В прошлом азиатская часть России не дотягивала до европейской гораздо больше, чем сейчас: к 1917 году из крупных городов за Уралом были только Ташкент,
Томск, Новониколаевск (
Новосибирск),
Владивосток.
А трамвай, главный тогда городской общественный транспорт в стране, действовал лишь во Владивостоке и Ташкенте, и даже после первых пятилеток, покрывших страну большими заводами и ведущими к ним трамвайными линиями, восточнее Кузбасса новых трамвайных систем не появилось нигде.
И только после войны, когда в крупных городах европейской части Союза трамвай уже уходил на окраины и тихие улочки, уступая место троллейбусу, трамвайные линии стали массово появляться и на Енисее, и на Ангаре, и за Байкалом.
Зато у этого нового, последнего советского поколения трамвайных систем было преимущество: многие из них полностью или почти полностью строились на выделенном полотне и сразу получали хорошие данные для будущего превращения в легкорельсовый транспорт.
3.
Не то чтобы где-то в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке смогли в полной мере использовать такой потенциал, но даже в российских условиях это позволило местным трамваям в ряде случаев успешнее конкурировать с автобусами и даже маршрутками. Трамваи бурятской столицы Улан-Удэ - хорошее тому подтверждение: наверное, столь же успешным во всём этом огромном регионе оказался ещё только хабаровский трамвай.
Линии улан-удэнского трамвая не то чтобы многочисленны (длина сети - около 24 км), но проложены по ключевым транспортным коридорам и играют большую роль в транспортном обслуживании города.
4.
Тем более что здесь в добавление к трамваю не был запущен троллейбус, как это было сделано во многих городах Союза такого размера и статуса.
5.
Город
Улан-Удэ довольно необычно устроен.
Когда-то уездный город Верхнеудинск развивался и рос как обычный провинциальный город Российской империи: регулярные прямоугольные кварталы у стрелки двух рек, церкви и монастыри, пригородные слободы, железнодорожный вокзал на пыльной окраине..
Но после революции, когда город стал расти на север, за железную дорогу, на юг, за реку Уду, а потом и на восток, в сторону нового авиазавода - основной транспортный поток сместился с параллельных улиц старого Верхнеудинска на большое кольцо, два раза пересекающее Уду и соприкасающееся с центром города своим западным краем. В России больше нет крупных городов с такой планировкой, а в Улан-Удэ вдоль всего кольца ещё и была проложена трамвайная линия.
6.
Не сразу, конечно: сначала, в 1958 году были построены пути на западном сегменте, между соцгородом локомотивовагоноремонтного завода на севере, центром посередине и новыми жилыми кварталами южнее реки Уда.
7.
8.
Потом, в начале 1960-х, появилось ответвление на северо-запад, до Шишковки, прошедшее в квартале от железнодорожного вокзала (но не подошедшее к нему - ещё одна необычная особенность трамвайной системы бурятской столицы).
9.
К середине 1970-х трамвайные пути на юго-востоке были проведены мимо Бурятского научного центра и доведены до станции Заудинский.
10.
А к концу 1980-х через Новый мост было замкнуто кольцо, оставив линию до Заудинского внутри.
11.
Сейчас кольцо - это бо́льшая часть городской трамвайной сети, что объяснимо: бо́льшая часть городских объектов тоже расположилась вдоль этой магистрали.
12.
В центре кольца - вовсе не центр Улан-Удэ, как это обычно бывает в старых городах с радиально-кольцевой планировкой вроде Москвы, а самая что ни на есть городская изнанка: тот самый локомотивовагоноремонтный завод, теплоэлектроцентраль и даже немного дач.
Улан-Удэнский трамвай - почти весь на выделенке; совмещённые участки есть только на северо-западной линии в Шишковку.
13.
4 из 6 городских трамвайных маршрутов в том или ином виде проходят по кольцу - некоторые по большому (собственно кольцу), некоторые с использованием "внутренней линии" через Бурятский научный центр.
14.
Линия на кольце - это выделенка посередине 4-6-полосной автодороги.
15.
В некоторых местах к остановкам построены специальные надземные пешеходные переходы, и трамвайная инфраструктура здесь неотличима от инфраструктуры легкорельсового транспорта.
16.
Три коротких ответвления играют явно второстепенную роль, особенно старая и особенно короткая линия в Соцгород на севере.
17.
Нельзя сказать, что улан-удэнский трамвай перевозит бо́льшую часть пассажиров городского общественного транспорта: и автобусов, и маршруток в бурятской столице хватает.
Но всё же 60 тысяч человек в сутки для 400-тысячного города - это не так уж мало, и именно трамваи поддерживают движение с максимальным 5-минутным интервалом в главном транспортном коридоре Улан-Удэ.
18.
Важно, что в последние годы наметился небольшой рост пассажирских перевозок, которые, как и во всей стороне, резко упали в середине 2000-х годов после монетизации льгот.
19.
Чисто на взгляд городской трамвай совсем не жалуется на недостаток пассажиров.
20.
Городская трамвайная сеть обслуживается примерно 80 вагонами, из которых больше трети - не самые современные КТМ-19, ещё треть - откровенно устаревшие КТМ-5, и меньше четверти - современные низкопольные вагоны ("Львёнок").
21.
22.
23.
Состояние путей на линиях улан-удэнского трамвая в целом неплохое, но есть куда стремиться.
24.
При не очень значительных инвестициях в инфраструктуру и подвижной состав городскую трамвайную систему несложно было бы превратить в настоящий скоростной трамвай, легкорельсовый транспорт.
25.
За пределами кольца уже через пару километров городская застройка в основном сходит на нет, по долине и сопкам расстилаются одноэтажные окраины: Бурятия - небогатый и довольно сельский регион, и неудивительно, что и Улан-Удэ прирастает в большой степени за счёт частного сектора.
Но и за пределами главного городского контура можно найти важные точки концентрации пассажиропотока, самая заметная из которых - авиазавод и прилегающие к нему кварталы многоквартирных домов на востоке.
Существуют планы строительства длинной трамвайной линии до района авиазавода, а ещё прокладки трамвая на запад, в малоэтажные районы за рекой Селенга, на южные и юго-восточные окраины города.
Если хоть что-то из этого осуществится, и продолжится дальнейшая модернизация существующей инфраструктуры, то Улан-Удэ наряду с Казанью имеет все шансы войти в топ самых продвинутых трамвайных городов страны.
26.