Осударева Дорога 2006. Часть 2: Петровский Ям, Сумской Ям, Нюхча

Apr 25, 2012 09:58



Автор: СкиталецЪ
Фото: СкиталецЪ




А это уже Петровский Ям. Увы, тяжесть СУ не позволило делать фотки.
Итак. Дорога действительно сложновата. Для стандарта это вообще на пределе. Поскольку к сложному рельефу (камни, колея) добавилось очень много воды. Сначала дорожка идет по умеренно плохой широкой просеке. Потом чуть-чуть каменного триала, немного болота, остатки гати (может быть и Петровской) и поворот налево к деревне через 500 метров абсолютно заваленной просеки. На прохождение три часа.



Зато когда мы туда пятью машинками добрались....
Ведь не спроста по Осударевой дороге так мало информации. Только факт - она была и была вот тут. Это ведь сектетная военная операция. Но по крупицам можно восстановить ее траекторию. И одним из несомненных пунктов где она проходила был Петровский Ям. Это можно считать доказанным. Хотя настоящий Петровский Ям в километре от нынешнего и под водой искуственного Выгозера.

Финский крест в Петровском Яме около одноименного кешерского тайника.
Спасибо нашим "финским" друзьям. Алексей и Аня прислали перевод. Итак, надпись на кресте:
"Разведывательный отряд дальнего действия Илмари Хуонка(имя командира, под командованием которого..):" дальше перечисление имен" пал смертью храбрых в Петровском Яме.
12.2.1942". Возможно это место захоронения, возможно просто памятный знак, хотя я склоняюсь к первому варианту.



На красивейшем полуострове остатки пристаней.
Это скоре всего бывшая лесобиржа. Где собирали в плоты сплавлявшийся по Выгу лес. Сейчас это просто заброшенная деревня. Но дух истории витает над эти местом. И ночевку здесь планировать считаю просто необходимым.



Уже совсем стемнело, когда мы подняли тост за достижение Петровского Яма.
Это место вдвойне выигрывает в свете труднодостижимости места. Основная наша экспедиция сюда не поехала. Что опять же совсем непонятно. Запускать Осудареву дорогу и не посетить Петровский Ям??? Сложно. Но если включить голову и выключить лабораторию, то повторюсь доезжают стандарты. Даже в дождливую октябрьскую погоду. Тем более там теперь новая просека. :-)



Обратная дорога была еще более веселой.
На всех у нас осталось две лебедки, вернее полторы, моя гидравлика по скорости соперничает с поднятием Колького полуострова и за полноценную лебеду считаться может только в Эстонии (без обид). Зато как мы там наколбасились в собственной колее. Полночь. Холодно и мокро. Тащим на себе фрегаты на север.



Уж какое количество раз Немодный разворачивался и приезжал на помощь колоне??!!
И под конец, когда уже вышли на тракт, который идет в Валдай, экипаж Ровера выворачивает себе передний мост о бульник, гнется ресора, колесо упирается в крыло и ехать нехочет. Ночь, дождь, фигурное выпиливание бензопилой замечательской деревянной рессоры и Ровер в строю. Пожалуй, надо всерьез заняться деревянным творчеством.



На следующий день Бодрый и отдохнувший лагерь в Вожмогоре сверяет карты.
Покорители Петровского Яма прибыли в лагерь когда было уже два часа ночи. Потому утро для нас было хмурым. Колона опять делится и идет каждый в своем режиме до точки обеда. Сломавшуюся ресору чинят местные кузнецы. Чинят быстро и с энтузиазмом, но через сутки она принимает прежнюю форму, Хотя езде это уже не мешает.



Идем на Сумской Ям.
На карте это место обозначено как Павлова и обнадеживает, что здесь "глубже 2 м"



Творчество лесорубов.
Истосковавшиеся по женскому полу лесорубы выстругали себе подругу. Я назвал ее Буратинелой.
63.41,301 35.33,569 - это ее адрес.



Вот еще одна знаковая точка Осударевой дороги - Сумской Ям.
Тоже документально подтвержденное место через которое проходила дорога. Дороги здесь проходимы всеми видами транспорта. Все очень просто и незапоминается. Лес как лес.



Пока ждем организаторов и остатки колоны приходит мысль "а не порыбачить-ли?!"
Оргов с обедом мы так и не дождались. Покормились геоконсервами и геочаем.



Телевидение за работой.
Есть такая забава в дальних уголках родины. Мосты палить. Делают это очень активно и охотно. Цели разные (и ограничение доступа чужих и хулиганство), но результат всегда один и тот же - умирание транспортной магистрали и как следствие вымирание окрестных сел и деревень. Уроды!!!



Вышка слепленая из березовых стволов. Стоит в вершине тупого угла дороги.
Наверху оборудовано место для отдыха - типа скамейка. Из крытия видно дорогу в оба направления на километр. Чего это за фигня???? Разведка???



После обеда мы решили опять разделиться.
Самые стойкие пошли по треку Фернандо и ничуть не пожалели. После двух в меру разбитых гатей выскочили на удивительной красоты пейзажности гору. 63.44,750 35.35,795 Это гряда Серьгозерская Сюрьга. Самое западное начало загадочного Ветренного Пояса. Увы, об этом я узнал чуть позже. А пока мы едем прямо по гряде на юго-восток.



Песчаные холмы достаточной крутизны, сосны, а вдали Пулозеро.
Жаль экспедиция почти в полном составе этой красоты не увидела. :-(



А дальше были старые прямые как стрела дороги, уходящие под темную воду.
Иногда полоса воды тянулась метров на триста. Глубину не определить никак. Идем весело и быстро. Выше бампера не было ни разу, но вид болот вдоль дороги того стоил. Бобры видать.. ;-))



Итого 500. :-)
Кто не понял - смотрите на номера....



"А зверь весь на Дальний кордон ушел".....



И вот мы проехали Виранозеро и встали лагерем на берегу речушки Руйга.
Почти финиш. Нам осталось три километра вдоль речки по совсем заброшенной дороге до устья Руйги, где на карте обозначена нежилая деревня с одноименным названием и пару километров вдоль Белого моря к мысу Вардия. И начинать надо с постройки моста через ручей. В прошлом году орги здесь ходили вброд. И воды было по колено. Сейчас воды чуть по пояс и вброд мы не пойдем.



Костя Кушнир связывает ремнем МОСТ и вбивает последнюю скобу.
Все мост готов. Но опять вмешалась непонятность и на Белое море иду я на Эльке, Немодный на УАЗке 33 военный и шишка в роли прикрытия. Все остальные ушли пешком. Мы же бьемся по настоящему. Как во времна Осударевой дороги тащим фрегаты по волоку. :-) Бессмысленно??!! Зато исторически правильно.



Проводка Немодного по МОСТУ. Я буду с большой буквы это называть мостом ладно?!! :-)
МОСТ выдердаж. Ура. Не зря я фоткал мост через Выг!!! :-)



Для шишки брод - это то место, где хочет проехать ее водитель!!
Глупо было бы посылать это изделие на свежий мост... Вот и не послали. А поехали рядышком. На фотке все в статике, однако по "смазанному" фотокорресподенту на переднем плане должно быть понятно, что там была реальная динамика.



После моста 300 метров и первые три неглубоких ручья. Это третий.
На вид совсем не страшно, но, видимо, раньше тут был мостик. Немодный во что-то уперся и своим ходом выезжать никак не захотел. Лебедимся. Потихоньку из говен выезжает на берег УАЗка, но не одна. Вдоль всей машины справа под рамой вместе с ней выезжает бревно размером с колесо. И когда тандем уже почти на берегу из говешек появляется собственно сам мост. Это конструкция в полуазика. И тоже тянется за УАЗкой. :-)



Потом дорога идет вдоль болота. Ну дороги пожалуй и нет. Болото.
Сдулись до 0.8. Очередной бывший мост. Глубина совсем неопределяемая. Немодный разбортировал переднее колесо. Оператор Дима что бы эфектнее снять процесс, три раза пытался получить хай джеком сначала по голове, потом по камере, когда УАЗик соскальзывал с джека и полуторатонной массой заваливался прямо на Диму.



И вот мы на поляне - это бывшая деревня Руйга.
Радости нет предела. Мы почти у цели. Нам навстречу попались наши экспедиционеры. Шли обратно. Море видели. Позади осталась поездка через редкие деревья по поверхности болота, усаживание шишки в нем, и еффектный выпрыг УАЗика из травы на высоту около метра - это был незаметный камень такой же высоты. Оператор ни одним жестом мне не показал, что там засада - ждал второго эффектного кадра. Не дождался.



Еще немного и вот мы в устье Руйги.
Неземные пейзажи. Достойные той колбасни, что мы там изображали. Мы действительно сделали это. Мы на Белом море. Хотя и не на Вардии, но уже на Белом море. И от этого в душе какофония чувств.



Фаза отлива. Причем еще два часа как вода будет уходить.



Четко видно линию прилива. Метра два не меньше.
Здесь ощущаешь всю мощь этого природного явления. На пологих отмелях просто вода уходит вдаль и все. Здесь же можно потрогать руками.



Не смог отказать себе в удовольствии. Кешинг на Руйге в Белом море.
В колесиках воздуха совсем мало.



Местные жители.
Это рыбаки, которые живут в Вирандозере, а сюда попадают исключительно на лодках. Когда наши пешеходы в аръергарде спросили о возможности доезда сюда на машине они округлили глаза "да вы что...какие машины...здесь и трактора-то не ходят...только лодки". И вдруг ломая деревья на поляну выскакивает УАЗик, потом Элька, и как финиш монстрячая шишка. Все. Занавес. "Наши приехали" - скромно сказали пешеры и пошли обратно.



Эффект Nuts.
Купил я себе в дорогу коробку Nuts. А на коробке написано "Заряжай мозги". Так вот авторитетно заявляю - не заряжаются, даже я бы сказал наоборот - идет разряд. Активный и если не остановить, то полный. Сначала я очень долго искал траекторию, когда нашел, то изобразил вот так. Потом разбортировал оба колеса справа, потом очень долго искал ключ от машины, который держал в руке, потом еще очень долго тупил. Спасла только лошадиная доза настойки...



А ведь нормальная дорога чуть рядом.



Попытка проехать вдоль берега по траве к триангуляту окончилась удачей - сидим.
Хотя к знаку ведут отчетливые следы квадриков, веса УАЗика грунт не выдерживает. Под ногами странный грунт. Вроде бы твердо, но через минуту в твоем следу образуется лужа. А через две - большая лужа.



Это не фотомонтаж. Это действительно штурман шишки. А зовут ее Елена.
Что бы не утопить еще и шишку, длинным тросом выдергиваем УАЗика из засады.



Сначала все было хорошо. Лебедка крутилась. Трос наматывался...
Потом пришел мавр.



Вот триангулят видно, но не доехать.
Прибрежное болото с нежно голубой грязью. А как она замечательско чавкает...



А вот и Белое море. Самая фаза отлива.



Я в отливе, Немодный в отливе, а справа видите фары - это шишка.
Где вытащил УАЗика - там и остался. "Не ходите ночью по болотам"



Не смотря на мольбы Дена - вытащить его из болота, отказаться от такого мы не смогли.
Фотосессия длилась вечность, до темна. А в это время шишка погружалась в пучину.



Вода уходящая с приливом образует на дне свою маленькую речку.
Ходить по самой глине сложно - засасывает по колено и отпскает только без сапога. А вот по этому минируслу ходить можно достаточно уверенно.



А это р. Руйга. Уходит в море и получается речка в речке.
В отливной отмели новое русло. В том месте где я сечас стою, через шесть часов будет два метра воды.



Мавр сделал свое дело....
Это Ден. Шишка усадилась в болоте окончательно. Двигаться не хочет. Досуг обеспечен на всю ночь. Спасибо тебе Денис....



И на радостях ушел с штурманом в море..



.....ля начинается. :-)
Попытка залебедиться за связку УАЗика и Эльки окончилась полной победой лебедки. УАЗик и Элько замечательно были притянуты к застрявшей шишке. Как апофеоз - лебедка наматывается на барабан с одного края и соскакивает. Клинит сама себя. Все. Финиш. Лес метрах в пятистах. Одна бутылка коньяка.



Очень знатная и символическая футболка.
Ночь, улица, фонарь.



Победа разума над фанатизмом.
Кстати, у Дена на футболке еще одно изречение "Без фанатизма".
А с каким чавкающим победным звуком мост вылез из болота!!!!!



.....ля продолжается. :-)
Теперь слегка перекусить геокашей и геотушенкой. В роли ложек - крышки от банок тушенки.
И ту же самую операцию с задней частью шишки.



Данила - очень спокойный человек.
Второй раз вытаскивать шишку за одну ночь из другого болота. Да нефиг делать...



Это тоже в болоте. Попытка в четыре утра реанимировать лебедку.
Поскольку шишка опять сидит - в третий раз. Но рядом уже есть деревья.



Нюхча. Очень и очень красивая поморская деревушка.
Куда опять же большая часть экспедиции ехать отказалась... :-(



Какой интернет, какие нефтедолары??!! Вы о чем??
Нюхча. Рыбак с собакой в лодке.



По середине реки остров. На нем пяток домов.



И вот ради такой картины я проехал три тысячи километров.
Спал в холодной палатке. Мерз в болоте. Делал те вещи, которые в обычной жизни не будешь делать никогда. И имя ему - экспедиция.



Осударева дорога пройдена.
В другом направлении, не благодаря, а вопреки. Будем политкорректны.
Это было.



И в благодарность при возвращении легкая радуга где-то на границе Карелии и Вологодчины.



ТАМ. В России, фотоотчет, экспедиция, респ. Карелия

Previous post Next post
Up