К вопросу о понятиях "личность" и "ипостась" в тринитологии

May 20, 2009 10:41

Понятие личности как раз и позволяет избегать антропоморфизма. Если Бог личность, и человек личность, то отсюда не следует, что Бог - человек. Напротив, тогда-то нами и усматривается разница. Ведь что такое личность? Нет однозначного ответа. Личность - это как у Бога...

Недавно в жж в очередной раз разогрелась дискуссия по поводу имяславия, там всплыл вопрос о личности и, вообще, что как правильно именовать, в частности, что именует Троица.

Я исхожу из следующего. Есть сущность, и есть существование. А сущности вне существования - нет, поскольку нет сверхсуществования. Поэтому «сущность не именуется». Нет Единицы-Монады как только Единицы. Нет. Однако и существование без сущности не бывает. Поэтому о Троице можно строго сказать - есть Бог. Троица и понимается как Троица в Единице и Единица в Троице. А другой не бывает. Стало быть, Троица это имя существующего Бога. И имя каждой Ипостаси тоже имя Бога, по свойствам их.

А вся неразбериха, думаю, из стремления поименовать Монаду, как только Монаду, но существующую. Она происходит из кажимости, что вот это то и есть "настоящий" единый Бог, какая-то особая от ипостасей реальность, а такой нет. Однако есть еще личность Бога.

Итак, что есть?

Есть сущность в трех модусах своего существования, ипостасях. Или есть существующая сущность как И1, как И2, как И3. А просто сущности - нет. И нет такого существования сущности как И1 + И2 + И3. Но есть сопряжение существований сущности, и такое, что И1 не бывает без И2 и И3, и т.д. Иначе, -И1-И2-И3- образует логический треугольник.

То есть:

Сказать Сын, это все равно, что отличить Отца от Духа. Это Личность и Бог. Божественная сущность, существующая как Сын в неразрывной связи с Отцом и Духом.

Сказать Троица, это то же, плюс отличить Сына от Отца и Сына от Духа. Это Личность и Бог. Божественная сущность, существующая и как Сын, и как Дух, и как Отец, и только как Сын, и только как Дух, и только как Отец.

Каждая из вершин треугольника сопряжена с другими и без них не может существовать. Свести треугольник к точке это его уничтожить. Одной точки как точки самой по себе - нет. А треугольник есть. Причем сопряжение вершины с двумя другими это залог его существования. Итак, существование трех точек-вершин это существование треугольника, и наоборот.

Теперь взглянем на весь треугольник. Нового ничего не увидим и не обнаружим нового «существования». Но можем сам треугольник назвать. И что же мы называем? Мы называем хотя бы одну точку, взятую в сопряжении других. И без разницы, какую из трех выбирать. Считаете, что теперь мы все три называем? Хорошо, но и прежде никакую одну точку было назвать нельзя, мы их называли только относительно существования двух других.

Вывод однозначен, Сын, Отец, Дух, Троица это различные имена одного и того же - Бога, существующего Бога.

И вместе с тем, мы отличаем в треугольнике вершины, и сам треугольник отличаем от каждой вершины. Стало быть, сказать Сын, это не то же, что сказать Дух, и не то же, что Троица.

У Бога много имен. Но Бог - один. Поэтому каждое имя характеризует Его как Личность. Он - Троица, Он - Отец, Он - Сын и Он - Дух.

А формально это имена Ипостасей, Троица это общее наименование ипостасей - это как сказать «бытие», не уточняя про него ничего, бытует ли оно вещью, мыслью ли, или, быть может, в различии эйдосом.

Ипостась же есть конкретный модус существования, но и только. Например, можно существовать ботинком как конкретной вещью или мысленным образом о конкретном ботинке. Совершенно разные существования одного ботинка, одной сущности. Можно существовать Сыном, а можно Духом. Разные Ипостаси. Однако мы знаем кое-что о свойствах этих Ипостасей - об их ипостасном единстве. Только его нельзя понимать механически как простое соотнесение к единственности сущности. Это означает не только и не столько, что сущность одна. Это означает единство, неразделимость различных и самостоятельных (!) существований единственной сущности. Вот Троица.

Именно это и позволяет нам говорить про Ипостаси, что каждая из них является Личностью. Каждая есть "движение сущности, общей трем ипостасям", это само собой. Более важна их самость, уникальная самостоятельность - бытие каждой влечет бытие других (отрешаясь от онтологического генезиса). Дух постольку сам, поскольку Дух и поскольку всегда в общении с Сыном и Отцом. И самодвижение Духа происходит в гармонии движений Сына и Отца. Итак, каждая Ипостась есть уникальное воплощение Божественной гармонии Троицы, поэтому - Личность.

И Троица как ипостасное единство в различии, как сама гармония Божественного бытия, тоже Личность. Это личность Бога. И, конечно, это никакая не четвертая личность. Это та самая единственная, что обращается к нам то ликом Сына, то Духа, то Отца. Точно как на иконе. Поэтому она не безлика.

Личность Бога одна. Троица.
Отец - это Личность Бога в ипостаси Отца.
Сын - это Личность Бога в ипостаси Сына.
Дух - это Личность Бога в ипостаси Духа.

Личность это не сущность. Сущность это точка, Монада сама по себе. Но по сущности Бог является Личностью, когда сущность Его проявляется, когда Монада приходит в движение.

Личность не ипостась, это не синонимы. Это разные понятия, примененные к одному. Ипостась это конкретный модус существования сущности, это одна точка в отношении двух других точек. Но сама ипостась является личностью, поскольку ипостась есть сущность в особом движении, и потому она всегда имеет лицо.

Личность это Фигура.

На схеме треугольника все видно. А треугольники бывают разные. И не только треугольники бывают, судя по всему.

Дело осталось за пониманием нашей личности, для чего надо соотнести представления о личности и Личности. В принципе, то же самое, лишь сложности в языке…

http://lj.rossia.org/users/bronza/231857.html?view=1228721#t1228721

тринитарное богословие, тринитарные модели, ипостась, личность, Троица, терминология

Previous post Next post
Up