"Мурман 2010". Экспедиция на Кольский полуостров.
Часть 4. 1000 ручьев. Продолжение.
Если первая часть маршрута представляет собой постоянный каменный триал, то вторая - постоянное купание в болотах. Болота живописные, но несколько однообразные.
Фото можно увеличить.
Оставшаяся часть маршрута по дорогое 1000 ручьев (в сторону Кировска), довольно скучное мероприятие. Есть пара симпатичных гатей,много болот и луж, больших труб, мостиков и речек.На одной из них мы даже поныряли, но кроме мелкого окушка и форели ничего не нашли.
Перед выездом сполоснулись в речке. Говорят, километром ниже произошел замор кумжи. :)
Вначале все болота промеряли, а потом все шли сходу. И, надо сказать, без как либо серьёзных сложностей. Особо глубокие броды, все же нужно смотреть. В них много камней на которых можно повисеть, зацепившись защитой. Погода поменялась, пошел мелкий холодный дождь, иногда сменяемый ливневыми порывами. Все это добавляло кайфа и веселья, и прогоняло скуку :).
Где-то на просторах интернета лежит фотография, как с этого мостика улетела Паджера. Не выдержал мостик силового обвеса.
Мост после этого случая подлатали, но ехать надо очень аккуратно.
Вид с мостика замечательный. Даже захотелось понырять, и поныряли.
Окончательно измазавшись в маслянистой чаче, кое-кому начинает срывать планку.
Фото можно увеличить
Иногда очень хочется почувствовать себя арабским шейхом. Поговаривают, их тоже катают на прицепе по болотам.
Платформенный прицеп под два мотоцикла показал себя с лучшей стороны. Ни одной проблемы за всю поездку, даже не смотря на активную перевозку арабских шейхов.
Группа растянулась по всему перегону от Пунчи до Октябрьского да так, что доораться по рации было нереально. Т.е., как оказалось, меня с моим усилком слышали все, а я - никого :) Очень полезная штука - усилитель, почувствуй себя шизофреником.
В итоге все встретились в Октябрьском и направились в сторону Кировска. На Умбе сделали привал на браконьерской стоянке.
Рыбаков местных - куча, нахлыстовиков и сеточников, при том, что на этом участке реки всякая рыбалка запрещена.
В Кировске купили пива и устроили сытный ужин.
Через пару часов по Умбе должен был пройти сплавом (самосплавом? :)) мой товарищ
dm_ig Поныряли. Никогда в жизни не видел столько красной рыбы, таких мелких размеров. :)
Не дождавшись товарища, на следующий день стартанули в сторону Кузомени.
Далее Часть 5.
Экспедиция
Эндуротур "Мурман 2010".
2010 (С) Заюнчковский Олег (Сол)
"Мурман 2010". Экспедиция на Кольский полуостров.
Часть 5. Путь в пустыню Кузомень.
Стартовали в сторону Кузомени с берега Умбы рано утром. На место нашей стоянки, не успели мы отъехать, приземлился вертолет. Конкуренция.
В Кандалакше есть несколько мест, где можно вкусно и, относительно, недорого поесть. Это шашлычная на въезде в город, кафе-бар "Всполохи" и то место, где ели мы (но забыли как называется). Цены приемлемые, еда прекрасная.
По пути ищем возможность пополнить стратегический запас свечек для мотоцикла Петра. Почти у самого выезда из города находим магазин со всем необходимым для мототехники. Настроение улучшается.
Впереди подъем на перевал, вид там замечательный и есть несколько смотровых площадок.
На подъеме в перевал наворачивается коробка передач у многострадальной длинной Нивы. Её экипаж остается в городе на замену коробки в сервисе.
Мы же продолжаем движение в сторону деревни Кузомень. В паре сотен километров от Кандалакши дорогу нам переходит медведь. Большой, молодой, с лоснящейся шкурой. Переходит он дорогу неспеша, по-хозяйски. Это мы у него в гостях, а не он у нас. Достать фотоаппарат не успеваем, адреналин мешает сосредоточиться и пачкает обивку салона автомобиля.
А было это где-то тут:
Дорога последние 150 километров - жесткий грейдер. С крыши автомобиля постоянно что-то норовит отвалиться. Такое чувство, что от тряски развязываются не только морские узлы, но и ослабляются утягивающие лебедки. Поворот с грейдера направо и начинается песчаный лесной участок. Под невысокими елями все белым бело от лишайника, как-будто снег выпал. Погода к снегу располагает: до минуса, конечно, не дотягивает, но то что температура за бортом меньше +5 - точно. Колеса начинают зарываться в песок. Сдуваемся до 0,5. Я сдулся до 1,0 - пальцы замерзли сдувать дальше :). Технику скинули, дальше она идет сама.
Море встретило нас штормом и холодным порывистым ветром. Виды завораживающие. Выбрали участок для бивуака за старой разрушенной рыбацкой избой, она будет защищать лагерь от ветра в ближайшие несколько дней.
Несмотря на то, что все обессилели и хотят спать, совершаем небольшую обзорную экскурсию на квадроцикле. Не без инцидентов.
Пустыня Кузомень располагается в устье реки Варзуги. Имя свое получила по названию древнего поморского поселения - деревни Кузомень, остатки которой до сих пор обитаемы. Рыбаки с давних пор промышляли в этих местах идущую на нерест красную рыбу. Сейчас вылов рыбы в этих местах запрещен, но успешно осуществляется, хотя и в небольших масштабах.
Сама деревня Кузомень также примечательна своим кладбищем. Умерших здесь, закапывают в песок, со временем ветер сдувает его, и оголяет белые кости. Многие кресты на кладбищах упали или покосились, надписи часто не читаются. Вот что говорит об этом отец Митрофан, настоятель Успенского прихода с.Варзуги: " В Кузомени даже место, где стояла церковь, вспомнить не могут. Хоронят человека, а через какое-то время песок засыпает могилу. Лошади белые бродят как в тексте Апокалипсиса."
Делая скидку на мировоззренческие особенности отца Митрофана, скажу что запись беседы с ним - довольно интересное чтиво. Находится чтиво вот по этой ссылке
"Беседа с отцом Митрофаном, настоятелем Успенского прихода с.Варзуги" Автор Ночь была холодная и ветреная, но все спали как убитые. На следующий день собрали лодку, поставили снасть на камбалу и каждый занялся своими делами.
В некоторых местах, пустыня еще не поглотила тундру. Много оленьих и медвежьих следов.
Я обследовал окрестности и делал разные бестолковые, но симпатиШные фотографии.
Командой рыбаков-добытчиков долгое время осуществляем рыбный промысел. Не безуспешно.
Иногда поднималась волна, и часто выше головы.
В устье Варзуги познакомились со здешним обитателем, который доставил нам своей доверчивостью и усатостью много веселых минут фотосессии. Это нерпа, или гренландский тюлень. Совсем молодой и потому доверчивый.
Весь день кто-то дежурит у радиостанции, мониторим эфир, ждем прибытия товарищей с замененной коробкой передач.
В пустыне есть проблема с пресной и, на первый взгляд, Кузомень - не исключение. Но это только на первый взгляд. Чистая пресная вода не только вытекает в море ручьями в тундровой зоне, но и находится прямо под ногами, на глубине менее полуметра.
К вечеру возвращаются наши товарищи с замененной в Ниве пятиступкой на четырехступку. Как раз к рыбному ужину. Ох уж эта скудная экспедиционная пища...
Еще одну дневку на Кузомени мы посвятили рыбалке, путешествиями по округе и другой познавательной деятельности, которую довольно легко можно организовать в подобных местах. Прозрачности в море не было, его все время штормило, поэтому подводная охота не удалась. Перед отъездом долго мучился с креплением номерных знаков. При преодолении бродов они много раз терялись, и находились чудом. Потоком воды их срывает с крепежа.
С фотоохоты вернулся Const.
Фото кликабельны:
Утром мы простились с этим замечательным местом и тронулись в обратный путь, в душные объятья задымленной московии.
Уже двигаясь в сторону Москвы, устроили дневку в районе национального парка Паанаярви.
Хотя хотели мы уйти в сторону реки Пистайоки, на её сказочные пороги и рыбалку, возникли проблемы. Из Калевалы на погранзаставу не успели прийти заказанные пропуска. Поэтому окрестности парка Паанаярви - лучшее, что оказалось на нашем пути, пусть в сам парк мы и не поехали.
На стоянке разобрали вещи, проверили состояние техники, и как следует обсудили маршрут. Лагерь был наполнен запахом подвяленной камбалы, жареных грибов и постоянно откуда-то подтекающего топлива.
Здесь подводная охота удалась чуть лучше, но без трофеев.
В окрестностях п. Пяозерского замечательные виды, все очень аккуратно и выглядит несколько неестественно, этакий кусочек Европы в тайге.
Итак, маршрут был выполнен в указанные сроки, все поставленные задачи были решены. Каждый достиг тех целей, которые хотел достигнуть. И даже легкая китайская лодка под 2-х сильным мотором зарекомендовала себя как замечательное плавсредство для целей малого браконьерства и сопровождения подводных охотников. Под чутким руководством Тация, моторчик способствовал увлекательнейшему троллингу, а сама лодка достойно выдержала крещение штормами Белого моря.
За всю поездку CF-500 не выявил никаких существенных поломок, кроме пробитого тормозного шланга и перегоревшего предохранителя электростартера.
Honda TRX - так же выдержала все испытания достойно. Определенные проблемы вызвала растянувшаяся цепь, которая часто слетала. Техника показала себя с лучшей стороны, но для экспедиционных целей - это компромисс, так как транспортировать хоть сколько-нибудь серьезный груз аппарат не способен.
Общий пробег на мототехнике составил порядка 600 Км.
На обратном пути у Нивы, напоследок, почти оторвался багажник, отвалился задний бампер вместе с фаркопом и сдохла-таки помпа.
F**ck.
Из поездки было сделано несколько очевидных и не очень очевидных выводов:
1. Нива - автомобиль колхозный, и не предназначен для экспедиционных целей. Использование этого автомобиля в хоть сколько-нибудь продолжительных поездках настоятельно не рекомендуется. (О сколько раз твердили миру..)
2. В поездке на Кольский полуостров желательно иметь внедорожную резину, внедорожный протектор снизит вероятность повреждения шины на острых камнях.
3. Необходим запас топлива из расчета 70 литров на автомобиль.
4. Необходимо моторное масло, топливный и воздушные фильтры на случай купания в броде с попаданием воды в двигатель или топливную систему.
5. Необходимо трансмиссионное масло, на случай попадания воды в редуктора, коробку передач, раздаточную коробку.
6. В подобной поездке необходимы Си-би радиостанции.
7. Необходимость наличия навигатора с Ozi Explorer даже не обсуждается.
8. Запаситесь такелажем (буксировочные и рывковые тросы, шаклы, карабины, блоки).
9. Стремитесь к относительной автономности экипажей. Что бы в случае непредвиденных обстоятельств, каждый экипаж мог относительно эффективно действовать автономно.
10. Остальные выводы, можно сделать самостоятельно, проанализировав отчеты по подобным экспедициям. Подготовка не бывает излишней. Если будут вопросы пишите тут.
Все части отчета:
ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2 ЧАСТЬ 3 ЧАСТЬ 4 ЧАСТЬ 5 Если будут вопросы пишите.
Или заходите к нам в гости
http://endurotour.ru Обсудить можно на форуме
http://http://endurotour.ru/forum/ Экспедиция
Эндуротур "Мурман 2010".
2010 (С) Заюнчковский Олег (Сол)