Мне просто повезло. Я случайно в поезде познакомился с интересным человеком, который оказался главным инженером "Арктикнефти" - Михаилом Павловичем Бабкиным. Вот он в бильярд рубится.))
Когда он меня спросил: "Писатель, полетишь на Колгуев? У меня комиссия туда полетит - могу взять..." - я не мог отказаться. Сдал документы, получил фсб-шный пропуск в погранзону. И поехал в Мурманск - на базу нефтяников можно долететь только из него. Перед днём вылета в Мурманске был буран и ничего видно не было. Умудрился лишь сфотографировать башню "Морского архива"
и памятник морякам, погибшим в мирное время - он сделан из рубки "Курска", поднятой с места трагедии.
На следующий день буран стих, и с утра мы были в аэропорту.
Где нас ждал самолёт на Песчанку - так называется аэропорт нефтяников на Колгуеве.
Снег валил, как из ведра, но лететь было очень надо... Потому Песчанка передавала, что погода у них - просто загляденье. Поверив диспетчерам Песчанки, нас выпустили. Думаю, что ситуация это штатная для Севера. Все всё понимают: раз надо - значит надо. Внизу - Кольский, курс - северо-восток.
Три часа сорок минут - и мы высадились в Песчанке. Надо сказать, что на самом деле ветер был метров 16 в секунду. Самолёт при посадке так долбануло и подпрыгнуло, что... всё обошлось чудесно. Огромнейшее человеческое спасибо экипажу - мастера отменные.
На самом деле - аэропорт Песчанка - это несколько балков, стоящих на северном берегу острова, буквально в полукилометре от моря. Пустота и шум прибоя в темноте.
Фотографии "дружеского ужина" выкладывать не буду - нефтяники пить умеют, я тоже.)) Прогулялся по посёлку нефтяников, насколько это удалось в буран - он же не прекращался на самом деле.)) Вот парочка фото, сделанных буквально одна за другой. Извиняюсь за резкость - ужин, видимо, повлиял.))
Надо сказать, что нефть для России добывается уникальнейшая - это лёгкая нефть. Единственное месторождение лёгкой нефти в нашей стране. Добывают её немного - буквально 80-90 тысяч тонн в год. Пока добыча падает, но дело за вводом новых скважин. А нефти там более чем предостаточно... Информация не секретная, потому - карта разведанных месторождений:
На следующее утро умудрился сбегать до факела - так сбрасывают лишний газ после переработки нефти в дизель.
Быт нефтяников не мудрящий. Небольшие "каюты" на одного-двух человек. А смена-то длится 52 дня... А дневная смена - 12 часов. И выходных, естественно, нет... И отмечают они эти дни, как перед дембелем...
В столовой более чем прилично кормят. На цены обращать внимание не стоит - эти символические суммы вычитаются из зарплаты.
После завтрака прыгнули в вахтовки, и помчались...
Остров Когуев - это большой плоский блин, лежащий в Баренцевом море, по пути на Новую Землю. Гор на нём нет, максимальные высоты - до 80 метров. И по этой снежной пустыне тянутся нитки трубопроводов - нефть идёт...
Нефть скапливается в специальных цистернах. Если не ошибаюсь - это 10-тысячники.
Здесь же, на Колгуеве, находится самая северная часовня - была построена под руководством Михаила Павловича, а освящал её священник, прилетевший с Соловков.
Эта база находится фактически на берегу моря. У моря лежат плавсредства нефтяников, которые спускают на воду, если нужно доставить людей на судно, приходящее за нефтью. Или просто выйти в море.
Но только в нормальную погоду. В день, когда мы там были буран уже закончился, но шёл накат - остатки прошедшего шторма. Накатик, судя по всему, был очень небольшим - так, волнишка.)) Но даже мне, привычному ходить в шторма на лодке, не хотелось бы оказаться в этих валах - океан, всё-таки.
Слайд-шоу "Накат с Ледовитого" На следующий день - самолёт - и вперёд. На материк.
Побывать, фактически, так нигде и не смог - комиссия.) Ни тебе буровых, ни стад оленей, ни песцов с лисами...
Если выйдет - ещё слетаю. Если пустят.))