На Северо-Восточной окраине Румынии, вблизи дельты Дуная и границы с Украиной, расположился город Тулча, центр одноимённого жудеца. Тулча знакома туристам в основном как стартовая точка путешествия в биосферный заповедник "дельта Дуная". Я же расскажу про сам город.
1. Дунай в Тулче - однозначный центр внимания и притяжения. Именно ради Дуная в провинциальную и небогатую достопримечательностями Тулчу съезжается немало туристов со всей Европы. Да и помимо туристов, Дунай даёт Тулче многое - работу, транспорт, пищу да и просто повод выделиться. Эта связь с самой длинной и значимой рекой Европы (если в Европу не включать Россию) здесь встречается в названиях, визуальных образах и других мелочах:
2. В этой связи, вполне понятно, что важнейшей частью центра города здесь является протяжённая набережная, вдоль всей длины которой стоят бесчисленные причалы, катера, яхты и теплоходы всех мастей и размеров. Большая часть этого флота катает туристов вглубь дельты Дуная. Снять плавсредство можно прямо на месте. Маршруты - совершенно разные, начиная от простых трёхчасовых, мало чем отличающихся от речных круизов по Подмосковью, заканчивая многодневными экспедициями по самым глухим плавням с ночёвками на борту и заездом в затерянный в болотах городок Сулина:
3. Погодка в июле здесь была та ещё. Температура 32 по Цельсию плюс влажность делали дневные прогулки по городу испытанием. А непрекращающийся и очень сильный ветер, с одной стороны, несколько компенсировал жару, с другой - раздражал и надувал пыль в глаза:
4. Днём, под палящим солнцем, городская набережная не производит особого впечатления. Большая серая площадь, выложенная старой потрескавшейся плиткой, не имеет сколько-нибудь значимых зелёных насаждений или сооружений, которые могли бы отбросить тень. Для южного города - непозволительная роскошь. Днём народу тут - минимум. Лишь речники в ожидании клиентов, эти самые клиенты, перебежками перемещающиеся с вернувшихся лодок в отели, да одинокий мороженщик, изнывающий в своём ларьке от жары целый день:
5. Вечером же, когда зной спадает, набережная преображается. Здесь появляется множество праздно прогуливающихся людей, открываются палатки с сувенирами, одним словом - начинается жизнь:
6. Впрочем, это движение так же быстро прекращается. Вечера на юге короткие, бурной ночной жизни здесь нет. Днём люди работают, вечер кто-то коротает прогулкой по набережной, и вскоре все расходятся по домам, сразу после заката над Дунаем, который сменяет чарующая южная ночь:
7. Параллельно набережной проходит одна из центральных улиц города. Здесь есть возможность спрятаться в тенёк или даже забежать в магазин с кондиционером. Магазины и сфера услуг в Тулче, впрочем, бедны и непритязателны. В помещениях общественных организаций безошибочно угадывается бывший совок - по облицовке стен, пола и потолка, по витринам, по технике. Но не по уровню сервиса - люди в подавляющем большинстве по-европейски радушны, приветливы и разговорчивы, как и во всей Румынии:
8. Одна из фишек Румынии - симпатичные километровые столбы. Они стоят вдоль почти всех дорог. На них указывается два расстояния - до ближайшего населённого пункта и до ближайшего крупного города. В центре Тулчи стоит километровый столб "Тулча - 0 км". Хоть он и носит явную декоративно-символическую функцию, внешний вид румынских километровых столбов он повторяет в точности. Разве что размером несколько больше:
9. На одной из главных площадей города, на которой, кстати, как и на набережной, негде укрыться от солнца, верхом на лошади стоит Мирча I Старый - валашский воевода, на протяжении нескольких десятков лет успешно воевавший с турками, постоянно набегавшими на Румынию. Ему даже удалось отвоевать у них Добруджу - исторический регион, в который входит Тулча - и стать её правителем.
Сразу вспоминается Михаил Тверской в Твери и Олег Рязанский в
Рязани. Видать, недалеко вперёд ушла румынская административная мысль от российской, если площади региональных центров как и у нас украшают обязательным историческим всадником:
10. В изнуряющем Тулчинском зное приятность улицы определялась не красотой фасадов, а наличием тенька. В этом смысле, прекрасным оказался бульвар, ведущий к центральному рынку города, т.к. помимо раскидистых деревьев тут обнаружился ещё и фонтан.
Обратите, кстати, внимание на мужчин справа от фонтана - они символизируют сразу две интересные детали румынского быта. Первая - у мужчин крайне популярны светлые шляпы всех моделей и фасонов, что не мудрено, учитывая климат. Встретить мужчину в лёгкой светлой шляпе можно в любой точке страны, кроме, пожалуй, Бухареста, где столичный статус обязывает к пафосу и копированию внешних образов с американских масс-медиа.
Вторая особенность - любовь румынов к уличному общению. По ощущениям, основной досуг старшего и не только поколения - прогулки или посиделки на свежем воздухе и разговоры. В сельской местности для этих целей у каждого дома есть скамейка у парадной стены, на которой собираются соседи, чтобы поговорить. Жаль, что в России не так. То ли из-за климата, то ли из-за недоверия людей друг к другу. Приятно видеть вокруг позитивно общающихся людей:
11. Тулча запомнилась как бедный провинциальный городок. Но тем не менее, ухоженный и аккуратный, насколько это возможно. Как я писал в
общем посте про Румынию, страна показалась грязной. А вот Тулча на нашем пути оказалась самым чистым городом. Здесь как-то мало всего - и денег у людей (по ощущениям), и красивых зданий. Поэтому люди знают всему этому цену и берегут всё, что есть, выжимают максимум из имеющегося. В этом плане, с Тулчей резко контрастирует соседняя Констанца. Богатый город с потрясающим историческим центром находится в состоянии близком к послевоенному. Впрочем, про Констанцу как-нибудь в другой раз, а пока пробежимся по улицам Тулчи и поглядим на местную архитектуру.
Совка в городе немало. Вот, например, какой-то спортивный центр с почему-то олимпийской символикой:
12. В центре можно найти два-три здания в классических европейских стилях. В этом расположен ночной клуб, что как-то не вяжется с солидным внешним видом:
13. Такие особняки довольно неплохо разбавляют в целом серую типовую застройку делового центра города:
14. Но они здесь, хоть и красивы, не вписываются в окружающую обстановку:
15. Гораздо интереснее в Тулче пройтись чуть в стороне от современного центра - там в неплохом состоянии можно увидеть здания, имеющие характерный местный, даже не румынский, а валашский облик:
16. Обратите внимание на бледно-серый фасад, пышную аркатуру с декоративными колоннами, украшающую окна, симметричную форму здания с подъездом ровно посередине. Сам подъезд также украшен аркой. Этот характерный архитектурный образ впоследствии встречался в Румынии постоянно, в разных городах. Отличаться может размер здания и богатство декоративного убранства, но общая концепция неизменна. Чаще всего так выглядят какие-то государственные учреждения, официальные конторы, крупные музеи. Напрашивается очевидная, хотя и некорректная, аналогия - у нас такую роль играют парадные сталинские здания, как-то: ДК, всевозможные администрации и музеи. Некорректно это сравнение, т.к. в Румынии это всё же досоциалистическая застройка или мимикрия под неё:
17. Мне показалось, что архитектура именно Валахии и Добруджи наиболее интересна и аутентична в Румынии. Трансильвания испытывала и испытывает колоссальное влияние Австро-Венгрии, в результате чего мало от неё отличается своим внешним видом. Образ Молдавии, исторически балансировавшей между несколькими различными культурами, но не скатывавшейся в них, получается несколько размытым. А вот на равнинах Валахии и в степях Добруджи в веках происходила богатая на события куча-мала с участием румынов, османов, славян и много кого ещё, зародившая в результате сплав современной румынской культуры. Собственно, именно сплавом западноевропейской, восточной и славянской культур рождена эта архитектура, показавшаяся мне уникальной. Причём, вид зданий разных эпох здесь может зависеть от того, чьё влияние в эту эпоху было сильнее:
18. Как я уже писал, Тулча показалась мне наиболее чистым из посещённых нами городов. Можно сказать, что она чиста не только с точки зрения отсутствия мусора и собачьих отходов, но и культурно. Здесь меньше всего заметно влияние каких-либо других культур. Например, Констанца выглядит конкретным таким Ближним Востоком, она турецкая насквозь. При пересечении гор в сторону Трансильвании вообще кажется, что попал в другую страну - Австро-Венгрия тут везде. Про Бухарест молчу - в результате грандиозных погонь местных градостроителей то за парижской богемностью, то за социалистическим монументализмом, в столице Румынии вообще мало чего румынского осталось. А вот здесь, в маленькой окраинной Тулче, чувствуешь себя в действительно обособленном Государстве:
19. Этот дом вблизи центра Тулчи заброшен:
20. Православная церковь неожиданно вызывает не самые приличные ассоциации:
21. То, что Румыния вместе с Молдавией - подавляюще Православные страны, для многих моих знакомых стало сюрпризом. При этом, церковная архитектура показалась мне в Румынии довольно скучной. Я не видел легендарных монастырей севера Румынии, поэтому в целом могу сказать - Православные церковные сооружения в России на порядок красивее и интереснее румынских.
22. Хотя в румынской сдержанности церковной архитектуры есть своя прелесть. Да и вообще, если оторваться от визуальных образов, церковь и должна такой быть - скромной и неброской:
23. В Тулче, как и в других нетрансильванских городах, весьма колоритные трущобы. Улица, мощёная булыжником, на всём своём протяжении с двух сторон сопровождается глухими деревянными заборами, зачастую некрашенными. В основном тут безлюдно, но могут встречаться собаки:
24. Вокруг много плодовых деревьев, но значительной тени они не дают. На улице зной, брусчатка нагревается:
25. Прогулка по таким районам достаточно интересна, но сопряжена с дискомфортом и некоей тревогой.
26. Говоря про чистоту Тулчи и отсутствие влияния других культур, забыл упомянуть, что в Тулче и одноимённом жудеце самый высокий в Румынии процент русских. Да не просто русских, а потомков старообрядцев-липован. Они сюда попали в конце XVII - начале XVIII веков, когда старообрядцы, подвергавшиеся нешуточным гонениям в центральной России, разошлись по окраинам империи и за её пределы. Липоване обосновались в Бессарабии и окрестностях.
27. Несмотря на высокий процент русских-липован, а также наличие украинцев, которых от границы с Одесской областью отделяет менее 100 километров, их влияния тут я не почувствовал. Кроме, может быть, газеты на русском языке, найденной в первом же киоске.
28. Про липован я, пожалуй, расскажу потом, когда буду писать про дельту Дуная. Ведь именно там их потомки мне и повстречались.
29. Но всё же - бюст Есенина на площади в центре Тулчи тут поставили и даже освятили, при прямом участии липованской общины. Рядом с ним стоят аналогичные бюсты Тараса Шевченко и Кемаля Ататюрка. Получилась этакая дань уважения трём наиболее повлиявшим на данный румынский регион нетитульным нациям:
30. Но, конечно же, куда больше памятников тут местным деятелям. Вот, например, Спиру Харет - астроном армянского происхождения, внёсший большой вклад в решение задачи N тел в небесной механике. Был первым румыном, получившим степень Доктора философских наук в Сорбонне. Прославился он и в политике - успешно занимался реорганизацией системы образования в Румынии, трижды был министром просвещения:
31. На окраине города, на высоком холме, возвышающемся над излучиной Дуная, расположен небольшой парк, кульминацией которого является монумент Независимости. Он построен в честь победы румынских и русских солдат в русско-турецкой войне:
32. Благодаря своему расположению, монумент виден из многих точек города, а особенно эффектно смотрится он с Дуная. Также на склоне этого холма гигантскими буквами выложено название города - местный ответ Голливуду. Монумент вместе с надписью является одним из символов современной Тулчи:
33. С вершины холма открываются приятные виды на город:
34. В парке вокруг монумента зашкаливает концентрация символов Евросоюза - флаг со звёздным кольцом здесь не только реет на вершине, но и напечатан почти на всех информационных табличках и щитах. Когда я был там, я подумал, что под Независимостью, в честь которой установлен монумент, подразумевается Независимость от социалистического лагеря. Разубедил меня в этом только Гугл, уже дома:
От Тулчи осталось весьма целостное и приятное впечатление. Находиться там было не очень здорово, но в этом смысле сильно повлияла погода. Прогуляться по Тулче в "бархатный сезон", думаю, было бы прекрасно.