Оригинал взят у
isolophey в
Аристотель. Списки добродетелей и пороков В сочинении «Риторика», Аристотель дает следующее определение добродетели:
Добродетель, как кажется, есть возможность приобретать блага и сохранять их, и, вместе с тем, возможность делать благодеяния [другим] во многих важных случаях и всем вообще во всевозможных случаях. Части добродетели составляют справедливость, мужество, благоразумие, щедрость, великодушие, бескорыстие, кротость, рассудительность, мудрость (μέρη δὲ ἀρετῆς δικαιοσύνη͵ ἀνδρεία͵ σωφροσύνη͵ μεγαλοπρέπεια͵ μεγαλοψυχία͵ ἐλευθεριότης͵ φρόνησις͵ σοφία).
[1] Здесь он перечисляет уже девять частей добродетели, из которых шесть совпадают.
Как известно, Аристотель определяет добродетель как нечто «среднее» (μεσοτις) между двумя крайностями, которые обе суть низости. Одна из этих низостей всегда есть слишком многое, другая - слишком малое (ὑπερβόλη и ἐλλείψις). Доказательство этих утверждений дается исключительно в содержательном анализе самих ценностей. Самый известный пример представляет σωφροσύνη; она, по Аристотелю, среднее между необузданностью и бесчувственностью (ἀκολάσια и ἀναισθεσία). Точно так же храбрость - μεσοτης между трусостью и безрассудной отвагой (δειλια и θρασυτης), справедливость - между совершением неправоты и терпением неправоты (αδικειν и αδικεισθαι), ελευτεριοτης (то есть свобода распоряжения деньгами и имуществом) - между мелочностью и расточительностью (ανελευτερια и ασωτι); πραοτης
[2] - между вспыльчивостью и неспособностью к справедливому гневу (οργιλοτης и αοργησια). Подробно эта мысль развивается в «Никомаховой этике» (EN) и «Евдемовой этике» (EE), но и здесь обнаруживается непоследовательность в классификации и перечне добродетелей. Так в EN мы имеем 13 добродетелей и сопутствующих им крайностей, а в EE их 14. Более того, некоторые из перечисленных добродетелей отличаются. Для наглядности составим еще две таблицы.
Таблица № 2. Трехсторонняя система добродетелей и пороков
по «Никомаховой этике» (EN, 1107a26-1108b6):
Связанное с…/
В отношении к…
Недостаток
(ἔλλειψις)
Среднее
(μεσότης)
Излишек
(ὑπερβολὴ)
Чувством страха и
уверенности
Трусость
(δειλός)
Мужество
(ἀνδρεία)
Дерзость
(θρασύς)
[3] Удовольствием и
страданием
Бесчувственность
(хладнокровие)
(ἀναίσθητος)
Целомудрие
(воздержание)
(σωφροσύνη)
Распущенность
(потворство своим желаниям)
(ἀκολασία)
К материальным
благам
(давать, или брать в займы, подавать, материально помогать и т.д.)
Жадность,
корыстолюбие,
скряжничество
(ἀνελευθερία)
Щедрость,
бескорыстие
(ἐλευθεριότης)
Расточительность,
мотовство
(ἀσωτία)
Мелочность
(μικροπρέπεια)
Великолепие,
великодушие
(μεγαλοπρέπεια)
[4] Чванство, пошлость
безвкусица,
грубость
(βαναυσία)
Честью и бесчестием, т.е. по отношению к самому себе
Малодушие,
безволие
(μικροψυχία)
Великодушие
(μεγαλοψυχία)
Кичливость,
тщеславие
(χαυνότης)
Нечестолюбие,
низменность
(ἀφιλότιμος)
Уравновешенное
честолюбие
(ἀνώνυμος)
[5] Честолюбие,
амбициозность
(φιλότιμος)
Гневом
Незлобивость,
Вообще отсутствие гнева
(ἀοργησία)
Кротость,
Сдержанность,
Ровность
(πραότητα)
Раздражительность,
вспыльчивость
(ὀργιλότης)
Общением
в словах
и действиях
правдивость
Притворное самоуничижение,
ирония,
лживая скромность
(εἰρωνεία)
Правдивость,
истинность
(ἀλήθεια)
Хвастовство,
заносчивость,
бахвальство
(ἀλαζονεία)
вежливость
Некультурность, неотесанность,
дерзкие шутки
(ἀγροικία)
Остроумная шутка,
остроумие
(εὐτραπελία)
Шутовство
(βωμολοχία)
Сварливость
(δύσερίς)
Дружелюбие
(φιλία)
Угодливость,
заискивание
(ἄρεσκος)
Угрюмость,
капризность
(δύσκολος)
Лесть, льстивость
(κόλαξ)
Чувственными
проявлениями
Бесстыдство
(ἀναίσχυντος)
Скромность,
чувство стыда
(αἰδήμων)
Робость,
застенчивость
(καταπλὴξ)
Злорадство
(ἐπιχαιρεκακία)
Справедливое
негодование
(νέμεσις)
Зависть
(φθονὸς)
[1] Aristoteles. Rethorica, 1366b1-3. Ср.: Ibid. 1362b12.
[2] Под которым, по мнению Гартмана, «по-видимому, следует подразумевать скорее объективное хладнокровие, нежели собственно “кротость”». Гартман, 2002. С. 417.
[3] Т.е. «безрассудная отвага».
[4] Т.е. имеется в виду такое положительное качество человека, когда он делает все со вкусом и не мелочится. Например, устраивая праздник (в свою честь, или др.), устраивает его со всевозможным величием, чтобы доставить радость приглашенным гостям.
[5] Аристотель не имеет такого слова в своем лексиконе, которое бы могло охарактеризовать некую наклонность, находящуюся между честолюбием и нечестолюбием: ἀνώνυμοι δὲ καὶ αἱ διαθέσεις͵ πλὴν ἡ τοῦ φιλοτίμου φιλοτιμία. EN 1107b.30-31.