Наука называть. Налево или направо-2

Jun 29, 2016 17:01


Сегодня будет длинный кусок, зато с результатами.

В первой половине топика я написал, что новая работа (Garcia 2016) развеяла сомнения в надежности результатов (Jasmin 2012). Это действительно так, но для нас важно и другое: в 12 году ученые работали in vitro, то есть нашли в чистом эксперименте преимущество праворуких слов. А для Garcia существенно было показать, работает ли это преимущество in vivo, в реальности. Это вот прямо мед глаз моих и бальзам ушей моих.

Эффект QWERTY слабый, поэтому выборки огромные, десятки тысяч кейсов. Маловероятно, что эффект проявится на нашей скромной полусотне брендов.
Под левую руку попадает 15 из 26 букв английского алфавита, и 16 из 33 русских букв. То есть без учета частоты в языке середина будет не 0,5, а поменьше: 0,42 в английском и 0,45 в русском.




Сначала посмотрим, сколько вообще лево- и праворуких брендов. Мерой возьмем, следуя Garcia, долю в названии букв из правой части клавиатуры: RSR, right side ratio. Все три буквы в аббревиатуре из левой части, хи-хи. Чем меньше RSR, тем меньше праворуких букв в бренде.
Учитываем только буквы, без пробелов, точек, дефисов и др. Мы уже видели, что люди не склонны набирать дефисы в нейме Blend-a-med. Цифр в наших брендах нет.
Пробел вообще клавиша широкая, и людей специально не учат, какой рукой ее нажимать. Хотя можно поискать, какой чаще. В другой раз.

В прошлый раз мы убедились, что пользователь в поиске чаще набирает бренды ЗП кириллицей. Как он ведет себя на сайте Утконоса, мы не знаем.
Возможно, набивает в поиске:


Или идет в раздел «Зубная паста» и отмечает нужное - в списке ли товаров, в фильтре ли брендов. Прелесть QWERTY-эффекта в том, что он работает и для написанных пользователем слов, и для читаемых (encoding и decodind в терминологии Garcia).

Для начала примем написание сайта Утконоса. Распределение брендов по RSR (orig) нормальное, слегка скошенное:


Видно, что леворуких несколько больше. Среднее RSR(orig)=0,41.

 Английская раскладка QWERTY - историческая, то есть несбалансированная. Буквы в ней, говорят, так расположены затем, чтоб замедлить не в меру ловких машинисток, так часто стучавших по клавишам, что рычаги литер не успевали возвратиться в каретку и сцеплялись со следующими в пулеметной очереди.
Применительно к брендам, в большинстве пришедшим из английского и немецкого, да еще с учетом фантазийности слов не очень ясно, какие частоты можно было бы использовать для сравнения. Частоты в основных европейских языках коррелируют на уровне 0,8-0,9,  а даже в фантазийных неймах авторы стараются создать что-то похожее на европейское слово, так что берем первые попавшиеся английские частоты (Яглом 1973).
Среднее RSR с учетом частоты букв в языке выходит для английского 0,4. Англичане в 1,5 раза чаще тарабанят левой рукой, для большинства населения не ведущей.  И это ровно то значение, что мы получили для брендов ЗП, хотя 10 из 51 записаны кириллицей.

Переходим к выживаемости

Кто забыл, это главный показатель успешности, который мы можем померить на нашей выборке. Подробности тут.
Для начала назначим леворукими все бренды, с RSR (orig) меньше среднего 0,41, а праворукими будем считать остальные.


Незначимо, но наглядно. Левых и правых поровну.

Выкинем близкие к среднему (95% доверительный интервал) значения лево-право, чтобы уж наверняка. Левые живут существенно лучше правых и средних, но опять-таки незначимо. Значение p  уменьшается с ,42 до ,23 или до ,12. Незначимо, неудивительно.
Предположим, что различие окажется значимым, когда мы учтем все артикулы. Это противоречит данным Garcia.   Что могло бы означать преимущество леворуких?
Например, мы кириллические юзеры, и у нас особенная стать.
Другое объяснение может быть в том, что Гарсия изучает товары вовлекающие в процесс покупки: книги и видео. А зубная паста - это малововлекающая категория.

Возможно, некоторое замедление, возникающее от меньшего удобства пользования левой рукой, дает бренду ЗП больше внимания и соответственно чаще приводит к покупке.

Переходим к кириллической части

Считается, что русская раскладка ФЫВА сбалансирована по частоте: частые буквы в середине, редкие по краям, и распределены ровно по обеим рукам. Так и есть: с учетом частот букв в русском языке (Ляшевская) получаем RSR (rus) =0,47. Весьма близко к идеальному 0,5. Мы лишь чуть чаще стучим левой рукой, чем правой. И все же почему проектировщики раскладки не нагрузили сильнее правую руку, ведущую у большинства? Надеюсь, кто-то из читателей ответит.

Запишем латиницу кириллицей.
Сначала проверим, как народ чаще пишет. Если с аквафрешем нет вопросов, то с LG Perioe могут быть варианты. Возьмем наиболее частое написание в кириллице по запросам к Яндексу. Проверьте, относитесь ли вы к большинству, ищущему элджи перио. Пишмашинка с турецким акцентом вспоминается.
Распределение изменилось, оставаясь на самой грани нормальности.




Средняя отраслевая RSR была бы 0,46, мы ее и получили. И к среднему для русского языка 0,47 мы тоже близки.
Леворуких брендов меньше, чем в оригинальном написании, разница лево-право на выживаемости не сказывается. Исключение средних значений RSR с 95% доверительным интервалом не меняет картины.

Объяснение может быть такое. В декодинге (выбор бренда из списка) участвует бренд в оригинальном написании. Легкое затруднение дает больше внимания, что приводит к учащению покупки, бренд дольше живет в ассортименте.
В кодинге (посетитель пишет бренд в строке поиска) участвует в основном кириллица, где нет ФЫВА-эффекта (это предположение). Поэтому нет разницы в жизни на полке.

Что дальше?
Можно строить гипотезы и проверять их. Оставим это на следующий раз:
  • Исключим гигантов. Гипотеза 1: улучшится преим-во леворуких, т.к. уменьшится влияние рекламного фактора.

  • Исключим кириллические бренды. Гипотеза 2: улучшится преим-во леворуких, т.к. выборка станет чище. Но, заметим, и меньше, что ухудшает различимость.

  • Посмотрим цену левых и правых. Гипотеза 3: левые дороже. Потому что лучше продаются.

  • Число артикулов  левых и правых. Гипотеза 4: левых больше. Причина та же.

  • Длину левых и правых. Гипотеза 5: длина не зависит от RSR. C чего бы ей зависеть?


Что еще проверить, пишите.

продолжение тут >>>


Яглом А.М., Яглом И.М., Вероятность и информация, М.: Наука, 1973.
О. Н. Ляшевская, С. А. Шаров. Новый частотный словарь русской лексики.

Это заметка в рамках онлайн-трансляции исследования о нейминге зубной пасты. Отчеты публикуются по мере написания, читайте полностью по тегу researchive, включайтесь в обсуждение.

researchive, нейминг

Previous post Next post
Up