После войны, лет на 20 позже чем на Западе, в Советском Союзе решили, что время трамвая прошло, будущее за метро и троллейбусом.
Впрочем, в социалистическом государстве не дошло до массовой ликвидации трамвайных систем - в больших городах новые линии строились только на окраинах, переносились с главных улиц на второстепенные, а новые системы открывались в основном в индустриальных моногородах чисто под доставку рабочих из жилмассива на завод и обратно.
Одним из таких новых трамвайных городов стал
Ачинск на западе Красноярского края, где движение между главным спальным районом и промзоной ещё строившегося глинозёмного комбината было открыто в 1967 году.
2.
В 1970-х открыли вторую линию внутри промзоны, обеспечившую подвоз рабочих к цехам с другой стороны, а в 1980-х гг. открыли участок от жилмассива в сторону исторического центра Ачинска и железнодорожного вокзала.
3.
Ачинск, в отличие от многих других новых индустриальных центров - город исторический, и тут есть пара дюжин кварталов старой застройки, которые расположены между спальными микрорайонами и Транссибирской магистралью.
4.
Но, как это часто почему-то бывает в сибирских городах, старый город в Ачинске - это вовсе не центр городской жизни (хотя и не откровенное гетто как где-нибудь в алтайском Бийске), но трамвайная линия через этот район до железнодорожного вокзала была бы очень кстати.
5.
Но пути успели довести только до границы старого города (кинотеатр "Сибирь").
6.
А дальше можно ехать только на автобусах, которые в Ачинске по скорости движения, охвату сети, качеству обслуживания пассажиров откровенно превосходят городскую трамвайную систему.
7.
Хотя все изначальные данные у ачинской трамвайной системы есть - пути на выделенном полотне, расположение в важном транспортном коридоре.
8.
Надо только обновить подвижной состав, а в идеале ещё и продлить главную трамвайную линию до железнодорожного вокзала.
9.
А пока бо́льшая часть из 60 ачинских трамваев - это старые, гремящие, не очень качественные КТМ-5, что опять-таки типично для трамвайных систем таких индустриальных моногородов.
10.
Ну ещё есть 10 подержанных КТМ-19 из Москвы, переданных с барского столичного плеча пару лет назад.
По ощущению, трамваи Ачинска пользуются средней популярностью у пассажиров: в вагоне, следовавшем в час-пик из промзоны в город, почти не было сидячих мест, но и стоя никто особенно не ехал.
11.
Городские автобусные линии дублируют значительную часть того отрезка главной трамвайной линии, которая проходит по жилмассиву, и только в обслуживании пассажиропотока в промзону позиции трамвайного транспорта по-прежнему сильны.
12.