Пример с железом и огнем, иллюстрирующий взаимопроницаемость тел, восходит к стоической доктрине[1]. Стоики этот и ряд других примеров приводили в доказательство своего учения о всецелом смешении тел (в отличие от слияния и составления). Согласно стоикам, смешение (μΐξις, κρᾶσις [κρᾶσις δι᾽ ὃλων[2]]) тел происходит, когда одно тело может принимать определенные качества другого, тем не менее, оставаясь самим собой, в то время как в случае слияния (σύγχυσις) тела утрачивают свою идентичность, образуя новое соединение, а в случае составления (παράθεσις) они лишь соприкасаются внешне. Согласно традиции, о которой свидетельствует Стобей, в плане смешения стоики различали κρᾶσις для жидкостей и μΐξις для твердых тел (смешение-μΐξις как раз и иллюстрировалось стоиками посредством примера железа и огня)[3].
Стоическое учение о смешении, при котором смешивающиеся тела сохраняют свою идентичность, было воспринято и активно использовалось христианскими авторами. В святоотеческой литературе учение о всецелом смешении, иллюстрируемое примером железа и огня, привлекалось, во-первых, в плане прояснения характера взаимообщения и проникновения двух природ Христа[4]; во-вторых, в контексте описания состояния обожения святого, когда божественные качества становятся присущими обоженному человеку; в-третьих, в контексте учения о близости к Богу ангельских сил[5]; и в-четвертых, вслед за античной философской традицией[6], - для описания проникновения души в телесную составляющую человека[7].
В христианской литературе пример железа, пронизываемого огнем, впервые появляется у Оригена, который иллюстрирует им способ соединения Логоса с душой Христа. Согласно Оригену, как железо по своим качествам становится огнем, так и душа Христа находится в Боге: все, что она мыслит и чувствует, есть Бог.
полностью
http://www.bogoslov.ru/text/565368.html