Осударева Дорога 2006. Часть 1: Пигматка-Ворожгора

Apr 24, 2012 11:48



Автор: СкиталецЪ
Фото: СкиталецЪ
Осударева дорога - мистическая военная операция по переброске войск и флота от Белого моря к Ладоге. Предопределила победу России в Северной войне и обеспечило выход в Балтику и Европу. И если все слышали о "окне в Европу", то Осударева дорога это как раз инструмент которым Петр 1 прорубал это окно. 260 километров по болотам и лесам за рекордные 8 дней.




И первый исторический пункт на нашем пути - небольшая деревушка Пигматка. На генштабе снизу в скобках (нежил). Банально и просто. Однако совсем рядом Выгореция. И Пигматка ее часть.



Пристань Выгореции. Ее так сказать лицо. Форпост.
А сама Выгореция это куст деревень вдоль берегов Выга. Ныне практически брошенных и еле живых поселков лесорубов. А ведь триста лет назад это был центр культуры староверов Заонежья. И слава о Выгореции распространялась далеко за ее пределы. А ее культура и ремесла до сих пор считаются одними знаковых событий для развития духовности Руси.



Сейчас в Пигматке остались следы двух пристаней. И следы достаточно уверенные.
Это было оживленной место торговли. Корабли привозили: "муку, пшено, соль и керосин туда; рыбу, лес, чугун, железо и сталь - из него." Местные жители с удивлением узнали, что дачи у них, оказывается, на исторической земле. "Мы думали это с войны, а вообще мы тут у себя в огороде нашли монету без номинала и монету с Екатериной. Так вот как все есть."



Отлично видно строение пристани.
На дно укладывались толстые бревна, которые скреплялись поперечинами. И вся эта конструкция заваливалась валунами. Точно идентифицировать сколько этой пристани лет, могут только специалисты. Я же просто кешер, значит для меня этой пристани как минимум 300 лет.



Свидетель, хотя и достаточно современный, былого величия Пигматки.
Есть еще пару домов. Но этот самый большой. Судя по всему бросили их лет 20-30 назад. Сейчас вдоль берега расположились достаточно активно обитаемые дачные участки. Жители Медвежьегорска и окрестных городов приезжают сюда на лето. Правда, этой зимой я пытался проехать к берегу по достаточно свежему следу. Не пробрался, но это значит, что и зимой места обитаемы.



За десятилетия бухта несколько раз меняла свои очертания.
Нынешняя набережная как минимум метров на десять дальше от берега. Замывается постепенно бывший торговый порт. Обмельчал. Сложно представит, что там где сейчас лодка лежит на днище раньше спокойно могли стоять торговые суда.



Это раньше было уютной церквушкой на окраине Тихвиного Бора.
Название у села весьма романтическое. Хотя какая там сейчас романтика??!! Стоит, потихоньку доживает свой век. Вместе с храмом умирает и село.



Дерево не выдерживает.
Через прорехи в деревянной кровле осадки попадают на вековые опоры и балки. Купол держится буквально на честном слове. Ходить внутри опасно.



Молодые деревья пытаются скрыть от глаз следы человеческого преступления.
Вокруг церквушки остатки подсобного хозяйства, изгородь, подвал, даже замшелая лестница прислонена к древней березе.



Церковь сложена на фундаменте из валунов.
Впрочем на таком фундаменте строят здесь и до сих пор. Обратите внимание на тщательность с которой валуны сложены в правильную кладку.



Данилово. То что осталось от церкви.
Вот такие "церкви" встречаешь достаточно часто в северных деревнях. Все достойное вывезено в Кижи. А недостойное сгинуло в лихолетье.



Данилово. Простецкая руская северная деревушка.
Но история у этого места - достойна изучения в школе. Это сердце республики Выгореция. Здесь на берегу Выга во времена иконоберчества нашли свой приют староверы и основали здесь Даниловский монастырь.



На склоне холма, на котором установлен крест, много старых деревянных столбов.
Вкопаны на равном расстоянии и выглядят достаточно крепко. Видимо, это остатки ограды монастыря.



Вот он центр Выгореции.
Крест на месте нахождения Даниловского монастыря. Уж давно нет никаких монастырских построек, а имя живет. И название современной деревни - Данилово.



Присмотритесь внимательнее, то что под корытом - не просто дерево.



то не что иное как остатки ограды монастырских территорий.
Очень, кстати, похоже на старую плотину. Пусть будет остатками ограды. Но что несомненно, то что этому строению не меньше 300 лет.



Теперь наш путь лежит вниз по Выгу.
Буквально через семь километров от Данилова крутой правый поворот и "неожиданный" мост. Гигантское сооружение длиной 150 метров. Таких деревянных мостов я еще не встречал.



Справой стороны от моста остатки старого строения.



Все-таки для одиноких путешественников тренога клевая штука.
Перед мостом стоит облезлый простреленный знак, который не советует ехать по мосту грузовому транспорту - "мост в аварийном состоянии". Эх. Душа тут в аварийном состоянии.



Очень долго я тут ждал всю экспедицию.
Официальное начало было в Петрозаводске. Я же решил срезать через Пудож и встречаться уже здесь. Как оказалось, правильно сделал. Экспедиция по ряду причин не посетила Пигматку и уж совсем преступно не заехали в Данилово! :-(
Но я то там был.



Пока ждал, изучил вдоль и поперек, как надо строить мосты.
Опыт пригодился. :-) Через два дня.



Четыре внушительных ледолома.
Тоже весьма занятной конструкции. А сверху вообще рельс прикручен.



Дальше по Выгу до Шелтопорога и там ночевка.
Вся экспедиция, наконец, в сборе. Естественно, алкоголизация почти до утра. Знакомство. И утром :-), в путь. До Шелтопорога дорога просто обычная грунтовка. А в самой деревушке один дом и явно обитаемый в роли дачи. Доезд на недоприводе.



Началось. Телевидение занято своим делом.
Орги спускают на воду две мотошлюпки. Они пойдут водным путем, мы же по древней дороги вдоль Выга на Тайгиницы. Бывший лесопункт по приему древесины с местных лесозаготовок.



Леонид Миндель (Немодный) дает вводную всем кто может и хочет слышать.
А о чем уж и не помню. :-)



Сергей Груздев. Клуб 4х4.
Какая-то скрытая улыбка, даже и не знаю о чем молчит... ;-)



ARB - нервно курит. Это наше советское ноу-хау. Деревянный бампер для шишки.
Посмотрите какое удачное инженерное решение. Как органично вписывается в экстерьер. Удивительно ремонтнопригодно. Набрало пять балов в тесте Еврокапа при наезде на пешехода. Поскольку пешеходу никто не поверит, что его задавил деревянный 66, то и производителям нет смысла заморачиваться с омологацией и сертификацией.



Это устройство носит загадочное название "лаборатория".
Употребляется обычно в словосочетании с "ну что, пошли в лабораторию".
Употребляется достаточно часто, но не в ущерб скорости передвижения. Поскольку после посещения лаборатории скорость прохождения СУ многократно увеличивается, несмотря на отрывающиеся защиты, гнутые рессоры и броды.
Бампер от Л200, но не мой.



Это святая-святых лаборатории.
Доступ сюда только привилегированным членам. Коими являются все, кто едет в экспедиции и изредка появляется в лаборатории.



Дорога от Шелтопорога до Тайгиниц абсолютно проста и проходима в любую погоду.
Очень красивые осенние пейзажи. И все это вдоль берега Выга. Здесь на каждой полянке стояли "вольные" скиты Даниловского монастыря. Здесь жили по свободному укаладу, без строгих монастырских правил. Ловили рыбу, вели домашнее хозяйство. Сейчас тут НИКОГО.



Каждый мост, каждый ручей - объект для фотоохоты.
На второй день эти красоты будут пролетаться мимо сходу. А пока везде фотосессии.



После Тайгиниц дорога кончается и начинается обычная полевая лесная направлениЯ.
Огромное количество грибов, усложнившиеся дорожные условия и часто посещаемая лаборатория приводит к катастрофическому снижению скорости прохождения.



Первое серьезное испытание. Немножко какашек и довольно глубокий брод.
Я думаю, что всех менеджеров тойоты надо нах увольнять. Кто тут позиционировал 120 Прадо как паркетный вседорожник??? А??? Хотя хозяин был готов поубивать оргов за такое испытание. А что его ждет впереди???



Это совсем недалеко за Тайгиницами.
И почти не страшно, когда смотришь как ее проходят другие. Даже интересно.



Это другая крайность. Боевая мужская восьмидесятка в понтовом нержавеющем обвесе.
Совсем неудивительно, что для такого автомобиля это легкая прогулка.



С виду жутко страшное болото. Однако внизу старая твердая гать.
Оператор в восторге. Какушки разлетаются в правильных направлениях и количествах. Лаборатория продолжает свою работу. Да она вообще не закрывалась... :-)



Одна голова хорошо, а две лучше!



Ну что такое, и этого мост выдержал!!!!
Дорога совсем попортилась. Теперь это просто колея. Без серьезных засад и препядствий. Мостики через ручьи. Колея. Много воды. Лепота.



С виду довольно-таки непреятсвенно, но все проходится очень и очень легко.
Грибами к тому моменту заполнены все сумки, рюкзаки и кастрюли. Они растут повсюду. Иногда не надо выходить из руля в буквальном смысле. Жаль, что прошли первые заморозки и большую часть придется выбросить.



Про этот памятник читаешь в каждом отчете ходивших по этому маршруту.
Если подумать, ведь был у кого-то на балансе. Потом ехал, ехал, да и помер в лесу. А чинить некому и незачем. Новый советское правительство пришлет. Так он и стоит тут - обелиском пропавшего величия.



Зато я теперь знаю, за что дергать и куда нажимать..



Ворожгора. Предпоследняя деревня по Выгу. Давно нежилая. Хотя поле выкошено, но жилых домов не осталось ни одного.
Хвост очень сильно отстает.



Ворожгора.
Если у Вас совсем уж стандартные полноприводы и вам их жаль бить защитой о камни и царапать о деревья, я очень настойчиво рекомендую сделать здесь лагерь и отправиться пешком в Петровский Ям. Если же у Вас боевые машины, а тем более подготовленные, то не раздумывайте - идите ходом на берег Выга.



продолжение в следующей части...

ТАМ. В России, фотоотчет, экспедиция, респ. Карелия

Previous post Next post
Up