Экспедиция на Кольский полуостров "Мурман 2010". Часть 3

Feb 27, 2011 16:25


"Мурман 2010". Экспедиция на Кольский полуостров.

Выкладываю продолжение отчета об экспедиции, которое не отправляется одним постом из-за большого объема :(
ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 1-2 ТУТ 


Часть 3. Путешествие на Райявр.

"Теперь часто в горах находят красный камень - эвдиалит, это и есть саамская кровь." Что бы почувствовать атмосферу Ловозер, нужно знать несколько ключевых легенд, определяющих образ этих мест на подсознательном и сознательном уровне человека. Это легенда о Сейдозере, легенда о старике Куйве, легендаи Гипербореи, легенда об озере Райявр.

Сейдозеро.
Сейдозеро (саам. Сейдъявврь) - озеро в Ловозерских тундрах на Кольском полуострове. Сейд в переводе с саамского означает «священный». Озеро расположено на высоте 189 м над уровнем моря. Длина Сейдозера - 8 км, ширина - от 1,5 до 2,5 км. В озеро впадает горная река Эльморайок, вытекает река Сейдъяврйок, которая несёт свои воды в Ловозеро.[1]
Подробнеее

Старик Куйва.
Куйва - персонаж эпоса народа саами, легендарный великан, обитающий непосредственно и конкретно в Ловозерской тундре (в иных локациях не замечен, легенды о нем также популярны именно в этом районе). Также Куйва - сейд, скала, священная для местных саамов (правильнее назвать - поучительно-уважительно страшная), напоминающая о месте «упокоения» великана.

В древние времена предки саамов пришли в долину Ловозерской тундры и встретили злого великана Куйву, который напал на них. Была большая (по меркам саамов - это могло быть и несколько десятков человек и даже один десяток) битва, Куйва брал верх, убивая людей и творя различные мерзости. Тогда саамы призвали своих богов, те увидели последствия учиненного Куйвой погрома, разгневались и поразили его молниями. Великан превратился в скалу, стал сейдом, сохранив свои исполинские размеры.
ПОДРОБНЕЕ

Старик Куйва изображен на скале. В полный исполинский рост.



Автор фото: Татонка


"Куйва на Сейдозере пользуется особенным почетом со стороны Сейдозёрских лопарей (зимой они живут в Ловозерском погосте). Проезжая на карбасах мимо Куйвчорра, лопари опасаются громко кричать и ругаться из-за боязни, что "Старик" разгневается. К нам они обращались с просьбой, чтобы и мы соблюдали бы возможную тишину вблизи Куйвы. Лопари избегают грязнить воду в Сейдозере, так как "Старик" этого не любит, и в противном случае не даст рыбы. Когда является надобность набрать котёл воды, лопарь никогда не зачерпнёт воду закопченным котлом прямо из озера, как это принято обыкновенно, а зачерпнёт чистым ковшом и потом уже перельёт воду в котёл. Если долгое время стоит дурная погода, лопари говорят: "Старик ноне сердит".
\\Лопарские сейды. В. Визе. Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1912"

Хороший отчет с легендами "Старые тайны Сейдозера" можно почитать ТУТ

Райявр.
Райявр одно из шести цирковых озер Ловозерского горного массива, по количеству легенд и мистических повествований оно может соперничать, пожалуй, только с Сейдозером (священным озером саамов), одним из предполагаемых мест существования древней Гипербореи. У древних саамов, да и по сей день, Райявр так же являлся местом силы. Предполагается, что сила эта была темной. "Райявр" в переводе с Саамского означает "темная вода". 
Готовясь к экспедиции я ознакомился с множеством свидетельств и легенд. Озеро Райявр, всегда выступает в них мистическим тотемом, концентрацией таинтсвенной силы. Райявр пользуется однозначной, безоговорочной репутацией плохого, губительного и мрачного места. Ниже я представлю ссылки на ряд источников. По одной из легенд, стоит здесь появиться женщине - с ней случается истерика. А зимой в этих местах пропадают стада оленей вместе с оленеводами и незадачливыми охотниками.
История мохнатого великана, огромного снежного человека (бигфута, йети) - тоже популярная легенда здешних мест. Был осуществлен ряд не увенчавшихся успехом экспедиций в поисках этого мохнатого существа.  
В Ловозерах зафиксировано множество случаев гибели туристов и охотников, необъяснимых событий. Какие-то истории сразу получают мистическую окраску, какие-то опровергаются скептиками (можно почитать тут). Но описано их великое множество.

*"Существуют современные свидетельства очевидцев о том, что независимо друг от друга в одном и том же месте у нескольких человек внезапно возникало чувство необъяснимого ужаса, появившегося без видимых на то оснований. Весьма интригует и рассказ о том, как у целой группы людей, путешествовавших по Ловозерским тундрам, внезапно остановились часы и прекратили работать электронные приборы"

*"Местные жители рассказывают, что несколько десятков лет назад был случай, когда четверо ребят погибли на перевале к Сейдозеру, испугавшись снежного человека."

*"Так, например, местные жители рассказывают, что несколько лет назад на перевале Эль-Марайок были найдены три трупа. Молодые люди погибли при странных обстоятельствах.
Вскрытие показало, что смерть наступила от разрыва сердца, но что произошло на самом деле, навсегда останется тайной."

*"В конце XIX - начале XX века в некоторых районах Крайнего Севера было зафиксировано необычное заболевание, при котором достаточно большие группы людей без видимых причин впадали в состояние психологического транса и внешне становились похожими на участников какого-то магического ритуала. Симптомы меряченья, или арктической истерии, появлялись как у местных жителей, так и у пришлых, а проявлялось заболевание чаще всего в районе Ловозера." ПОДРОБНЕЕ

*""На озере гуляли пенные барашки. Мрачные скалы, нависающие над озером, как будто гнали нас отсюда. Да, видно, Куйва недоволен нашим появлением. Сфотографировавшись, отправляемся обратно. Теперь ледяной ветер становится нашим попутчиком, а облака, как по мановению волшебной палочки, разбегаются в стороны, и сквозь них пригревает солнце. Вот и задумаешься поневоле, может, и есть правда в том, что рассказывают про Сейдозеро и Куйву?""

"В борьбе со стихией погибли туристы".



Можно найти множество свидетельств, о разных эмоциональных переживаниях, которые испытывали путешествующие Ловозерах туристы. Я не склонен ко всякого рода внушениям, но могу со всей ответственностью человека со складом ума клинического психолога, утверждать, что атмосфера в этом месте удивительная. Я бы охарактеризовал её, как "тревожное ожидание". Хотя и признаю, что атмосфера эта лично моя, присвоенная и отрефлексированная, но что-то праздного доброденствия на лицах товарищей я не замечал :). Чем это обусловлено - возможно, может стать предметом последующих изысканий, которые лично мне кажутся перспективными и небезынтересными.

Еще одно понятие, которое является важным для понимания культуры этих мест - понятие "Сейда", которое несколько раз фигурировало выше.

Сейд

Сейд (сейда) - священный объект северо-европейских народов, в частности, саамов (лопарей). Может представлять собой чем-то особенное место в горах, тундре, тайге, скалу, приметный камень, пень, озеро, иное природное образование. К понятию сейда также относятся артефакты - сооружения из камней.
Сейды, как каменные сооружения, встречаются на территории России в Карелии и на Кольском полуострове, а также в Скандинавии. Наиболее легко читаемым типом каменного сейда являются каменные пирамидки (гурии). Часто встречаются также скалы на подставках - «каменных ножках», частично приподнятые скалы или поставленные в неустойчивое положение. В силу очевидных причин последние не всегда возможно отличить от естественных природных образований. Иногда из-за массивности многих артефактов сейды относят к мегалитическим сооружениям. В силу слабой изученности и бедности археологических находок в настоящее время не представляется возможным однозначно определить саамов в качестве единственных строителей каменных сейдов. Подробнее

В Ловозерском горном массиве сейдов великое множество. Это большие заметные камни, остова деревьев, каменные пирамиды. Часто рядом с ними можно найти кости птиц и животных, остатки шерсти, зубы - жертвоприношения древних и не очень древних лопарей.

Гиперборея.
Гиперборея (греч. Υπερβορεία - «за Бореем», «за севером») - в древнегреческой мифологии и наследующей её традиции легендарная северная страна, место обитания блаженного народа гипербореев.
Согласно Ференику, они выросли из крови древнейших титанов. Гипербореев упоминает Алкей в гимне Аполлону. О них говорилось в поэме Симия Родосского «Аполлон». По Мнасею, они ныне называются дельфами.
Подробнее

Гиперборея на карте Герарда Меркатора 1595 года



Итак, наш путь лежал в сторону священного и таинственного озера Райявр, которое находится в красивейшем цирке, со скальными уступами и отвесными скальными стенками. Цирк этот заметен и с места нашей стоянки и с дороги. 
В поездку мы взяли с собой 15 литров пресной воды, 10 литров топлива, индивидуальную аптечку, инструменты, тросы (стальной с полиспастом + капроновый 40-метровый трос), 2 GPS навигатора Magellan, портативную радиостанцию СиБи, сотовый телефон и несколько теплых вещей. Баки полностью заправлены. Стартуем.

Наметив азимут, двигаемся по существующей грунтовке примерно на правый край цирка. Дорога петляет, разветвляется, приходится проверять все повороты, на что уходит много времени и сил. Как правило, повороты тупиковые, заканчиваются площадками, на которых лежат пустые бочки из под топлива. Вероятно, на этих полянах заправляли технику во время строительства железной дороги. 
Плутание по дорожкам выматывает. Уже прошло более часа с момента нашего отъезда а, судя по навигатору, мы ушли от лагеря не более чем на 8 километров, набор высоты в лесотундру так и не начался.
Выходим на основную грунтовку и, через несколько минут, подъезжаем к озеру. Сильно печет Солнце, от жары и физической нагрузки организм сильно теряет воду. Приняли решение искупаться. Озеро пополняется талой водой снежных шапок, вода чистая и запредельно холодная.





Продолжаем движение по основной дороге и упираемся в болото с молодой порослью ивняка. Судя по навигатору, только начался набор высоты, очень не хочется терять её. Принимаем решение уйти с основного направления "дороги" и начинаем двигаться по азимуту (правой стороне цирка Райявра). Рубимся через тайгу еще около часа, подходим к котловине пересохшего озера, некоторое время выбираем место спуска. Обрывчик метра 3 преодолеваем легко, спускаемся на дно котловины и двигаемся в сторону цирка. Немного зазевавшись, переползая бревно, кладу квадроцикл набок. Здорово обдираю руку. Все-таки нужно ехать в перчатках, хоть и жарко. Вместе поднимаем квадрик, продолжаем движение. Преодолеваем несколько подъемов и спусков, в одном месте приходится лебедиться, идет набор высоты. Остается 5 литров воды - 10 уже выпито, что несколько настораживает. У Петра начинает перегреваться мот, глохнет, сволочь, и не заводится пока не остынет. Делаем вынужденный привал. Ждем пока снова можно будет завести мотоцикл.



Молюсь китайским богам что бы меня не постигла такая же участь. Выдернуть из тайги полноприводный CF-500 весом под пол тонны будет не реально. Можно сразу оставить в качестве сейда, который хрен кто когда найдет :). Уверенно набираем высоту, еще 50 метров ближе к скалам. Жара неимоверная и... опять болото.



Гибкая ивняковая поросль наматывается на полуоси, рубить "напрямки" не получается. Таций пытается обойти слева, Петр прорывается между нами, я беру вправо, где меньше ивняка и впиливаюсь в болото. Чача начинает подсасывать. Кругом полярные джунгли, которые без мачете не взять. Сижу в болоте, водичка почти по пятую точку. Техника начинает остывать, датчик температуры выходит из желтой зоны, двигатель молотит без проблем. Врубаю понижайку и межколесную блокировку. Слева ивняк стоит непреодолимой стеной. Назад пойти нельзя - ныряя в болото я "сходу" прошел приличную ямку, которая на реверсе может стать последним пристанищем. Где-то из кустов истошно материться Таций, заглушаемый ревом мотоцикла Петра, у которого там своя мотоциклетная война. Такое чувство, что Таций не доволен тем, что я сижу в болоте даже больше, чем я.
Медленно пытаюсь обойти торчащий из воды топляк, забираю правее, ближе к центру трясины, пятая точка уже мокнет, аккуратно выворачиваю руль влево, вижу под водой хитроспелетение ивовых корней, по которому проскальзывает резина. На малом газу стою и шлифую корни, которые предательски спрятались под почти метровым слоем воды. Очень жалею о том, что некому сделать пару знаменательных фоток. Право же, прекрасное зрелище: в глухом таёжном болоте, ближе к его середине, окруженный сплошной стеной (бамбука) ивняка, квадроциклист безуспешно молотит колесами болотную жижу. Сдаю немного назад, выбираю место на берегу, где меньше бамбука и даю газу. Тактика срабатывает и Человек - пушечное ядро, пригнув голову, вылетает в джунгли из зловонной чачи. Сидим отдыхаем, ждем пока остынет XR. Квадрик заглушил, так как после грязевых ванн, будучи заведенным, он отвратительно воняет. На котле подсыхает болотный планктон. Сообразили на троих литр жидкости номер Ноль. Очень хочется где-то пополнить запасы пресной воды.

GPS показывает, что до начала лесотундры примерно 5 километров по прямой. Вырвавшись из ивнякового плена, вылетаем на небольшой обрыв у подножья которого идет вполне приличная грунтовка, не указанная ни на Генштабе, ни на Гибриде гугла и Яндекса. Разведка покадсказывает, что это грунтовка - та же самая, по которой мы до этого двигались, но уже после заросшего участка (где было принято решение двигаться по азимуту). Через тайгу и болото мы срезали очередную грунтовую петлю. Интересным фактом является возникшая на дороге ивовая поросль, больше с таким явлением мы не сталкивались. Судя по всему, нашему движению препятствовала Ива лапландская, довольно симпатичный кустик (пока не вырастает в два человеческих роста  и не сплетается ветками в неприступную крепость).



Чем дальше мы набираем высоту, тем чаще дорогу пересекают ручьи. Камни и броды становятся основными препятствием на нашем пути. Движение идет, дорогу пересекают ручьи и речушки, проезжаем пересохшие русла, которые заполняются водой в пик таяния снегов.



Постепенно приходит ощущение отрыва от цивилизации. Траверс через тайгу делает туманным обратный путь. Бесспорно, радует наличие трека и несколько ключевых вейпоинтов на генштабовской карте. 
Еще около часа двигаемся в сторону тундры. По пути проезжаем несколько небольших но, очевидно, глубоких озер. На отметке в 400 метров над уровнем моря резко заканчивается тайга и открывается прекрасный панорамный вид на Умбозеро и ожерелье водоемов вокруг него.



Двигаемся вдоль ущелья реки Анкиусуай. За ним гора Соулуайв. Выглядит довольно неприступно. Хотя нет такой вершины, на которую мы не смогли бы затащить тонну металла :).



Пейзаж восхитительный. Делаем фотографии на Краю Земли :)







Видимо, когда-то здесь ходила гусеничная техника. Возможно, это направление до сих пор используется в качестве зимника. В сторону Ловозера уходит отчетливая "лысая" каменная гряда, вполне пригодная для перемещения на мототехнике. Пройдя порядка километра по ней, упираемся в отвесный обрыв с изумрудно зеленым озером внизу. Теперь нужно делать траверс в сторону вершины горы, идти на технике по уступам, избегая попадания в глухие отвесы. Техника начинает ощутимо перегреваться -сказывается разрежение и угол по которому приходится ползти на пониженной передаче. Относительно простой подъём длится около сорока минут. Из под колес летит измельченная скальная порода. Очень не хочется заглохнуть: пара-тройка ошибок и технику, пролетевшую с 500 метрового обрыва, придется искать в живописно-изумрудном озере и не факт, что будет кому искать. Ближе к 600 метровой точке, становится труднее набирать высоту, под колесами появляются большие обломки скальной породы. Движение вызывает локальные обвалы, попадаем в глухие карманы с лужами талой воды, упираемся в обрывы, Генштаб бесполезен. Навигаторы служат только для регистрации высоты. Встаем отдышаться и пытаемся связаться с базовым лагерем по радиостанции - безрезультатно. Сотовой связи нет.



Начинаем жалеть о том что не взяли с собой какой-нибудь более-менее серьезной еды. В сочетании с газовой горелкой три банки тушенки и макароны были бы очень уместны. Дров нет, костер не разведешь. Но необходимости не ощущается. Солнце пока греет, хотя чем выше поднимаемся, тем меньше. Закончилась чистая пресная вода, но нашли классный снежник. Повалялись - пофоткались, покидались снежками, перекусили :) Снег - отличная штука, и еда и вода. :)





Издалека замечаем каменную пирамиду рукотворного происхождения. Да это же первый на нашем пути сейд! Любопытство берет своё и, после фотосессии, Петр достает из сейда жертвоприношения - кости животных и птиц. Все что изъяли положили обратно, дабы не волновать духов гор и вездесущего Йети (которого надо, по старой традиции, чаще мыть).





Продолжаем движение галсом в сторону Райявра. На высотометре 670. Чтобы набрать 10 метров, приходится ехать минут 20 зигзагами, внимательно определяя направление. Петр ловко вертит мотоциклом, но иногда он глохнет. Несмотря на высокую маневренность, мотоцикл отнимает много сил. Особенно учитывая, что постоянно приходится работать кикстартером и все движение осуществляется в кроссовой стойке медвеженка. TRX 300, под управлением, Тация прыгает как сайгак, но у меня постоянно возникают опасения за сохранность задних балонов. Шины низкого давления легко продавливаются острыми, как ножи, скальными обломками. CF500 подо мной ведет себя достойно. Толстая аллюминиевая защита позволяет не опасаться за сохранность агрегатов, успокаивает наличие лебедки, тросов и понижайки. Подниматься вверх приходится тоже в стойке. Трясти пятисоткубовую махину из стороны в сторону, скидывая с камней сложно, зато очень легко можно сорвать спину. Тормоза стали заметно мягче - списываю на попадание воздуха в систему после падения в котловине пересохшего озера.

По замыслу, мы должны добраться до вершины горы Энгпорр. На высоте 887 метров, судя по схеме Ловозер и карте Генштаба,  находится относительно ровное плато, на котором можно будет разместить технику.

Предполагаемая остановка в точке  67°44'49.20"С  34°49'27.37"В. Таким образом, мы встанем между тремя важными точками нашего прорыва: А) озером Райявр, Б) ущельем Ферсмана, В) ущельем ручья Чивруай. Которые мы сможем посетить, при удачном стечении обстоятельств.





Последний час поменялись с техникой ролями и тащим её на своем горбу.





С потом выходят последние капли жидкости. Доедаем запасенный снег. 
Скальные обломки становятся все больше и больше. Доходим до плато и оставляем технику на нем, уходим выше с разведкой возможности дальнейшего продвижения на мототехнике. На высотометре 770. До вершины Энгпорр еще 100 метров.











Отмечаю, что на высоте 777 метров есть неплохая площадка под палатку. Жаль, что у нас её с собой нет, так как в ней нет смысла :). Подъем на вершину Энгпорр не занимает много времени, с высоты открывается прекрасный вид, но достойных площадок под технику найти не удается: довольно ровное плато состоит из огромных обломков скальной породы. Техника остается на высоте 770 метров на выбранной ровной площадке. Точка зафиксирована GPS.

Вид с подъема на вершину  Энгпорр на долину Умбозера.





К сожалению, в этой поездке у нас не оказалось качественной фототехники, и фотографирование осуществлялось на мыльницу, которая здорово поганила картинку.

Через несколько минут мы подходим к нашей основной цели - озеру Райявр. С вершины горы оно выглядит сказочно: бирюзовый цвет прозрачной воды призывает нас спуститься в глубь цирка. На всякий случай пишу трек маршрута, чтобы потом вернуться к технике. Как оказалось - не зря.







Вид на Райявр в сторону истока реки Раййок. 
Раййок мы пересекали, двигаясь от базового лагеря в сторону цирка.



Спуск занимает около получаса, особенность местного горного рельефа - большое количество скальных ступеней, которые мешают объективной оценке сложности спуска. Но на которые практически не обращаешь внимания, поднимаясь вверх: с площадки ступени хорошо заметны возможные пути подъема. При этом совершенно не ясны возможности спуска. 
Купаемся в озере, несколько минут отдыхаем и собираемся назад. Солнце начинает опускаться ближе к горизонту, ощутимо холодает. Выходит на промыслы комарьё и мошка.



Как бы было здорово понырять на Райявре с аквалангом или даже без. Очень интересна глубина и фауна водоема, прозрачность метров 6.  Обязательно реализуем. К тому же, судя по незапланированным временным затратам, мы не успеваем на другие две точки. Даже на ущелье Ферсмана не хватает времени.





Прощаемся с Райявром. Ёще раз жалею о том, что фотографии с этих мест у нас "отчетные" без возможной художественности. 
Приложу пару карточек с озера, сделанные качественной техникой.



Автор yuri-off



Автор Olegus P.
Обратный путь оказывает куда сложнее, чем мы планировали и ожидали. Погода ухудшается. Никак не можем найти оставленную технику. Идем на точку зафиксированную в GPS, а мототехники все не видно. Разделяемся и двигаемся вдоль по ступеням Энгпорр, между нами метров 200. Тактика приносит свои результаты- через некоторое время мы видим на одной из ступеней цветные пятна. Между нами несколько ступеней, и этого оказалось достаточным, что бы зафиксированная с некоторой погрешностьюб точка в навигаторе оказалась бесполезной и не привела нас к нашей импровизированной стоянке. Начинает дуть ветер. Солнце скрылось за облаками. Пытаемся организовать плановый сеанс радиосвязи, примерно в это время мы договорились с базой, что она выйдет в эфир с усилителем. Глухо. Зато на телефоне Тация одна "палочка" приёма. Кое-как удается сообщить лагерю, что с нами все в порядке и мы выдвигаемся назад. Палочка пропадает с пришедшей тучей. 
С горы Суолуайв начинает спускаться туман, его тянет в нашу сторону. Существует серьезная угроза застрять на Энгпорр без пресной воды и пищи на длительное время. Спустить в тумане технику мы не сможем. Поддавшись этим настроениям, мы допускаем "детскую" ошибку: вместо того, что бы возвращаться по записанному треку, тем же путём, мы спускаемся на ступеньку ниже по короткой прямой. Таким образом, мы сразу теряем 10 метров высоты, на этом преимущества избранной тактики заканчиваются, и начинаются проблемы. 
Практически сразу мы оказываемся на ступени, структура которой препятствует нашему возвращению на  записанный трек. Вверх дороги нет, слева и справа обрывы, выбираем наименее сложны путь и идем по нему, спускаем технику по одной на сцеплении,  страхуем друг друга. Погода ощутимо портится, порывы ветра с дождем и снежной изморосью сменяются тучами комаров, открыть рот и крикнуть что-то товарищам невозможно - рот сразу забивается летучими кровососами. Как только останавливаемся передохнуть, сразу начинает тянуть туман с Суолулайв, как специально! Проскальзывают в голове все эти таинственно-мистические истории, может зря мы потревожили сейд и духов озера Райявр? Уже не фотографируем. Сил на это нет, и туман подгоняет. Сделали несколько видеозаписей, которые приложены к отчету, в одной из них зафиксированы некоторые моменты спуска техники. Скажу лишь, что иногда приходилось съезжать (или падать) с практически отвесных уступов.



Весь спуск осуществляется на тормозах, в один из моментов Таций совершает сальто-морталле, сверху его накрывает квадроциклом. Серьезность момента даже не успел сразу осознать, все произошло очень медленно, но достаточно для того что бы Таций некоторое время не подавал признаков жизни. Вытаскиваем с Петром друга из под квадра, у него сильное рассечение ладони и повреждения голени. Продезинфецировали и наложили бинты. Этот момент здорово выбил из колеи, но мы стали внимательнее и осторожнее. 
Постоянно чувствуем опасность попасть на ступень с отвесом такой высоты, который мы не сможем преодолеть. В этом случае придется спускать технику на веревках и лебедке. Моросящий дождь и продувающий ветер забирают остатки сил. В виндстоппере с капюшоном находиться невозможно, сразу начинаешь потеть, а без - закусывают комары и продувает ветер. Так и приходится застегивать-расстегиваться каждые 5 минут. Начинает идти мелкий снежок. Лето в Заполярье хоть и короткое, но малоснежное -нам просто "повезло". Выходим на ледник. Едим снег и пополняем запасы воды в организме из ручья. Чуть выше от места пополнения запасов нахожу чей-то скальп. Прямо в том же ручье, вода из которого нам показалась удивительно вкусной. Настоялась на скальпе. Апперетив ё-моё. Похоже, тоже чье-то жертвоприношение, других логичных объяснений найти не могу. Скальп или оленя или Йети. Надеюсь, что первого.
Завидую весу спортивного квадроцикла Тация. С другой стороны, постигаю азы каменного триала. Не "Экстрим геймс" конечно, но теперь я представляю как осуществляется спуск на подобной технике по таким каменистым ступеням. Спуск осуществляется в несколько этапов:
  • после предварительного осмотра, выбирается наиболее простой траверс с наименьшим перепадом высот
  • выбранный путь осматривается более внимательно, и мысленно разделяется на несколько участков
  • между участками определяются точки, где будет осуществлена более-менее безопасная остановка
  • на участке до первой остановки внимательно осматриваются все ключевые препятствия по которым будет осуществляться движение, определяется четкая траектория на отдельно взятом участке
  • по возможности убирается мусор, и все те обломки камней, которые могут помешать движению
  • преодолевая участки, идем по пути наименьшего перепада высот, но нужно что бы он обязательно был, иначе можно упереться непреодолимый по высоте и структуре перепад
  • нужно убедиться в устойчивости следующей на пути "ступени"
  • начав движение, стараемся плавно переносить свой вес и вес квадроцикла на передние колеса, двигаемся практически без газа, пользуемся только сцеплением или тормозом и пониженной передачей в случае вариатора
  • в нашем случае часто попадались участки, где между двумя плитами был перепад не только по высоте (от десяти сантиметров, до полуметра), но и нижерасположеная плита находилась на некотором расстоянии, часто до полуметра. Такие препятствия преодолевал с газом, предварительно оцениваем возможность затормозить (все осуществляется на полном приводе). Набираемся смелости, переносим вес корпуса назад и даем газ. Если все идет как нужно, передние колеса пролетают разрыв и останавливаются на нижестоящей плите. Задняя часть квадроцикла либо остается на предыдущей плите, либо слетает в провал между двумя плитами. Его подтягиваем передним мостом. В таких случаях очень полезна блокировка межосевого дифференциала. 
  • при совершении всех процедур нужно внимательно следить за поверхностью камней. В нашем случае плиты были мокрые, часто колеса при торможении срывались в юз. 
  • при спуске нужно обязательно планировать своё движение на шаг вперед. 
  • не стоит геройствовать и прыгать всей плоскостью квадроцикла, в лучшем случае пробьет аммортизаторы, в худшем - что-то просто пойдет "не так": может рассыпаться плоскость на которую осуществляется прыжок, сорвать в юз колеса и т.п. я пробовал :)
  • можно иногда пользоваться защитой днища и повисать на ней на острых скальных обломках, перенося квадроцикл вниз "в раскачку", процедура осуществляется без газа, или на малом газу, только для того что бы при обратной амплитуде раскачки у задних колес была возможность подтолкнуть технику вперед. Если увлечься газом - передние колеса в момент сцепления с грунтом могут дернуть технику вперед и выбить из седла
  • хорошо, если есть возможность при спуске упереть передние колеса и там самым зафиксировать квадроцикл на площадке
  • иногда может здорово помочь капроновый трос в качестве страховки
  • шины для подобного спуска лучше сдуть до 0,5 атмосферы и ниже, увеличив пятно контакта с грунтом
  • во время спуска я всегда был готов спрыгнуть с квадроцикла - жизнь дороже. 
  • если бы не друзья, спуститься без серьёзных повреждений себя и техники я вряд ли смог бы. Не стоит пренебрегать помощью. 
Тем временем Петр на мотоцикле многие препятствия проходит сходу. Хотя и в этом случае, лучше учитывать вышеуказанные рекомендации.

Нет ни единой минуты, что бы что-то не мешало нашему продвижению, то отвесная стенка, то снежник, ветер сменяется дождем, дождь - снегом, снег - комарами, предательски ползет туман. Не покидает ощущение приобщения к восточной культуре: столько насекомых не всякий китаец в день съедает. Тем более внепланово, просто разговаривая. Тормоза становятся все мягче и вскоре пропадают - перебит правый передний тормозной шланг. Жидкость почти ушла. Спуск становится еще более рискованным, приходится постоянно упирать переднее колеса в скальные обломки, и быть готовым спрыгнуть с квадроцикла, когда он-таки сорвется в самостоятельный фрирайд. Через два-три часа спуска мы выходим в тундровую зону, мысленно благодарим местных духов, что дали унести ноги. 
Как в последствии оказалось, не мы одни совершали подобные ошибки при спуске. ССЫЛКА

Несмотря на отвратительную погоду, настроение заметно улучшилось. Пожали друг другу руку и поздравили с успешным спуском с Энгпорр. Ломим по тундряку заветные 40 км в час, вариатор позволяет идти на подобной скорости даже без тормозов, осуществляя довольно эффективное торможение, сбрасывая газ. К тому же стали чувствоваться какие-то остатки тормозов, сказывается параллельность квадроцикла плоскости Земли. Входим в лесотундру и ветер с дождём отступают, где вдали от горизонта отрекошетило солнышко. Полярный день дарит нам приятный обратный путь, через броды и болота со свежими медвежьими следами. Пара тощих зайцев некоторое время эскортируют нас на подъезде к лагерю. 
Райявр взят.

Далее ЧАСТЬ 3

Экспедиция Эндуротур "Мурман 2010".
2010 (С) Заюнчковский Олег (Сол)

авто/мототуризм, Россия, отчёты / фотоотчёты

Previous post Next post
Up