Позиция имяславцев и позиция сторонников теории икономии,на мой взгляд,исходит из одного и того же: из смешения святыни и таинства. Хотя в выводах имяславцы и икономисты могут расходиться. Начало у них одно,а конец разный. Имяславцы святыню рассматривают как таинства. Отсюда их вера в неотделимость святыни от Бога. А сторонники теории икономии делают такое же отождествление,но только с другой стороны: они понимают таинства как святыню. Отсюда их вера в отделимость таинств (видимой части) от Бога. Чтобы было понятно что я имею ввиду,попробую подробнее объяснить.
полностью
Святыня.
На мой взгляд,святыня отделима от Бога. В широком смысле святыней можно назвать любое творение,потому что дело рук Божьих "добро зело" и благословлено Самим Творцом. В более узком значении святыня - это то,что выделено из творений и из человеческих творений разумным существом для служения Богу и посвящено Богу. Это то,что отделено разумом от всего творения в качестве особенного средства для совместной деятельности разума и Бога. Святыня направлена к Богу. Она как сотовый телефон,который отличается от коробочки тем,что может связать нас с абонентом,с другим разумным существом. Но телефон отделим от абонента,потому что абонент может и не откликнуться на зов. Контакт может и не произойти. Телефон отделим и от обладателя телефона,потому что обладатель может забросить телефон. Если бы святыня была связана с Богом неотделимо,то переплавка священных предметов во времена императора Алексия Комнина ради военных целей была бы кощунством над Самим Богом,равным,например,убиению Иисуса Христа. Но эту неотделимость святыни и Бога Церковь осудила соборно в качестве идолопоклонства. В экстремальных ситуациях можно применить святыню не по назначению,потому что святыня для человека,а не человек для святыни. А если верующий думает,что используя святыню,он уже соединяется с Богом,то человек находится в заблуждении,а в аскезе - в прельщении.
Имя Божье.
Первичная и главная святыня,которая может существовать и без чувственного обозначения (без звуков и букв). По своей природе это человеческое слово,то есть продукт человеческой деятельности с человеческим смыслом. Слово становится именем тогда,когда ему усваивают функцию обозначать такой-то предмет. Имя Божье возникает в результате двух движений,как плод двух последовательных действий:
1. откровения от Бога (так как не мы Ему придумываем те или иные свойства,а Бог нам открывает о них) и
2. отделения,посвящения Богу некоторых человеческих слов и некоторых человеческих имён.
То есть,само это узнавание от Бога о Его свойствах,само это движение Бога к нам является нетварной энергией.
Но материал,взятый Богом и взятый святыми из наших слов для обозначения неименуемых до конца некоторых свойств Божьих - это не нетварная энергия.
Имя Божье - это не само движение Бога к нам,не сами свойства Божьи,а то,что взято из нашего мира для некоторого примерного и условного обозначения этих свойств Божьих. Имена Божьи не выражают адекватно свойства Бога (ипостасные и сущностные),но они достаточны для нас в плане спасения,они наилучши из всего того,что может дать человеческое слово.
Имена Божьи отделимы и от Бога,и от человека. От Бога они отделимы потому,что только являются средством для связи с Богом,а не целью,не самим соединением с Богом,а лишь просьбой о прощении,помиловании,желанием соединиться с Богом. Если молящийся думает,что произнеся имя Божье,он уже соединился с Богом,то он в прелести. Соединения нет,а он думает,что есть,обманывая себя и смеша бесов. Если бы соединение было всегда и непреложно,то не существовало бы таких просьб,как "услышь мя","приклони ухо Твое к молению моему" и т.д.
Почему говорится,что имя Божье,произносим мы его или не произносим,свято само по себе? В каком смысле так говорится? В том смысле,что имена Божьи не нуждаются в специальном освящении,так как они и так очевидным образом соотнесены с обозначаемым. А прочие святыни не столь очевидным образом могут быть соотнесены с обозначаемым. Из всех имён Божьих самым очевидным для обозначения христианского Бога являются тринитарные имена (но даже эти имена по отдельности могут быть и в язычестве),имя "Христос" (но Машиах может быть и в иудаизме) и особенно имя "Иисус". Поэтому если последовательно откладывать в сторону имена Божьи,то останется только имя "Иисус",как самое существенное и центральное.
Икона.
Икона свята по самому своему имени "святая",по самому определению "святая икона",по самому факту своей иконности (=подобия) святому первообразу. Этот момент роднит икону с именем Божьим. Но и как в случае имён Божьих,святость (то есть её выделенность от картин и отнесённость к сакральному) иконы в её очевидной направленности. Мы видим икону Христову и наша мысль направляется ко Христу. Мы вспоминаем Христа. Но по сравнению с именем Божьим (с человеческим словом) икона имеет меньшую очевидность,так как слово более точно и более ярко соотносит с обозначаемым,а образ менее ярко соотносит с тем,кого нам показывает. Икона даже в воображении должна иметь формы того лица,а имя свободно от этого. У имени как бы меньше препятствия,ступени,посредника. Можно сказать,что имя напрямую соотносит,без всяких представлений о форме. Поскольку наше воображение - это сфера,через которую бесы давным давно подчиняют своей воле человека, поэтому в аскезе концентрируются на имени Божьем. В свою очередь икона подчинена иконописному канону Церкви. Нужно как-то выделить из всех образов приемлемый для молитвы образ. Именно поэтому существует чин освящения икон,то есть отделения и благословения тех или иных изображений Церковью,в то время как имя Божье в каком-то специальном дополнительном освящении (отделении) не нуждается. Вот эту разницу не просекли имяславцы,сделав вывод,будто бы имена Божьи (как нематериальные и неосвящаемые) онтологически выше икон.
Как и имена Божьих,святые иконы отделимы от Бога. О соединении с Божественной деятельностью той или иной иконы свидетельствуют чудеса. Поэтому народ Божий и выстраивается в очередь перед чудотворной иконой,в то время как даже у нецерковных людей бывают дома иконы,образы первообразов. Бог желает через некоторые иконы действовать. Происходит соединение деятельности Божьей со святыней. Но во время "покоя" икона только отнесена к Богу,она только направляет наш ум.
Крест.
Эта святыня может быть мысленной,но даже в мыслях она имеет форму перекрещивания двух линий. Но в отличие от имён Божьих,крест не столь очевидным образом соотнесён с распятием Христовым. Этот момент роднит крест с иконой. Ведь не всякое перекрещивание линий - это крест Христов. Поэтому чаще всего крест подписывается,то есть обозначается именем Христовым,тем самым соотносится с Распятым,либо освящается Церковью,торжественно выделяется из всех прочих перекрещиваний линий,которые встречаются и в других религиях,либо и вовсе не имеют религиозного подтекста. Но будучи подобной в этом плане иконе,крест "ниже" и "меньше" иконы Христовой.
Преп.Феодор Студит ставил икону Христову "выше" креста,потому что Христос "больше" креста,потому что крест чтится ради Христа,а не наоборот.
Остальные святыни.
Далее идут святыни,стоящие "ниже",которые выделяются для служения Богу и отделяются от прочих вещей мира сего через святыни вышестоящие. Так,например,миро,елей,вода освящаются через имена Божьи,иконы,кресты. Затем через освящённое миро,елей,воду освящаются храм.престол,человек и т.д.
Таинства.
В море деятельности Божьей и деятельности церковной есть особые островки,выделенные Самим Богом,заповеданные Им к исполнению и имеющие Его непреложное обетование в плане совершения. Таинства неотделимы от Божественной деятельности при определённых условиях исполнения. В этом таинства существенно отличаются от святынь. Если святыни,будучи отделены от мира сего,отделимы и от Бога,то таинства от Бога неотделимы в силу Его заповеди и обетования. Когда крещение совершается так,что сохраняются хотя бы только существенные условия для его совершения,тогда Сам Бог крестит человека через человека (как через промыслительное орудие). И делает Он это один раз. Даже заблуждения (не касающиеся условий выполнения таинства) не приводят к тому,что Бог отделяется от таинства. Кавасила посвятил целые главы этому,чтобы показать откуда у христиан,несмотря на недостоинство,есть уверенность в том,что таинство совершилось. Бог обещал,поэтому Бог делает.
http://ioann22.livejournal.com/106074.html собственно, как и у монофизитов (евтихиан,севириан) и диипостаситов(несториан) есть общая большая посылка (нет природы без ипостаси) и разные меньшие ( Христос - Бог, Христос - человек ) и противоположные выводы (для монофизитов вывод таков: Божественная природа Христа растворила человеческую природу; для диипостаситов - Божество Христа имеет своё лицо, человеческое - своё)