в Вене. В то время композитор уже был знаменит, вращался в светских кругах и получал множество приглашений выступить в лучших домах австрийской столицы.
Тут же им были написаны самые знаменитые произведения, среди которых «Женитьба Фигаро».
Совсем рядом - собор Святого Стефана, в котором мы уже были, но захотелось посмотреть на это великолепие еще раз, тем более, что дальнейший маршрут все равно пролегал мимо.
Итак, обходим вокруг главной святыни Австрии, пытаясь запомнить каждую деталь, ведь завтра этого не будет...
Ну, и конечно, капля современного артхауса в средневековой европе - стоящее напротив Собора на площади Штефанплатц здание Хаасхаус, конечно же из стекла и бетона...
Отправляемся дальше по огромной улице-проспекту Карнтнерштрассе в распиаренное в туристических проспектах кафе Розенберг.
Пожалуй, в каждом городе есть такая улице, сотканная из тысячи магазинчиков, кафешек, фонтанчиков, сувенирных лавочек... Покупаем по дороге сувениры: магнитики, тарелочки, конфеты "Моцарт", бутылочки в виде скрипки, зонтик с нотками, блокноты - подарки племянницам и прочую мелочь. Заходим в милые магазинчики, где хочется остаться навечно, например, в магазин игрушечной детской мебели (в детстве я играла в нечто похожее, но самодельное, но цены тут надо сказать - не детские)))
Кафе Розенталь - это то самое место, где тысячи русских туристов, и где цена порции зависит от размеров тарелки, и соответственно именно русские туристы, проявив свою природную смекалку, умудряются на самую маленькую тарелку положить почти весь ассортимент этого заведения, да еще и подсказать эту хитрость вновь зашедшим посетителям))) Фотографировать в местах, где еда - я не люблю, но местечко вполне себе милое, уж поверьте, правда, народу много. Правда есть уютные залы на несколько столиков, и вот именно в таком зале я и попробовала настоящее пиво Эдельвейс...
А еще в этот кафе я купила бутылочку настоящего австрийского вина... Вкус с оттенками граната, мне так показалось. Выпили его спустя несколько месяцев после поездки, и так приятно было ощущать этот вкус вперемешку с воспоминаниями...
Оставалось еще пара мест, которые я очень хотела увидеть - это парк Бурггартен и, конечно же, Парламент...
Делаем небольшой крюк, чтобы пройтись мимо Венской Оперы...
Придворная венская опера существовала с 17в Местные жители уверены, что почувствовать в полной мере дух вены можно, только посетив Венскую оперу. Вену называют городом вальсов, ее невозможно представить без классической музыки и грациозных танцев и балета. С городом связаны имена многих выдающихся музыкантов и композиторов, к которым относятся Моцарт и Бетховен, Шуберт и Гаидн, Брамс и Глюк, Малер и Брукнер, а также музыкальная династия Штраусов. Штаатсопер считается музыкальной Меккой Вены, со времени своего основания привлекающей посетителей из разных уголков Европы и мира.
Свернув на Опернринг направо - проходим пару кварталов и выходим к парку Бурггартен. Этот парк примыкает ко дворцу Хофбург с обратной его стороны. Помните, мы проходили через площадь Героев, памятник Савойскому и Сокровищницу Габсбургов в самом начале моего повествования? Так вот, парк Бурггартен - он находится как бы ЗА дворцом. Надо сказать, что дворец с обратной его стороны мне показался более величественным и старинно-монументальным. Судите сами:
Вход в парк бесплатный. Сам парк утопает в зелени, пруды, лавочки, дорожки... Очень душевно.
Вынырнув из парка снова у входа в Хофбург (как вы поняли - мы сделали по Вене своеобразное кольцо, охватив тем самым основные её достопримечательности, и вернулись к тому, с чего начали), - направились к месту, пройти мимо которого и не заметить ЭТО было невозможно..
Для меня это место - пожалуй самое замечательно в Вене наряду с Собором Святого Стефана.
Это здание Парламента...
Белоснежное чудо, ослепляющее не только глаз, но и душу своим великолепием, монументальностью и величием...
Перед зданием - огромный фонтан Афины-Паллады Четыре фигуры, лежащие у ног Афины, являются аллегорическим представлением четырёх наиболее важных рек Австро-Венгерской империи Дунай Инн переди Эльба Влтава зади. По сторонам расположен купидоны дельфинах. Женские статуи, расположенные выше, представляют законодательные и исполнительные органы власти. Выше всех расположена Афина, богини мудрости, одетая в броню с позолоченным шлемом, её левая рука держит копье, права Нику.
Сказать, что здание Парламента и фонтан впечатляют - это ничего не сказать.
Здесь чувствуешь себя словно в Греции, словно в античном храме, у истоков мудрости...
По обе стороны от входящих во внутренний двор-атриум выстроились статуи античных богов. Слева - Аполлон, Афина, Зевс, Гера и Гефест, справа - Гермес, Деметра, Посейдон, Артемида и Арес. Над аркой, ведущей во внутренние помещения, изображен символ восседающей на троне девы Австрии. Ей присягают на верность коленопреклоненные мужчины-слуги, а женщины-служанки преподносят щедрые дары.
Решив создать нечто напоминающее античный храм, архитектор исходил из того, что именно в Древней Греции зародились понятия «политика» и «демократия», которые определяют главный смысл деятельности высшего законодательного органа любой страны. Античный храм как бы служил напоминанием того, что современными демократическими ценностями человечество обязано политической системе, существовавшей во времена Древней Греции.
Вот она, эта неувядаемая красота...
Одухотворенные, воодушевленные, и даже (не побоюсь этого слова) - счастливые - мы бережно сложили впечатления от этого великого и прекрасного города в копилочку,
и отправились дальше по Европе, навстречу новым удивительным городам и весям.
Нас провожал, конечно же, Голубой Дунай...
Карта моих перемещений по Вене